РЕФЕРАТ
по
курсу «Основы экономики»
по
теме: «Сельское хозяйство – проблемы
и перспективы развития»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА АПК
3.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЧАЛЕ
ХХI ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
работы объясняется назревшей необходимостью
возрождения российского сельского
хозяйства после разрушительных
реформ переходного периода и
глобализацией проблем мирового
сельского хозяйства.
Сельское
хозяйство – одна из системообразующих
отраслей экономики любой страны.
Вне зависимости от почвенно-климатических
условий даже самые развитые промышленные
страны вкладывают очень большие
средства в развитие отечественного
сельского хозяйства. Имеющиеся
в стране земельные угодья представляют
собой бесплатно данную Природой
огромную производительную силу.
Кризис
в сельском хозяйстве и спад его
производства сразу наносит тяжелый
удар по всей экономике, поскольку приводит
к потере огромного количества бесплатных
природных ресурсов, и эти потери
приходится оплачивать при импорте
продовольствия.
Цель
настоящей работы выявить проблемы
и попытаться обозначить перспективы
развития российского и мирового
сельского хозяйств.
1.
СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Сельское
хозяйство – важная часть экономики
России. Здесь сконцентрировано 13% основных
производственных фондов, 14% трудовых
ресурсов, производится около 6% ВВП.
Несмотря
на проблемы, связанные с плановым
ведением народного хозяйства, Россия
накануне реформы входила в число
крупнейших мировых производителей
сельскохозяйственной продукции. Ее аграрно-промышленный
комплекс (АПК) был относительно развитым
и играл большую роль в экономике
страны.
Большая
часть территории России лежит в
зоне рискованного земледелия. На больших
пространствах урожайность сильно
колеблется в зависимости от погодных
условий. Тем не менее, вплоть до радикальной
реформы, начатой в 1988 г., сельское хозяйство
РСФСР развивалось с высоким
и стабильным темпом. Об этом говорят
объективные показатели, не зависящие
от идеологических оценок. Население России
по отношению к мировому сообществу не
достигало и 3%, но сельскохозяйственный
сектор России производил 5,7% мирового
объема мяса и зерна, 10,3% молока, 7,6% яиц.
При этом Россия опережала многие страны
не только по объему производства, но и
по наиболее объективному показателю
– производству продукции на душу населения.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной
организации ООН (ФАО), в не самом лучшем
1990 г. отечественное сельское хозяйство,
еще не вступившее в период реформ, произвело
на душу населения зерна больше, чем в
странах ЕС в 1,7 раза, картофеля – в 1,6 раза,
молока – в 1,2 раза, яиц – в 2,3 раза. Лишь
по мясу производство на душу населения
было ниже на 17% и по овощам – в 2 раза. По
темпам прироста производства продуктов
питания страна превосходила многие развитые
государства. Например, за три десятилетия
(1960-1990 гг.) на каждый 1% прироста населения
приходилось 3% прироста продовольствия.
Однако
из-за слабости важнейшей и необходимейшей
составляющей – сферы переработки,
хранения, транспортировки и реализации,
ежегодно производя огромное количество
продукции в совхозах и колхозах,
страна в цепочке «поле-прилавок»
теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса,
15% молока. Следовательно, основные причины
продовольственных трудностей находились
в основном за пределами собственно
сельскохозяйственного производства.
Тем
не менее, многочисленные исследования
и оценки показывали, что именно
в 1970-1980-х гг. АПК России стал все
заметнее отставать от передовых
стран мира.
Реформы
привели к тяжелейшему кризису
всего сельского хозяйства –
и растениеводства, и животноводства.
Реформы
означали революционное изменение
организации сельскохозяйственного
производства и его отношений
со смежными отраслями, потребителями
и государством. Реформы изменили
общественный строй России в части
сельского хозяйства и всего
жизнеустройства российской деревни.
Начавшийся
переход к рыночной экономике
обусловил необходимость полного
пересмотра принципов, методов и
форм государственного вмешательства
в агросферу с целью создания
в этом секторе экономики условий
для развития предпринимательской
деятельности, улучшения обеспечения
населения продовольствием и роста его
жизненного уровня.
В
1990 г. исключительная монополия государственной
собственности на землю, введенная
в 1917 г. перестала существовать. Однако
по своим последствиям для АПК
России реформы 90-х оказались значительно
радикальней и разрушительней, чем
аналогичные в 1917 г. Основной причиной
этого стало желание демократического
правительства решить не столько
экономические, сколько политические
задачи, не столько построение каких-то
новых экономических конструкций и механизмов,
сколько слом и ликвидацию существовавших.
В качестве первоочередных целей аграрной
реформы выдвигались реорганизация колхозов
и совхозов, развитие предпринимательства,
создание условий для привлечения в аграрный
сектор иностранных инвестиций.
Характерным
является то, что переход от исключительно
государственно-кооперативной собственности
на землю, существовавшей до 1991 г., к
новым многообразным формам был
проведен путем жестких законодательных
указаний. Приоритет в развитии аграрного
комплекса был беспрекословно отдан
мелкотоварному производству, а крупные
хозяйства (колхозы и совхозы), которые
производили большую часть товарной
продукции, практически оказались
«вне закона».
Земельные
преобразования осуществлялись в условиях
постоянно меняющегося и противоречивого
законодательства. Несколько раз
менялось содержание реформ, предполагалось
множество вполне реальных и высокоэффективных
мер не только в сфере сельскохозяйственного
производства, но и в соседних, которые
обслуживали либо зависели от аграрного
сектора. Однако и они оставались
лишь благими намерениями.
Характерной
особенностью аграрных преобразований
в переходной экономике являлось
то, что содержание программных документов
трансформировалось на практике прямо
противоположным образом.
В результате явными
стали признаки дестабилизации аграрного
сектора, связанные главным образом
с:
- либерализацией
цен, что обусловило обострение диспаритета
межотраслевых экономических отношений
и изъятие огромных средств из сельского
хозяйства;
- приватизацией
перерабатывающих и сервисных предприятий
и организаций вместо создания условий
для развития кооперации и агропромышленной
интеграции;
- ориентацией
на мелкое частное производство, что не
привело к формированию более эффективных
организационных структур;
- унификацией
кредитной политики, не учитывающей специфики
сельского хозяйства, цикличности производства
продукции, замедления оборота капитала;
- форсированным
переходом на рыночные отношения без минимально
необходимой инфраструктуры, что привело
к вытеснению основной части сельских
товаропроизводителей с рынка, передаче
функции распределения продукции посредникам,
усилению монопольного положения на рынке
перерабатывающих и торговых организаций.
При
приватизации подразумевалось, что
впоследствии будут налажены механизмы
перехода первично распределенной собственности
в руки эффективных пользователей.
Таких механизмов не было создано, поэтому
значительная часть земель и основных
средств без всякого использования
находилось у практически прекративших
свое нормальное функционирование хозяйств.
Из положительных преобразований можно
отметить, что на базе реорганизованных
колхозов и совхозов были созданы акционерные
общества, товарищества с ограниченной
ответственностью, сельскохозяйственные
производственные кооперативы, ассоциации
крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективные
сельскохозяйственные предприятия. Формировался
в зачаточном виде фермерский сектор.
К
началу ХХI столетия обозначились следующие
проблемы:
- из сельскохозяйственного
оборота было выведено около 30 млн. га
земель;
- вынос питательных
веществ из почвы значительно превосходил
их внесение с удобрениями;
- приход в
упадок мелиоративных систем;
- разрастание
площади закисленных почв;
- техническая
деградация аграрного сектора;
Обеспеченность
предприятий сельскохозяйственной
техникой снизилась на 40-60%. Износ
техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного
выбытия в 3-4 раза опережают темпы
обновления. При сохранении такой
тенденции через несколько лет
нечем будет выполнять механизированные
работы.
Долги
сельхозпредприятий превышают годовую
выручку от реализации всей продукции
сельского хозяйства. 55% сельхозпредприятий
оставались убыточными. За годы реформ
государственные капитальные вложения
сократились в 20 раз.
Формирование
рыночной аграрной структуры на основе
реорганизации колхозов и совхозов
являлось в первую очередь политической
задачей и не могло помочь в
решении экономических трудностей.
Рост числа фермерских хозяйств и
создание на базе колхозов и совхозов
новых форм хозяйствования не смогли
нейтрализовать разрушающего действия
диспаритета цен, рыночной стихии, самоустранения
государства от выполнения многих объективно
необходимых функций управления.
Порочной представляется
сама идея фермерства как политического
и идеологического противовеса
прежней социалистической структуре,
а не как обычного атрибута рыночной
экономики и средства пополнения
продовольственного фонда страны и
доходов сельского населения. Идея
же фермерства в качестве единственно
приемлемой и наиболее эффективной
формы аграрного производства для
России была не просто ошибочной, но и
пагубной.
Специалисты
еще в начале этого политэкономического
эксперимента предупреждали об отсутствии
перспектив мелкого фермерства в
эпоху крупнотоварного производства,
о невыгодности распыления земли
и капитала в период, когда главными
факторами повышения эффективности
АПК становятся концентрация и специализация
производства. Дробление крупного товаропроизводителя
на множество мелких, разрушает производство
и его технологию. Каждое новообразование
экономически слабее целого, а небольшое
товарное производство не позволяет экономически
окрепнуть в короткий промежуток времени.
Практика России подтвердила, что без
создания соответствующих условий и инфраструктуры,
идея «фермеризации» сельского хозяйства
обречена на провал.
Отсутствие
научно-обоснованной программы начатых
преобразований, соответствующих механизмов
проведения реформы создало угрозу
аграрным преобразованиям в России.
В настоящее время АПК России
переживает кризис, обусловленный общим
социально-экономическим кризисом
в стране, субъективными ошибками
в агропродовольственной политике
и неизбежными последствиями
ее реализации.
На обострение аграрного
кризиса в наибольшей степени
повлияли факторы макроэкономической
политики последних почти двух десятилетий.
Наиболее
важными из них были:
- ликвидация
СССР и нарушение многолетних межрегиональных
и межотраслевых хозяйственных связей;
- наращивание
диспаритета цен на средства производства
и реализуемую продукцию;
- либерализацию
цен, и, прежде всего на энергоносители;
- значительное
сокращение инвестиционной активности
государства и потеря контроля за денежным
обращением;
- скорая, неподготовленная
и непродуманная приватизация, не учитывающая
территориальной и отраслевой специфики
народного хозяйства, особенно в сельском
хозяйстве;
- разрушение
существовавшей системы управления народным
хозяйством без создания ее новых форм,
адекватных требованиям развития рыночных
отношений, в том числе способствующих
осуществлению аграрной реформы.
Объективные
трудности реформирования, сложившаяся
макроэкономическая ситуация и субъективные
ошибки в проведении реформ привели
к существенному спаду производства
и потребления продуктов питания.
Объем производства сельхозпродукции
уменьшился за минувшие годы почти вдвое.
Резко возрос импорт продуктов питания,
особенно мяса и растительного масла.
За последние годы почти в 2 раза упало
душевое потребление продуктов, а общая
калорийность питания снизилась на треть.