Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:05, шпаргалка
Работа содержит 35 ответов на вопросы по дисциплине "Экономика"
Особый интерес представляет анализ исполнения государственного бюджета, в котором может наглядно проявляться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками доходов и расходов. Если расходы госбюджета больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, то есть превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом.
Различают первичный, фактический,
структурный и циклический
Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими расходами и доходами правительства.
Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами госбюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости.
Циклический дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом госбюджета.
Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита:
Общая сумма накопленных в стране бюджетных дефицитов за минусом бюджетных профицитом называется государственным долгом.
Различают два его
вида: внутренний и внешний. Внутренний
государственный долг – это совокупная
задолженность правительства
Внешний государственный
долг – это суммарная задолженность
страны иностранным гражданам, другим
странам и международным финанс
Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания.
Основными средствами управления государственным долгом является:
– рефинансирование – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа;
– конверсия – изменение условий займа, касающихся его доходности;
– консолидация – изменение условий займа, касающихся его сроков.
18. Налоговая система государств
Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
К основным принципам построения налоговой системы относятся:
1. Обязательность
– все субъекты экономики
2. Всеобщность – налогами
охватываются все
3. Срочность платежа – налоговые платежи дискретны во времени;
4. Равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам;
5. Однократность обложения
– недопущение двойного
6. Стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны быть длительное время устойчивыми;
7. Простота и доступность восприятия;
8. Социальная справедливость – ставки налогов должны оказывать щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и слои населения.
Особую роль при построении налоговой системы играет норма налогообложения – размер налога на единицу обложения, который называется ставкой налога. Американский ученый А. Лаффер показал, что между поступлениями налогов в бюджет и ставками налогов существует зависимость. Высокие налоговые ставки приводят к росту теневой экономики, бегству капитала за границу, падению объемов производства. В итоге поступления в бюджет уменьшаются. По расчетам А. Лаффера оптимальная налоговая ставка от размеров дохода должна не превышать примерно сорока процента его величины. При этой ставке поступления в бюджет будут максимальны. Графически кривая Лаффера представляет собой параболу (рис. 11)
Рис. 11. Кривая Лаффера
Налоги – это изъятие в пользу государства части доходов хозяйственного субъекта, заранее определенные и установленные в законодательном порядке.
К элементам налогов относятся:
1) субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
2) носитель налога – лицо, которое фактически оплачивает налог;
3) источник налога
– доход, из которого
4) объект налога –
доход или имущество, подлежаще
5) ставка налога –
величина начислений на
Налоговая система каждой страны имеет свои особенности и включает различные виды налогов. Их можно классифицировать различными способами в зависимости от:
1. субъекта налога:
а) налоги с граждан;
б) налоги корпораций;
2. ставки налога:
а) налоги с твердой ставкой;
б) пропорциональные налоги;
в) прогрессивные налоги;
г) регрессивные налоги;
3. формы взимания:
а) прямые налоги (прямо пропорциональны доходами);
б) косвенные налоги (представляют собой надбавки к цене товара или услуги;
4. уровня бюджета, в которой поступают:
а) республиканские налоги обязательны к уплате на всей территории Республики Беларусь и поступают в государственный бюджет (например, подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и т. д.);
б) местные налоги устанавливаются местными органами власти и поступают в местный бюджет (например, сбор на право торговли).
5. целей использования:
а) общие налоги используются для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местного бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом;
б) специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование, в дорожные фонды и т. д.).
Налоги выполняют различные функции:
1) фискальную, то есть
налоги обеспечивают
2) социальную, то есть
налоги обеспечивают
3) регулирующую, то есть налоги регулируют экономическую активность в различных отраслях и сферах;
4) стимулирующая, то
есть налоги стимулируют
Необходимо отметить,
что налоговая система
1) сокращение и рационализация числа взимаемых налогов;
2) упрощение системы налогообложения;
3) создание благоприятных
условий для выхода части
4) распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;
5) снижение налогового бремени.
Следует иметь ввиду, что последнее реально только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов.
19. Денежно-кредитная система. Банки
Денежно-кредитная система включает в себя две составляющие – денежную и кредитную.
Денежная система –
это исторически сложившаяся
в каждой стране и законодательно
установленная форма
В большинстве стран действуют денежные системы бумажно-денежного и банкнотного обращения. В настоящее время сокращается сфера налично-денежного оборота и укрепляется кредитная система.
Кредитная система рассматривается с одной стороны, как совокупность выступающих в различных формах кредитно-расчетных отношений, а с другой – как совокупность финансово-кредитных институтов.
Кредитные отношения обусловлены движением ссудного капитала и включают различные формы кредита: коммерческий, государственный и международный.
Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует временно свободные денежные средства и предоставляют их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Основой кредитной системы исторически являются банки.
Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела – обмена денег между различными областями и странами.
Банк – это финансово-
В странах с развитой
рыночной экономикой сложилась следующая
структура финансово-кредитных
– Центральный банк;
– коммерческие банки: универсальные, инвестиционные, сберегательные, инновационные, ипотечные, отраслевые и др.
– небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.
Центральный банк составляет основу кредитной системы. Он принадлежит государству и выполняет следующие функции: производит эмиссию (выпуск) банкнот, хранит официальные золотовалютные резервы, осуществляет денежно-кредитную политику страны, регулирует обращение денег в стране, контролирует и регулирует деятельность коммерческих банков и других финансовых учреждений, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность.
Коммерческие банки – это кредитные институты, которые осуществляют услуги универсального характера. В современных условиях эти банки предлагают своим клиентам до 200 видов услуг: открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, кредитование промышленных и торговых предприятий, рассчетно-кассовое обслуживание, купля-продажа иностранной валюты, охрана ценностей, консалтинг, лизинг, трастовые соглашения, брокерские услуги и др.
Все операции банков делятся на пассивные (привлечение средств, то есть все операции, по которым банк платит процент), активные (размещение средств, то есть операции, по которым банк взимает процент), посреднические (выполнение операций по поручению клиентов: по этим операциям банк может взимать и платить процент).
Средства коммерческих банков (фактические резервы) делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты граждан и т. п.).
Прибыль банков (банковская маржа) формируется как разница между суммой процентов, получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.
Третий элемент
финансово-кредитной системы –
это небанковские институты.
В Республике Беларусь в соответствии с Банковским кодексом существует двухуровневая банковская система. Двухуровневый характер банковской системы подчеркивается в статье 136 конституции. Они включает Национальный банк, который является центральным банком страны, и сеть коммерческих банков. В настоящий момент в Беларуси их двадцать восемь, в числе которых пятнадцать – совместных, с участием иностранного капитала, и два – со стопроцентным иностранным капиталом. Все вместе они имеют пятьсот сорок четыре филиала на территории нашей страны. «Системообразующими» банками являются «Беларусбанк», «Агропромбанк», «Белпромстройбанк», «Приорбанк», «Белвнешэкономбанк», «Белбизнесбанк» и «Белорусский банк развития». В них сосредоточено около восьмидесяти процентов всех активов банковской системы.
В создании для Беларуси новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы весьма велика, так как с ее помощью осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки.
20. Денежно кредитная политика
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита.