Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:26, шпаргалка
Шпаргалка содержит ответы на 46 экзаменационных вопросов по мировой экономике.
1.Общая характеристика макроэкономики...
46.Социальная защита населения. Принципы и источники.
20.Сущность и основные принципы безработицы.Виды безработицы.
Занятость определяется как не запрещенная
законом деятельность граждан, приносящая
им заработок (доход). К занятому населению
относятся работники по найму (за вознаграждение),
а также лица, самостоятельно обеспечивающие
себя работой, — предприниматели, фермеры,
члены кооперативов и др. Одной из главных
целей национальной экономики любой страны
является обеспечение наиболее полной
занятости. Неполная
занятость — это работа в условиях сокращенного
рабочего дня, вторичная -
дополнительная работа по совместительству
людей, имеющих основную работу. Вторичную
занятость различают по характеру участия
в труде (постоянная, временная, эпизодическая,
разовая); режиму труда (неполное рабочее
время, сезонная); форме участия (совместительство,
трудовое соглашение, на условиях почасовой
оплаты). Безработным считается человек,
который хочет работать, может работать,
но не имеет рабочего места. Следует отметить,
что в странах с командной экономикой
безработица официально отсутствовала.
Однако значительные масштабы приняла
так называемая скрытая безработица, когда
число занятых в народном хозяйстве значительно
превышает потребности в них. Это явилось
одной из причин низкой производительности
труда, падения производственной дисциплины,
неэффективности экономики. Во время спада
уровень безработицы растет, а в периоды
подъема сокращается. Причиной
безработицы являются также экономические
кризисы, во время которых происходит
массовое сокращение рабочих мест из-за
банкротств, снижения объемов производства
и необходимости его модернизации.
Фрикционная безработица
связана с временными перерывами в работе
из-за поисков новой работы. Структурная
безработица
возникает в связи с внедрением достижений
научно-технического прогресса в производство,
когда новой структуре рабочих мест не
соответствует сложившаяся профессионально-
21. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Эк.последст.
безработицы опред-ся не созданными
товарами и услугами,кот для нац эк-ки
потеряны безвозвратно.Современ эк теория
опред это явление,как отставание объема
ВНП когда нац эк-ка не может создавать
кол-во раб мест для желающих работать.
Безработица им.серьезн соц последствия,
работа – это не только источник дохода,
но и средство обретения целой совокупности
статусов, с которыми неразрывно связана
повседн жизнь чел-ка(престиж, самоутверждение).Потеря
занятости не только утрату этих статусов,но
и выпадение чел-ка из сети обычных сообществ:труд
коллектива, круга знакомых и друзей.Исследователи
выявили положит корреляционные зависимости
между ростом безработицы и числом самоубийств,
псих.заболеваний,ур-нем преступности
как и в промыш.развитых странах,так и
в нашей. Америк.экономист А.Оукен на основе
эмпирических исследований выявил устойчив
связь между величиной циклической безработицы
и отставанием фактического объема пр-ва
от потенциального.Эта зависимость получила
название закон Оукена:если фактич ур-нь
беззработицы превышает естественный
ур-нь 1%,то отставание объема ВНП составит
2,7-3% от потенциального ур-ня ВНП.Таким
образ речь в законе идет о потерях продукции
экономикой в целом. Естествен.ур-нь
безраб - это такой ур-нь,при кот уравновешиваются
эк силы, влияющие на изменения з/п и цен,и
достигается взаимная стабильность з/п
и цен.
22.Место и роль гос-ва в рыночной экономике.
Гос-во
вовлекается в рын эк-ку с целью
поддержания эк-кой стабильности,макроэ-кого
равновесия,сглаживания циклич спадов
и подъемов в развит эк-ки.Гос-во способствует
эффективной хоз деят-ти всех предпринимателей(повышает
эффективность рыноч механизма).Гос-во
обеспечивает правовую основу и соц климат.Впериод
эк спада возникает необходимость гос
пол-ки,как ср-во способного уравновешивать
совокуп и совокуп предложение,выводить
эк-ку из кризисного состояния, содействовать
её стабилизации.Вмешательство гос-ва
должно быть эк-ки оправдано,поэтому одна
из задач рын эк-ки добиться оптимум соотношений
гос вмешательства и рыночной стихии.Преобладание
одного из факторов приведет к нежелат
рез-тату, поэтому нужно искать оптимальные
пределы участия гос-ва в рыноч эк-ке.Эффективное
функционирование гос сектора приведет
к тенденции снижения эффективности и
качества, т.к. будет меньшее давление
на гос предприятия рыноч сил и поддержка
их гос-вом.
23.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.
Уровень
з/п и ур-нь занятости взаимосвязаны.С
повышением з/п занятость растет,а безработица
снижается.Но повыш-е з/п означает рост
издержек,а следовательно и цен.Повышение
цен,как правило, означает снижение безработицы.Рост
цен выступает в качестве платы за сокращение
безработицы.Инфляция и безработица –
две острые и взаимосвязанные проблемы.Чем
выше темпы инфляции,тем ниже размеры
безработицы.Чем ниже темп инфляции, тем
большее число людей вынуждено искать
работу. Взаимосвязь инфляции и
безработицы отражается в кривой Филлипса,через
понятия естественного ур-ня безработицы(это
такой ур-нь,при кот уравновешиваются
эк.силы,влияющие на изменение з/п и цен,
и достигается взаимная стабильность
з/п и цен.Кривая Ф.дает возможность нац.эк-ке
выбирать между высоким ур-нем занятости,т.е.
