Себестоимость продукции и пути ее снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить суть понятия себестоимость продукции;
проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1. Сущность понятия себестоимости 5
1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура 8
1.3. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «ТКАНИ» И ПУТЕЙ ЕЕ СНИЖЕНИЯ 19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ динамики операционных затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции 21
2.3 Анализ влияния факторов изменения затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции 22
2.4 Анализ влияния состава продукции по возрасту его выпуска на изменения затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции 26
2.5 Анализ влияния себестоимости отдельных групп продукции по уровню их рентабельности 27
2.6 Анализ себестоимости за калькуляционными статьями затрат 29
ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

себестоимость .docx

— 82.72 Кб (Скачать)

4. Улучшение использования природных  ресурсов. Здесь учитывается: изменение  состава и качества сырья; изменение  продуктивности месторождений, объемов  подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья;  изменение других природных условий.  Эти факторы отражают влияние  естественных (природных) условий  на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение  себестоимости продукции проводится  на основе отраслевых методик  добывающих отраслей промышленности.

5. Отраслевые и прочие факторы.  К ним относятся: ввод и освоение  новых цехов, производственных  единиц и производств, подготовка  и освоение производства в  действующих объединениях и на  предприятиях; прочие факторы. Необходимо  проанализировать резервы снижения  себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.

Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции  и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода  по вновь вводимым в действие цехам  и объектам. Расчет суммы изменения  расходов осуществляется по формуле

ЭП = ( С1 / Д1 - С0 / Д0 ) * Д1 ,

где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства

      С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года

      Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Влияние на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции  производится на нескольких предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в  результате применения различных технологических  процессов. При этом целесообразно  провести расчет оптимального размещения отдельных видов продукции по предприятиям объединения с учетом использования существующих мощностей, снижения издержек производства и на основе сопоставления оптимального варианта с фактическим выявить  резервы.

Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли  отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. К ним  можно отнести, например, изменение  размеров или прекращение разного  рода обязательных платежей, изменение  величины затрат, включаемых в себестоимость  продукции и др.

Выявленные в результате анализа  факторы снижения себестоимости  и резервы необходимо суммировать  в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат т затрат на единицу продукции.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ  ООО «ТКАНИ» И ПУТЕЙ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

2.1 Характеристика  предприятия

ООО «Ткани»  по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие расположено в г. Череповец.

В 1993 г. бывший текстильный цех был приватизирован, а в 1994г. реорганизован .

ООО «Ткани» занимается выпуском тканей, а также готовой продукции из данных тканей, кроме того при предприятии действует ателье.

Виды  тканей, которые выпускаются ООО  «Ткани»:

  • шелк, шириной 140 см. (10 оттенков);
  • шерсть, шириной 110 см. (4 оттенки);
  • лен, шириной 150 см. (5 оттенков);
  • трикотаж, шириной 140 см. (7 оттенков);
  • ситец, шириной 80 см. (6 оттенков);
  • фланель, шириной 80 см. (6 оттенков);
  • бязь, шириной 80 см. (5 оттенков).

  К готовой продукции, которая выпускается ООО «Ткани», относятся:

  • комплекты постельного белья (2 простыни, 2 наволочки, 2 пододеяльники) - 8 разновидностей;
  • кухонные комплекты (фартук, 2 прихватки, полотенце, скатерть) - 4 разновидности;
  • кухонные подарочные комплекты ( 2 фартуки, полотенце, скатерть, 4 салфетки) - 4 разновидности;
  • полотенце, размер 30х50 см. - 4 разновидности;
  • салфетки, размер 14х20 см. - 4 разновидности;
  • фартук, 2 виды - 4 разновидности;
  • халат домашний - 8 разновидностей.

Организационная структура предприятия представлена на рис. 1.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На схеме  сплошными линиями показаны взаимодействия непосредственного подчинения, точками - функциональные взаимосвязи, которые носят косвенный, рекомендательный характер.

Полномочие  учредительного собрания и директора  общества определяются уставом общества.

К функциям технического директора относятся:

  • он является заместителем генерального директора;
  • контроль над соблюдением техники безопасности и требований к охране труда на предприятии;
  • контроль над состоянием оборудования, обеспечение своевременного ремонта и профилактических работ;
  • контроль качества материалов, мониторинг запасов материалов, своевременная доставка запасов со склада.

