Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Различные страны к рыночной экономике шли разными путями.
Вместе
с тем существуют общие закономерности
ее становления, присущие любой стране.
К важнейшим из них относятся: наличие
независимых товаропроизводителей, свобода
предпринимательской деятельности и гарантии
прав собственности различных экономических
субъектов; свободные рыночные цены, уравновешивающие
спрос и предложение; конкуренция товаропроизводителей;
свободный перелив капиталов между отраслями
и регионами.
Структура рыночной экономики может быть представлена следующим образом:
Классификация структуры рынка | ||
Характер классификации | рынки | |
1 | По экономическому назначению объектов рыночных отношений | Товар и услуг, средств производства, труда, инвестиций, финансовый или денежный, ценных бумаг |
2 | По географическому положению | Местный, региональный, национальный, мировой |
3 | По характеру ограничения конкуренции | Монополистический, олигополистический, свободный, смешаный |
4 | По отраслям | Автомобильный, компьютерный |
5 | По характеру продаж | Рыночный и оптовый |
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой институтов. Действующих а пределах особых рынков и выполняющие определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Она может быть представлена следующими элементами:
1.
Товарные биржи, предприятия
аукционы, ярмарки, посреднические фирмы. Они обслуживают рынок
товаров и услуг, средств производства.
2. Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи. Они
функционируют на денежном, фондовом, инвестиционном рынках.
3. Биржи труда обслуживают рынок труда.
4. Информационные центры, юридические консультации, рекламные агентства, аудиторские фирмы.
Функции
рынка: информационная, посредническая,
стимулирующая, распределения и
обмена, пропорциональности, дифференцирующая.
7.
Рыночная экономика:
понятие, субъекты
и принципы организации.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели, физические лица, Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся предприятия и объединения, организации, ассоциации. кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.
Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности - на субъекты, функционирующие в рамках государственной, коллективной и групповой собственности, на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять па три группы домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Домашние хозяйства яв-ся потребителями и поставщиками факторов производства. На рынок домашние хозяйства поставляют, прежде всего капиталы и труд, а также продукты. Предпринимательство - это деловые предприятия, функционирующие с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг. Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, оно поставляет на рынок товары и услуги предприятии, находящихся в собственности государства, осуществляет заказы на производство тех или иных товаров и уел) предпринимательским структурам. Один и тот же человек может быть домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем организации; владения бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, является членом домашнего хозяйства и т.д.
Объекты рыночных отношений – это все то, по поводу чего возникают отношения купли – продажи. Сюда относятся материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства - средства производства, рабочая сила, капиталы, технические новшества и идеи и т.д.
Принципы
организации: частная собственность
или многообразие форм собственности;
свобода предпринимательства и
выбора; личный интерес как главный
мотив субъектов; конкуренция; ограниченная
роль правительства; свободное ценное
образование и система цен; специализация;
применение денег.
8. Конкуренция и ее основные виды в производстве и на рынке.
Конкуренция – (от лат. Concurrere –
сталкиваться) – борьба независимых
экономических субъектов за ограниченные
экономические ресурсы.
Это экономический процесс взаимодействия,
взаимосвязи и борьбы между выступающими
на рынке предприятиями в целях обеспечения
лучших возможностей сбыта своей продукции,
удовлетворяя разнообразные потребности
покупателей. Конкуренция относится к
неконтролируемым факторам, которые воздействуют
на деятельность организации, которые
не могут управляться организацией.
Конкурентные
структуры, характеризующие виды рынков.Существует
четыре возможные конкурентные структуры,
определяющие собой вид рынка:
1. Чистая конкуренция.
2. Монополистическая конкуренция.
3. Олигополия.
4. Чистая монополия.
Чистая конкуренция – состоит
из множества продавцов и
Рынок монополистической
Рынок олигополии (олигополистическая
конкуренция) состоит из
При чистой монополии на рынке
всего один продавец. Это может
быть государственная
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметрами.
Предметная
конкуренция – результат того,
что фирмы выпускают, по сути, идентичные
товары, различающиеся лишь качеством
изготовления или даже одинаковые по
качеству. Такая конкуренция иногда
называется межфирменной, что в некоторых
случаях верно, однако, следует иметь ввиду,
что межфирменными обычно являются и два
других вида конкуренции.
9. Монополия,их виды и роль в экономике.
Монополия – (от моно… и
греч. Poleo – продаю), исключительное
право в определенной области
государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные
хозяйственные объединения (картели, синдикаты,
тресты, концерны и так далее), находящиеся
в частной собственности (индивидуальной,
групповой или акционерной) и осуществляющие
контроль над отраслями, рынками и экономикой
на основе высокой степени концентрации
производства и капитала с целью установления
монопольных цен и извлечения монопольных
прибылей. Господство в экономике служит
основой того влияния, которое монополии
оказывают на все сферы жизни страны.
Вид монополий зависит от
Есть несколько причин
Монополия означает
Тема
10. Закон стоимости
и законы денежного
обращения
Закон стоимости Товар как экономическая категория - это вещь (услуга), произведенная трудом и обладающая двумя свойствами: потребительной стоимостью или полезностью и стоимостью или количеством труда, затраченным на его создание. Потребительная стоимость товара удовлетворяет потребности не производителя, а общества, т.е. являться носителем общественных требований к товару (к его качеству, моде, вкусам, привычкам потребителей и т.п.). Одновременно потребительная стоимость товара является носителем определенного количества стоимости (труда), затраченного на создание товара, т.е. стоимость товара является общественно приемлемой мерой затрат труда на его производство.
Величина стоимости товара определяется общественно необходимым рабочим временем (ОНРВ), которое складывается у производителей, обладающих наиболее распространенными (типичными) условиями производства и соответствующим им уровнем производительности и интенсивности труда. Величина стоимости товара регулируется законом стоимости, который таким образом регулирует и структуру общественного производства.