Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ ДЛЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

     Согласно  закону стоимости производство и  обмен товаров при уравновешенном спросе и предложении должны осуществляться на основе ОНРВ или общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Иначе говоря, закон стоимости сводит любое фактически израсходованное рабочее время на создание товара к общественно необходимой величине. При совпадении спроса и предложения закон стоимости устанавливает равенство между фактическими, общественно необходимыми затратами и ценой товара.

     Обе эти формы проявления закона стоимости  действуют в единстве, а закон  при этом выполняет три присущие ему функции: 1)регулирует структуру общественного производства во взаимодействии с законом спроса и предложения; 2)дифференцирует производителей по уровню доходов на богатых и бедных; 3)стимулирует развитие производительных сил и повышение производительности труда.

     Действие  закона стоимости проявляется не в самом производстве, а в обмене, на рынке через ценовые, денежные механизмы.

     Законы денежного обращения Если товар является первичным или исходным “продуктом” товарного хозяйства, то деньги - это “продукт” длительного исторического развития форм товарного обмена, в результате которого появляется специфический товар, а именно деньги, играющие роль всеобщего эквивалента или измерителя стоимости всех товаров.

     Исторически первой формой обмена была простая  или случайная, на смену которой  пришла полная или развернутая, затем всеобщая и, наконец денежная. С появлением денежной формы обмена все товары стали выражать свою стоимость через единый товар-эквивалент, которым стало золото. С появлением денег весь товарный мир разделился на два противоположных полюса: на одном - сконцентрировались все товары как потребительные стоимости, а на другом - деньги (золото), как воплощение чистой стоимости. Более полно сущность денег выражается через их функции. При золотом обращении деньги выполняют пять функций: 1)мера стоимости; 2)средство обращения; 3)средство накопления или образования сокровищ; 4)средство платежа; 5)мировые деньги.

     Чтобы деньги надлежащим образом выполняли  присущие им функции, в обороте должно находиться определенное их количество. После замены золотых денег на бумажные количество их в обращении регулируется государством на основе закона денежного обращения, известного в формулировке К.Маркса и И.Фишера.

     По  Марксу:

     Кд = (ЦТ - К - ВП + СП) / Со,

     где Кд - количество денег, необходимых для обращения; ЦТ и К – сумма цен товаров, проданных за наличный расчет и в кредит; ВП и СП - суммы взаимопогашающихся платежей (бартер) и платежей, по которым наступил срок уплаты (срочные платежи); Со - скорость оборота одноименной денежной единицы.

     Для определения необходимого количества денег по Фишеру используется уравнение обмена:

     M*V = P*Q, а отсюда: M = (P*Q) / V,

     где M*V - масса денег, обернувшихся за год; P*Q - сумма цен товаров, проданных  за год; М - количество денег, необходимых  для обращения; V - скорость оборота  денежной единицы; Р - средняя цена продаж товаров; Q - количество проданных за год товаров.

     При бумажно-денежном обращении избыточное количество денег в обороте ведет  к их обесцениванию и росту  цен, т.е. к инфляции. В такой ситуации начинает действовать закон Коперника-Грешема, сформулированный еще в 16-ом веке, в соответствии с которым "худшие деньги вытесняют из оборота лучшие".

     11.Законы  спроса и предложения.  Равновесная цена

     Любому  акту купли-продажи предшествует анализ (оценка) двух явлений – спроса и предложения, от состояния которых зависит объем сделок на рынке и уровень цен.

     При анализе спроса на рынке необходимо различать явления величины спроса и состояния спроса (или просто спроса), так как от этого зависит  форма выражения закона спроса и механизм установления равновесной цены. Величина спроса – это желание и способность людей купить определенное количество данного товара по определенной цене при всех прочих равных или неизменных условиях рынка. Цена, которую покупатели предполагают заплатить за данный товар, называется ценой спроса. В основе цены спроса лежит полезность данного товара для покупателя. Спрос – это желание и способность людей покупать товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка, к которым относят цены других товаров, доходы потребителей, количество покупателей и продавцов, их потребности, уровень налогов, политическую ситуацию в стране, степень монополизации рынка и многие другие.

     Закон спроса – это принцип, в соответствии с которым существует обратная связь между изменением цены какого-либо товара и величиной спроса на этот товар при всех прочих равных условиях рынка. Закон спроса выражают в виде уравнений, графиков, таблиц. Функционально закон спроса можно записать в виде уравнения

     Qda = f(Pa),

     где Qda – величина спроса на товар «a» (зависимая переменная); Pa –цена товара «а» (независимая переменная), f – функциональная связь.

     Если  на рынке меняется не только цена товара «а», но и все прочие условия, то меняется не величина спроса, а сам спрос. Функционально изменение спроса от совокупности факторов можно записать в виде уравнения

     Qd = F(P a,b,c...I, Z, М, N, B),

     где Qd – спрос; P a,b,c... – цены разных товаров; I – доходы покупателей; Z – вкусы и предпочтения потребителей; М – ожидания покупателей относительно изменения цен, налогов, сезонности и других условий рынка; N – количество покупателей; B – прочие факторы.

     При анализе предложения, как и в ситуации со спросом, следует различать явления величины предложения и состояния предложения (или просто предложения), так как от этого зависит форма выражения закона предложения и механизм установления равновесной цены. Величина предложения – это желание и способность производителей продать определенное количество товара по определенной цене при всех прочих равных или неизменных условиях рынка. Цена, которую устанавливают производители на свой товар, называется ценой предложения. В основе цены предложения лежат затраты на производство и реализацию товара. Предложение – это желание и способность производителей продавать товары и услуги при меняющихся ценах и всех прочих условиях рынка, к которым относят цены других товаров и ресурсов, характер технологий, налоги и субсидии производителей, количество продавцов, изменение погодных условий и многие другие.