сокращением безработицы,но при этом высоким
ур-нем инфляции,либо наоборот,взависимости
от того какие задачи ставит пред собой
данная страна в данный период. В реальной
практике кривую Ф. гос-ва могут применять
только в краткосроч.периоде,в долгосроч
такая возможность ликвидируется в силу
2-х причин:1).У предпринимателей возрастают
издержки по приобретению фактора труда
и адаптации сторон,учавствующих в переговорах
о з/п. 2).Под влиянием ликвидации денеж
иллюзии о з/п у наемных работников. В долгосроч.периоде
кривая Ф. приобретает вид вертикальной
прямой.
24.ФИНАНСОВЫЕ
ОТНОШЕНИЯ,ФИНАНСОВАЯ
СИСТЕМА.ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.
Совокупность отнош-й возник-щих по поводу
формирования целевых денеж фондов, наз.
финанасовыми отношениями, они лежат
в основе существующей финансовой системы.
Гл.элементами фин.системы явл гос
бюджет, бюджеты субъектов Федерации,
местные бюджеты, внебюдж.фонды. Кроме
того, в фин ситем включ-ся финансы предприятий
и организаций. Гос.финансы-важнейш.часть
финанс отношений об-ва. Они связаны с
формированием и использованием гос денеж
фондов.Гл.звеном фин системы явл гос
бюджет – годовой финансовый план
расходов гос-ва и источников их покрытия.
Сбалансированный гос
бюджет предполагает соответствие,
равенство его доходов и расходов и отвечает
требованию жить по средствам. Вторым
по своему значению финансовым звеном
явл система местных
финансов.В федеративных гос-вах (в т.ч.и
в России) есть ещё одно звено – бюджеты
членов федерации. Под воздействием
производит-х сил,а также регионал.особенностей
часть хоз связей замыкается рамками региона.
На этой основе формируются масштабы и
особенности местных рынков,местной администрации,местных
финансов.Особое фин звено образуют специальные
правительственные внебюджет фонды,имеющие
определенную самостоятельность.Они отделены
от гос бюджета и управляются центральными
властями.К ним относят фонды гос соц страхования,различ
целевые фонды,гос и смешанные фин учреждения.Такие
фонды были образованы для финансирования
отдельных целевых мероприятий,но затем
стали использ-ться правительством в экстренных
ситуациях и выполнять роль резерва для
маневрирования ср-вами в своих целях.Сущность
и роль гос финансов в жизни об-ва
проявляются в их ф-ях: контрольная
– проявл-ся лишь в процессах использования
хозяйствующими субьектами гос средств;
мобилизационная – обеспечивает
поступление ср-в для гос нужд; распределительная
- связана с перемещением дохододв от производителей
в иные сферы хоз-ва.
25. Гос.бюджет. Его дефицит и профицит.
Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства. Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет государства составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.
В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.
Дефицит- расходы гос.бюджета превышают доходы. Причины: гос-во расходует деньги,надеясь получить их и компенсировать по мере налоговых поступлений, если же налог-е платежи поступают в меньших размерах по сравнению с ожидаемым, то образуется бюджетный дефицит и гос.долг.
Профицит
– излишек гос.бюджета который
позволяет расплатиться с долгами. Причина:
налоговые поступления превышают госрасходы.
26. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА.КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИННИ.
Неравенство – это объективный процесс.Нерав-во
дохододов в об-ве связано с тем, что
разные эк.субъекты имеют различ. по характеру
и величине собственность и взависимости
от этого различается структура и размер
доходов.Доходы: 1).Факторные
– относят доходы, получаемые их собственниками
вследствие функционирования в производственном
процессе и создании эк.благ, подлежащих
реализации (продаже). Фактор труда требует
дохода в форме з/п – этот доход у разн
субъектов также неодинаков, т.к. находится
в зависимости от качества ресурсов труда
и может быть более или менее квалифицирован:
а).первичный рынок труда, где функционирует
высок. подготовл. рабоч. сила, затраты
на обуч-е кот достаточ высоки, но высоки
и гарантии занятости работника.
б).Вторичный рынок труда составляет
малоподготовленная раб сила, затраты
на обуч-е кот ниже соответственно ниже
гарантии её занятости, особенностью вторич
рынка труда явл то, что работники в 1-ые
предлагающие этот фактор, даже при наличии
спец образования явл занятыми на вторич
рынке. Фактор земли
требует отдачи в форме ренты. Фактор
капитала в денеж форме приносит доход
собственнику в форме %. Капитал в натур-веществ,
или реальной форме приносит доход в форме
прибыли. Предпринимательская
способность - приносит доход в фрме
нормал прибыли. 2).Персональный
доход – доходы получаемые теми
эк.субъектами, кот по объективным обстоятельствам
либо ещё, либо уже не участвуют в производств.процессе.
К перс. доходам относят пенсии, стипендии
и все виды соц. трансфертов, как в натуральной,
так и в денежной форме.По соотношению
фактор и персонал доходов в об-ве можно
судить о развитости данной нац эк-ки.
Неравенство доходов в об-ве изучалось
и было опубликовано в 50-е гг.и наз.
кривой Маркса Лоренца.
На гориз-й оси – доля всего кол-ва семей
от 0% до 100%, на верт-й – их доли в совокупном
доходе. если бы доходы распределячлись
равномерно, то кривая выпрямилась бы,
но т.к. способности отдельных людей как
собственников раб. силы различны, различ-ся
и доходы.Именно такие различия отражает
кривая Лоренца. Форма криврй хар-ет степень
неравномерности распределения доходов.
Чем круче изгиб и чем дальше она от кривой
абс. Равенства, тем больше неравенство
в распределении доходов и наоборот. Степень
неравенства доходов
в об-ве определяет коэффициент
Джинни как соотношение реальн. статистич.
данных групп населения. Коэф. Джинни представл
собой показатель, кот нац эк-ки подсчитывают
и представляют в рамках системы нац счетов
(СНС).