Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:37, контрольная работа
В тех случаях, когда продукция может представлять опасность для жизни и здоровья человека, его имуществу или окружающей среде, сертификация регулируется и контролируется исключительно государством.
Таким образом, сертификация призвана защитить потребителя от некачественной и опасной продукции, предоставляя достоверную объективную и точную информацию об ее качестве, освобождая тем самым покупателя от необходимости самостоятельно проводить сложную и трудоемкую оценку качества продукции.
Введение………………………………………………………………….3
1. Цель, основные принципы определения эффективности стандартизации, показатели……………………………………………………………………….4
2. Сертификация систем качества: значение, основные принципы, структура «Регистра систем качества»……………………………………………………11
3. Метрологическое обеспечение сферы услуг, сертификация продукции и систем качества………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19
Стандарты (международные и (или) национальные) полностью или частично используются в качестве основы и доказательной базы для подтверждения соответствия при разработке проектов технических регламентов, вплоть до включения их полностью или частично в текст технического регламента.
Стандартизация,
осуществляемая в целях содействия
соблюдению требований технических
регламентов и других, ранее указанных
целях, реализуется в соответствии
с принципами:
— добровольного применения стандартов;
— максимального учета интересов заинтересованных
лиц;
— применения международного стандарта
как основы разработки национального
стандарта, за исключением случаев, если
применение международных стандартов
по тем или иным причинам признано невозможным
в Российской Федерации (например, по климатическим
или географическим особенностям страны,
техническим и (или) технологическим особенностям
либо, если РФ выступила против принятия
международного стандарта);
— недопустимости создания препятствий
производству и обращению продукции, выполнению
работ и оказанию услуг, противоречащих
техническим регламентам;
— обеспечения условий для единообразного
применения стандартов.
мы, системы документации, нормы техники безопасности и т.п.
Регистр систем качества Госстандарта России представляет собой систему сертификации, построенную в соответствии с:
• действующим законодательством Российской Федерации;
• правилами по сертификации;
• государственными стандартами;
• международными правилами и процедурами. Основными целями деятельности Регистра являются:
• реализация политики в области сертификации систем качества и производств;
• обеспечение работ по сертификации систем качества и производств при сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р;
• удовлетворение потребностей предприятий и организаций в сертификации систем качества и производств, вытекающих из задач экспорта, повышения конкурентоспособности товаров и их производителей, завоевания и расширения рынков сбыта и др.
Основные положения-Регистра систем качества Госстандарта России содержатся в ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения», утвержденном и введенном в действие постановлением Госстандарта России от 13.06.96 г. № 373.
Регистр систем качества учитывает требования таких документов, как стандарт ИСО 8402, стандарты ИСО серии 9000, ИСО 10011 (части 1, 2, 3), Руководства ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 61 и ИСО/МЭК 62, ЕЫ 45012, Рекомендации Европейской Федерации по аккредитации сертифицирующих органов (ЕАС) по применению ЕЫ 45012, Рекомендации Европейского комитета по оценке и сертификации систем качества (ЕОЗ) по проведению проверок систем качества и сертификации систем качества третьей стороной (Е05 147).
Упомянутый ГОСТ Р 40 002-96 устанавливает:
• цели и принципы деятельности по сертификации систем качества и производств в Регистре;
• нормативную базу регистра;
• организационную структуру Регистра;
• основные функции участников сертификации систем качества и производств;
• порядок апелляций;
• формы сертификатов соответствия систем качества и производств и формы знака соответствия;
• условия ресертификации систем качества и производств.
Требования
данного стандарта являются
В соответствии с названным документом в Регистре осуществляются:
• сертификация систем качества;
• сертификация производств;
• инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами;
• международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания результатов сертификации.
Структура Регистра
включает таких участников, как Госстандарт
России, Технический центр Регистра, Совет по сертификации систем
качества и производств, Комиссия по апелляции,
Научно-методический комитет Регистра,
органы по сертификации систем качества,
органы по сертификации производств, организации,
прошедшие сертификацию.
Сегодня сертификация товаров и услуг
необходимое условие успешного ведения
дела. Однако на сертификацию уходит достаточно
много времени и для того чтобы сократить
затраты на проведение каждой отдельной
сертификации, была создана сертификация
систем качества. Сертификация
продукции России – это ряд мероприятий, согласно
которым вырабатывается система стандартного
качества для каждого вида продукции или
услуги. Имея такую систему, эксперт может
провести аудит в течение всего нескольких
дней. Кроме того, существует возможность
сертифицировать не товар или услугу,
а организацию, которая производит продукцию
или осуществляет те или иные работы. При
сертификации организации эксперт может
быть уверенным, что вся ее деятельность
соответствует самому высокому качеству.
Конечно, нельзя
отрицать, что для каждой организации
существует свой стандарт качества, которого
она придерживается. Этот стандарт качества
также разрабатывается экспертной организацией.
После проведения аудита организация,
прошедшая сертификацию системы качества,
получает сертификат системы качества.
При этом эксперт не рассматривал отдельную
продукцию. Объектом аудита стал персонал
организации, производство, технология
производства, оборудование и многие другие
составляющие.
