Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 35 ответов на вопросы по дисциплине "Экономика"

Работа содержит 1 файл

моя экономика.doc

— 4.79 Мб (Скачать)

2) Неоднородный, многоукладный  характер экономики. Изменение  состава экономических элементов – наличие старых, оставшихся от предыдущей системы (госпредприятия); новых элементов (коммерческие банки, биржи), а также промежуточных, переходных форм (организации, регулирующие процесс преобразований). В переходной экономике старые элементы приобретают новое содержание и функции, а новые находятся в процессе становления и могут отличаться от тех же элементов в рыночной экономике.

  1. Сильное воздействие неэкономических факторов – политических, международных, криминальных.
  2. Альтернативный, многовариантный характер преобразований. Правда, альтернативность относительна, т.к. она ограничена тем, каков начальный этап – в постсоциалистических странах это плановая экономика индустриального типа. Имеет место выбор лучшего из возможных вариантов преобразований, но различные слои общества часто хотят сделать различный выбор.

5) Исторический характер переходных систем – это экономика особого переходного периода.

Специфика трансформационной  экономики как «смешанной», структура  которой представлена единством элементов рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Второй особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависят правильность выбора направлений и путей развития и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

– утрата государством функций  единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

– бюджетный кризис;

– трансформационный  спад.

Выделяют следующие главные задачи трансформационной экономики:

– преодоление кризисных  явлений, усугубившихся после вступления общества в эту фазу;

– формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;

– реформирование отношений  собственности как основы экономической системы;

– создание условий экономической  свободы для всех субъектов хозяйствования;

– формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

В настоящее в Республике Беларусь идет формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Социально ориентированная  рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.

Она базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.

Вбирая в себя эти типичные черты и основные принципы, белорусская модель включает уже на концептуальной стадии свои специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи.

 

33. Необходимость и способы перехода к рыночной экономике

 

Необходимость перехода от административно-командной  экономики к современной рыночной была обусловлена тем, что со временем стали все больше проявляется и нарастать отрицательные последствия планового функционирования экономики вследствие: снижения эффективности производства; преобладания экстенсивного типа развития; невосприимчивости экономики к достижениям НТП; диспропорциональности развития народного хозяйства; уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; подрыв трудовой мотивации; исключение предпринимательской инициативы; постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит.

Необходимость переходы к рыночной экономике обусловлена  ее эффективностью.

Различают два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) – эволюционный путь (градуализм) постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия, Республика Беларусь); второй – «шоковая терапия», применявшаяся в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме – в Польше), с той или иной степенью интенсивности в России.

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного  или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не только от воли политического руководства, но и от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

Градуалистская  модель – это модель постепенных эволюционных преобразований с использованием элементов прежней системы.

Можно выделить следующие  общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

  1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями.
  2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.
  3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь, затем распространяются на инвестиционные отрасли.
  4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
  5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции.
  6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных  с ним отраслей по производству потребительских  товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Модель  «шоковой терапии» сводиться к революционным одномоментным разовым преобразованиям, коренному слому прежней системы, что говорит о высокой степени радикализма.

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция – поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших  институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

– одномоментную либерализацию  цен на основную массу товаров  и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения  к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

– скорейшее разрушение прежней системы централизованного  планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

– ускоренную приватизацию государственной собственности, переход  к частной собственности на землю;

– либерализацию внешнеэкономической  деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Недостатки  стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

 

34. Основные  направления рыночных преобразований

 

Основными направлениями  формирования рыночной экономики в  переходный период являются следующие.

  1. Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений; стабилизация экономики.
  2. Либерализация экономики – это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
  3. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.
  4. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

5. Структурные  преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

6. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"