Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Макроэкономика".

Работа содержит 1 файл

макроэкономика лекции.doc

— 606.00 Кб (Скачать)

Долгосрочная  кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.16.5. Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства дает эффект, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной. 

  

Рис. 16.5. Кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий  

 

Согласно теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем (рис.16.6). Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки А1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен.

Рис.16.6. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий  

 

Исследование  долгосрочной кривой Филлипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства  добиться расширения производства в  условиях полной занятости путем  стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствование налоговой системы.

 

Вопрос №23 Социально-экономические    последствия    инфляции.    Антиинфляционная    политика.    Различные подходы    к    ее проведению. Стратегические и тактические меры антиинфляционного регулирования. 

Социально-экономические  последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.

- снижение  реальных доходов населения

- сокращение  объемов производства

- снижение  конкурентоспособности отечественной продукции

- социальная  напряженность

- нарушение  в денежной и кредитной системе  (использование денежных суррогатов- векселей; кредиты становятся краткосрочными,max их срок погашения 2 недели)

- разброс  цен в различных регионах

 Антиинфляционная политика

Подходы:

    1. приспособление к инфляции через индексацию доходов и компенсацию потерь; борьба с причинами.
    2. Антиинфляционные меры

    - стратегические

    1) жесткая  кредитно-денежная политика (Е. Гайдар)

      - денежная реформа конфискационного типа

          - дорогой кредит

          - сокращение расходов на социальные  программы

    2) борьба  с монополизмом

          - контроль за объединением предприятий

          - разукрупнение предприятий

          - контроль за ценами и качеством  продукции естественных монополий  (РАО ЕЭС)

          -  штрафные санкции (промышленный  шпионаж, переманивание кадров)

    3) борьба  с дефицитом гос. бюджета  

    4) структурная  перестройка экономики( реформы  с/х)

    5) сокращение  военных расходов и конверсия  предприятий

    6) трансформирование  налоговой системы в целях  пополнения гос. бюджета 

    -тактические

    1) частичная реализация страховых гос. запасов (топлива, сырья, материалов)

    2) массированный  потребительский импорт

    3) отказ  от бартерных сделок

    4) приватизация  и акционирование

    5) стимулирование  сбережений на основе высокой  ставки процента

    6) предоставление льготных кредитов с/х производителям. 

 

Вопрос №24.  Совокупный спрос и факторы его определяющие. 

     Совокупный спрос (AD) — суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

     В структуре совокупного спроса выделяют:

  • спрос на потребительские товары и услуги (C);
  • спрос на инвестиционные товары (I);
  • спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
  • чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X).

     Таким образом, совокупный спрос можно  выразить формулой: 

       

     Кривая  совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители  готовы приобрести при каждом возможном  уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег: 

      

      и или P = MV/Y, 

     где P — уровень цен в экономике;

     Y — реальный объем выпуска,  на который предъявлен спрос;

     М — количество денег в обращении;

     V — скорость обращения денег. 

       Из этой формулы следует, что  чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

     Обратная  зависимость между величиной  совокупного спроса и уровнем  цен  
связана с:

  • эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос: P­® ®M/P¯®r­®I¯®AD¯
  • эффектом богатства (эффектом Пигу) — рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос: P­®M/P¯®C¯®AD¯
  • эффект импортных закупок — рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, что приводит к сокращению экспорта. В результате чего сокращается чистый экспорт и снижается совокупный спрос в стране: P­®E¯®NE¯®AD¯

     Наряду  с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.

     К неценовым факторам совокупного  спроса относятся:

  • предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);
  • факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;
  • факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;
  • государственная политика, определяющая государственные расходы;
  • условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.

     Изменения совокупного спроса отражены на рисунке. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево — уменьшение. 

      

     

     Рис . 1. Кривая совокупного спроса

     Например, увеличение предложения денег (или  скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразятся на графике сдвигом кривой AD вправо, а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразятся графически сдвигом кривой AD влево. 
 

 

Вопрос №25.  Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него. Подходы к исследованию предложения в макроэкономике. 

     Совокупное  предложение (AS) — общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть создано или предложено в стране при данном уровне цен. Кривая совокупного предложения показывает зависимость общего объема предложения от общего уровня цен в экономике.

     На  характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Как и в отношении кривой AD, ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловливают движение вдоль кривой AS. Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой влево или вправо. К неценовым факторам предложения относят изменения в технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики (совершенная конкуренция, олигополия…). Так, повышение цен на нефть и нефтепродукты приведет к росту издержек и снижению объема предложения при каждом уровне цен в экономике (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения. 

     На  рисунке изображена кривая совокупного  спроса. Вертикальный участок соответствует  полной занятости ресурсов. Горизонтальный участок характеризуется тем, что в экономике используются не все факторы производства (неполная занятость ресурсов). Промежуточный участок соответствует постепенному вовлечению в производство свободных ресурсов, количество которых ограничено, что сказывается на ценах и издержках (они растут). 

     

     Рис. 2. Кривая совокупного предложения  

     Форма кривой предложения трактуется по-разному в классической и кейнсианской экономических школах.

     В классической модели экономика рассматривается в долгосрочном периоде. Это период, в течение которого номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются достаточно сильно, являются «гибкими». Реальные величины (объем выпуска продукции, уровень занятости, реальная ставка процента) меняются медленно и принимаются за постоянные.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"