Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:58, шпаргалка
Раскрываются основные понятия экономических терминов, дается их классификация.
Спрос и его факторы. Функция спроса.
Предложение и его факторы. Функция предложения.
Краткосрочные издержки: виды, динамика, взаимосвязь.
Монополия. Виды конкуренции.
Прибыль. Заработная плата.
Ценообразование.
Предпринимательская деятельность.
Дисконтирование.
pэк. = TR – Cэк..
pбух. > pэк. на величину неявных издержек.
Нормальная прибыль – это необходимый минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы быть заинтересованным в ведении собственного дела (элемент издержек производства).
Если pэк. = 0, то это означает,
что предприниматель получает только
нормальную прибыль, которая позволяет
удержаться ему в рамках данного направления
деятельности.
Вопрос № 2. Краткосрочные
издержки: виды, динамика, взаимосвязь.
С точки зрения
зависимости величины издержек от объема
выпускаемой продукции
Постоянные издержки (FC), которые не зависят от объема выпуска продукции.
Переменные издержки (VC), которые изменяются по мере изменения объема производства.
Общие
издержки (ТС) – это совокупность всех
затрат предприятия на производство и
реализацию продукции: ТС = FC + VC.
Монопольная власть:
понятие, показатели, факторы.
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.
Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции.
Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.
Для количественной характеристики монопольной власти используются:
показатель монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.
0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P;
Индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … + Р2n , где Н – показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н ³ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.
Источники или факторы монопольной власти:
Доля фирмы в рыночном предложении;
отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;
Эластичность
рыночного спроса. Чем меньше эластичность
спроса на товар фирмы, тем больше
монопольная власть этой фирмы на
рынке.
. Характерные
признаки олигопольного рынка.
Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.
Характерные черты олигополии:
На рынке доминирует небольшое количество фирм.
Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.
Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.
Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
Существуют значительные
барьеры для входа новых фирм
в отрасль.
Последствия всеобщей взаимосвязи:
нельзя оценить спрос;
нельзя определить MR;
нельзя определить
P* (равновесная цена) и Q* (равновесный
объем продаж).
Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения.
В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.
. Типы олигополистического
поведения.
А) Картельное соглашение.
Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.
Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.
При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.
Препятствия для тайного сговора:
Различия в спросе и издержках.
Число фирм в отрасли.
Внезапный спад деловой активности.
Возможное вступление в отрасль других фирм.
Мошенничество,
основанное на скрытом снижении цен
по принципу ценовой дискриминации.
Б) Лидерство в ценах.
Лидерство в
ценах (молчаливый сговор) – это
соглашение между олигополистами о
ценах на свою продукцию. Смысл в
том, что фирмы отрасли
Тактика лидера при корректировке цен:
Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.
О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.
Ценовой лидер
выбирает не обязательно максимальную
цену.
В) Практика сдерживания цен.
Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.
Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
Г) Ценообразование по принципу «издержки плюс».
Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.
Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обеспечить нормальную прибыль.
Модель рынка совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производит и продает однородную продукцию. Вход и выход хозяйственных субъектов из отрасли ничем не ограничен. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения очень незначительна, поэтому она не может влиять на рыночную цену продукта. Напротив, она сама попадает в зависимость от стихии рыночных сил и является ценополучателем.
График
спроса на продукт конкурентной фирмы
представляет собой горизонтальную линию.
Монополия
Один продавец
противостоит многим
а) продавец
является единственным
б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей
в) монополист
обладает рыночной властью,
г) на
пути входа в рынок
примерами естественных
монополий могут служить предприятия
общественного пользования - электрические
и газовые компании, предприятия водоснабжения,
линии связи и транспортные предприятия.
К искусственным барьерам относятся патенты
и лицензии, предоставляемые некоторым
фирмам на исключительное право функционировать
на данном рынке
Монополистическая конкуренция
Относительно
большое число производителей
предлагает похожую, но не
идентичную продукцию, т.е. на
рынке присутствуют
Таким
образом, фирмы на рынке
При такой
модели рынка фирмы стремятся
расширять свою область
Монополистическая
конкуренция отличается от
-
на совершенном рынке
-
для участников рынка нет
-
предприятия стремятся
- доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.
Немногочисленность участников конкуренции- когда относительно малое ( в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".
Олигополии
могут производить как
Немногочисленность
фирм способствует их
Важную
роль в характере конкурентных
отношений на таком рынке играют объем
и структура той информации о конкурентах
и об условиях спроса, которой фирмы располагают:
чем такой информации меньше, тем более
конкурентным будет поведение фирмы. Основное
отличие олигополистического рынка от
рынка совершенной конкуренции связано
с динамикой цен. Если на совершенном рынке
они пульсируют непрерывно и бессистемно
в зависимости от колебаний спроса и предложения,
то при ологополии имеют тенденцию к устойчивой
фиксации и изменяются не так часто. Типично
т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно
диктует одна ведущая фирма, остальные
же олигополисты следуют за лидером.
Доступ к рынку новым продавцам затруднен.
В случае соглашения олигополистов по
поводу цен, конкуренция все больше смещается
в направлении качества, рекламы и индивидуализации.