Сертификация
систем качества проводится в том случае, если
организация может представить функционирующую
систему качества, соответствующую ИСО
9001. Сам процесс сертификации основывается
на таких аспектах, как:
• анализ контракта, при котором эксперт
собирает сведения о деятельности компании
и планирует аудит:
• первоначальный аудит заключается в
проверке руководящего персонала компании
и вместе с ним выбирает свою систему сертификации
качества;
• Рекомендации даются экспертом, если
какая-то сторона деятельности компании
не соответствует проведенному исследованию:
• решение о выдаче сертификата принимается
экспертом или группой эксперта после
анализа ситуации;
• надзорный аудит повторяется раз в год
с целью выявить какие-либо изменения
в системе качества;
• повторный аудит осуществляется по
истечению срока действия сертификата.
Для осуществления
сертификации систем качества необходимо
выбрать определенную экспертную организацию,
но при этом выбор должен основывается
на конкретной деятельности компании.
То есть каждая экспертная организация
занимается определенной сферой сертификации.
Следует отметить, что сертификация систем
качества очень удобна как для владельцев
компании, так и для аудиторов.
3. Метрологическое обеспечение сферы услуг, сертификация продукции и систем качества.
Метрологическое
обеспечение сертификации товаров. Измерения
являются главным источником сведений
о соответствии продукции и услуг требованиям
НД. В соответствии со ст. 12 Закона РФ все
СИ, используемые при обязательной сертификации,
являются объектом ГМКиН, а значит, должны
быть утвержденного типа и поверены.
Точность определения показателей качества товаров, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации, в основном определяется уровнем метрологического обеспечения сертификационных испытаний и требует наличия:
метрологически обоснованных требований к точности результатов сертификационных испытаний;
документов, регламентирующих методики испытаний, которые должны соответствовать требованиям ГСИ;
всех необходимых СИ, предусмотренных методиками испытаний и имеющих действующие клейма или свидетельства об их поверке;
поверенной мерной посуды, соответствующих реактивов, стандартных образцов и аттестованных смесей, которые необходимы, в частности, при сертификационных испытаниях пищевых продуктов и продовольственного сырья, товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров;
персонала, имеющего необходимую квалификацию в области метрологии;
системы подтверждения метрологической пригож нести измерительного оборудования (совокупности СИ, СО, вспомогательного оборудования для проведения измерений).
Метрологическое обеспечение систем качества. По данным [49], до 25% затрат на создание и подготовку СК к сертификации приходится на метрологическое обеспечение. В ГОСТ Р ИСО 9000 (в разделе "Контрольное, измерительное и испытательное оборудование") изложены требования к метрологическим испытаниям.
В начале 90-х гг. был подготовлен первый документ для "метрологической поддержки" стандартов ИСО серии 9000 - ИСО 10012-1 "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования". Этот стандарт состоит из двух частей:
1) "Система
подтверждения метрологической
пригодности измерительного
2) "Гарантии качества измерений".
Под "метрологическим подтверждением пригодности" понимается последовательность операций, необходимая для того, чтобы гарантировать соответствие данного экземпляра измерительного оборудования требованиям, отвечающим его назначению. В число операций (среди прочих) включаются калибровка, необходимая настройка или ремонт с последующей перекалибровкой, а также пломбирование и маркировка.
Система должна обеспечивать предотвращение нахождения погрешности, превышающей пределы допускаемой погрешности за счет быстрого обнаружения недостатков, и своевременные меры для их исправления.
Сертификация средств измерений. Система сертификации СИ, созданная в соответствии со ст. 24 Закона РФ, носит добровольный характер и преследует цель содействовать экспорту и повышению конкурентоспособности СИ как товаров. Основная задача системы - проверка и подтверждение соответствия СИ метрологическим нормам и требованиям, установленным в НД, и в отдельных случаях дополнительным требованиям заявителя - предприятия, организации, обратившихся с заявкой на проведение сертификации.
Организация, координация и методическое руководство работами по сертификации осуществляются нейтральным органом системы - подразделением Госстандарта. Основными рабочими звеньями систем мы являются органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). При положительных результатах испытаний в аккредитованных лабораториях орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия. На рис. 9, в дано изображение знака соответствия, наносимого, как правило, на эксплуатационную документацию (паспорт и др.).
По состоянию на 1996 г. было аккредитовано 16 органов по сертификации и 19 испытательных лабораторий, сертифицировано более 150 типов СИ.
Заключение
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.
Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России.
Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).
Список использованной литературы:
1. Воскобойников В. Новые подходы к управлению
качеством продукции.// Экономика и жизнь.-
1999.- дек. (№50).- с.15.
2. Гличев А.В. Современное представление
о механизме управления качеством продукции.
// Стандарты и качество.- 1998.- №3.
3. Руководство по качеству. /Воронежское акционерное самолётостроительное общество.- Воронеж , 1993.
4. Основные этапы сертификации по ИСО серии 9000: Методическое пособие. / Под ред. Н.П. Плетневой. Рузаевка, 2002.-52с.
5. Сенин В.С. Методическое пособие. Некоторые аспекты сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Издание доп. и перераб. М:.2004.-120с.
6. Управление качеством: учебник для ВУЗов С.Д. Ильенкова и др., под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 334 с.