     Закон предложения – это принцип, в соответствии с которым существует прямая связь между изменением цены какого-либо товара и величиной предложения этого товара при всех прочих равных условиях рынка. Функционально закон предложения можно записать в виде уравнения

     Qsa = f(Pa),

     где Qsa – величина предложения на товар «а» (зависимая переменная); Pa – цена товара «а» (независимая переменная); f – функциональная связь.

     Если  на рынке меняется не только цена товара «а», но и все прочие условия, то меняется не величина предложения, а само предложение. Функционально изменение предложения от совокупности факторов можно записать в виде уравнения

     Qs= F(P a,b,c...Pr, K, T, N, B),

     где Qs – предложение; P a,b,c... – цены разных товаров; Pr – цены ресурсов; K – характер применяемых технологий; Т – налоги и субсидии; N – количество продавцов; B – прочие факторы.

     Когда продавцы и покупатели появляются на рынке, интересы их прямо противоположны. Продавцы хотят продать свои товары дороже, а покупатели стремятся купить их дешевле. Приспособление интересов продавцов и покупателей происходит путем сближения цен спроса и предложения, что происходит в процессе торга или добровольного договора. Когда цены спроса (Pd) и предложения (Ps) совпадают, возникает равновесная цена (Pe), которой соответствует и равновесный объем покупок и продаж (Qe). В точке рыночного равновесия:

     Pe = Pd = Ps,

     а соответственно Qe = Qd = Qs.

     В условиях свободной конкуренции  рынок стихийно или автоматически  формирует равновесные цены. Этот процесс А.Смит назвал механизмом невидимой руки.

     Цена  равновесия образуется не только за счет изменения цен спроса и предложения, но и за счет всех прочих факторов. Так  как цена спроса и предложения совпадает при заключении любой отдельной сделки купли-продажи, то ценой устойчивого равновесия может быть признана лишь такая равновесная цена, при которой поставщики и потребители намерены постоянно продолжать поставки и закупки товара и при которой отсутствует тенденция к повышению или понижению цен. 

       12. Основы теории потребительского поведения. Законы Г.Госсена.

     При изучении законов спроса и предложения  было установлено, что в основе цены спроса лежит полезность данного  товара для потребителя, в основе цены предложения лежат затраты производителя на создание и продажу этого же товара, а государство должно контролировать и регулировать взаимоотношения потребителей и производителей. Целью потребителей в рыночной экономике является максимально возможное удовлетворение своих потребностей в пределах имеющихся доходов. Закономерности поведения потребителей на рынке исследовала австрийская школа предельной полезности или теория маржинализма.

     Исследуя  закономерности рационального поведения  потребителей в рыночной экономике, маржиналисты опирались на принцип  оптимальности и редкости. Оптимальность как критерий рациональности поведения потребителей на рынке трактуется ими в виде субъективной оценки человеком выгодности своих действий. Только каждый человек в отдельности может оценить степень рациональности своего поведения на рынке, а потому маржинализм называют субъективным течением в экономической науке. Принцип редкости позволил маржиналистам выработать понятия общей и предельной полезности продукта для человека, которые и лежат в основе цены спроса.

     Полезность - это то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товара или услуги. Общая полезность - это та польза, которую можно получить от всех единиц купленного товара. По мере увеличения количества купленных товаров общая полезность растет. Предельная полезность - это добавочная полезность от каждой дополнительно купленной единицы товара. По мере увеличения количества купленных товаров данного вида предельная полезность уменьшается. Действует закон насыщения потребностей (первый закон Г. Госсена), который гласит: с удовлетворением потребности ее ценность падает, или - по мере увеличения количества потребляемого товара его полезность убывает.

     Полезность  есть абстракция, означающая субъективное удовольствие от потребления продукта, поэтому она не имеет объективной  меры. Каждый человек выстраивает свою шкалу оценки полезности (чаще всего в баллах) и схему ценового поведения на рынке. В основе такого поведения лежит три фактора: 1) наличие ресурсов, т.е. денег у покупателя; 2) имеющийся запас покупаемого продукта; 3) степень полезности или необходимости данного продукта. Варианты поведения при этом могут быть самые разнообразные. Например, если у покупателя ресурсы ограничены, но есть запас продукта, а степень полезности его незначительна, то он согласится купить дополнительную единицу товара лишь за незначительную цену; но если у покупателя ресурсы значительны, запаса продукта нет, а степень полезности высокая, то он будет готов заплатить за данный продукт высокую цену.

     Если  в качестве меры предельной полезности взять деньги, то масштаб или измеритель её при изменении количества товаров будет совпадать с масштабом изменения цен, а графики спроса и предельной полезности будут тождественны. Отношение предельной полезности каждого товара к его цене называют средней предельной полезностью, которая лежит в основе второго закона Г. Госсена. Любой потребитель, стремясь достигнуть максимальной выгоды, должен распределить свои средства между различными покупками таким образом, чтобы средние предельные полезности разных товаров стали одинаковыми; должно существовать равенство предельных полезностей на рубль каждого купленного товара (второй закон Г. Госсена). Экономическими инструментами, с помощью которых можно оценивать варианты выбора возможного набора потребляемых товаров с максимальной полезностью, служат математические уравнения, кривые безразличия и бюджетные ограничения.

     13. Издержки производства

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"