К функциям экономиста - маркетолога относятся:

  • является заместителем главного бухгалтера;
  • мониторинг, анализ и планирование текущей деятельности предприятия;
  • проведение маркетинговых исследований по возможным привлечением специалистов на временную работу;
  • планирование и управление запасами предприятия;
  • предоставление ежегодного отчета в органы управления общества.

К функциям главного бухгалтера относятся:

  • ведение бухгалтерского и налогового  учета соответственно   национальным стандартам и нормативных актов, которые действуют в РФ;
  • предоставление налоговой, финансовой и статистической отчетности в сроки и органы, установленные действующим законодательством;
  • предоставление ежегодного отчета в органы управления общества.

 

2.2 Анализ  динамики операционных затрат  на 1 руб. стоимости реализованной  продукции

 

Операционные  затраты за 2003г. составляют 8390 тыс. руб., за 2004 - 9000 тыс. руб. Увеличение затрат обусловлено увеличением материальных затрат: совокупные затраты увеличились на 7.27%. а материальные - на 11.66% (их доля в совокупных затратах наибольшая - 50%).

 

Таблица 2.1

Исходные  данные для анализа операционных затрат (тыс.руб.)

Номер рядка

Показатель

Период

Отклонения

2003

2004

абсолютные

(гр..2-гр.1)

относительные (гр..3:гр..1 х 100%)

а

б

1

2

3

4

1

Выручка от реализации продукции

9167

10000

833

9.09

2

Материальные затраты

4030

4500

470

11.66

3

Затраты на оплату труда

2925

2975

50

1.71

4

Отчисление на социальные нужды

1125

1145

20

1.78

5

Амортизация

150

200

50

33.3

6

Другие операционные затраты

160

180

20

12.5

7

Операционные затраты всего

8390

9000

610

7.27


 

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за 2003г.

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за 2003г.

Затраты уменьшились на 1.66% благодаря тому, что темпы увеличения выручки  от реализации продукции превысили  темпы увеличения себестоимости  соответственно 9.09 и 7.27%. Опережение составляет 1.82 пункта.

Затраты на 1 руб. реализованной продукции за 2004г. в сравнимых ценах составляют: , что ниже, чем 2003г., на 1.19%.

 

2.3 Анализ  влияния факторов изменения затрат  на 1 руб. стоимости реализованной  продукции

 

Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции изменяются с изменением цен реализации продукции, себестоимости единицы продукции и структуры производства.

Исходные  данные и промежуточные расчетные  показатели для дальнейшего анализа  приведены в табл. 2.2.

С целью  количественного оценивания влияния  на уровень относительных затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции таких факторов, как изменения цен на продукцию, себестоимость и структурные (ассортиментные) изменения, в анализе нужно выделить сравнимые и несравнимые изделия. Для упрощения записей не будем конкретизировать эти изделия, а обозначим их буквами алфавита.

В рассматриваемом  примере к первой группе принадлежат изделия А, В, Г, Д, Е, ко второй - Б и Ж. Аналитические расчеты, которые выполнены по исходным данным таблицы 2.2, приведены в таблице 2.3.

По графе 3 (табл.2.3) для несравнимой группы изделий вместо средних фактических затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции определяем отношения суммы фактических затрат на производство в отчетном периоде (2004 г.) к фактической стоимости продукции в предшествующем периоде (2003 г.). В нашем случае имеем

Совокупные  затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за отчетный период сравнительно с предшествующим уменьшились на 1.52 коп.: в том числе в группе сравнимых изделий затраты уменьшились на 7.42 коп., а в группе несравнимых изделий, наоборот, увеличились на 5.9 коп. В свою очередь, в первой группе затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции уменьшились благодаря ценовому и структурному факторам и увеличились вследствие повышения себестоимости единицы продукции. Значительное увеличение затрат в группе несравнимых изделий обусловлено прежде всего увеличением себестоимости и структурными изменениями.

 

Таблица 2.2

Исходные  данные и промежуточные расчетные  показатели для анализа себестоимости  продукции ООО «Ткани»

Вид продукции

Возраст выпуска, лет

Объем реализации, тыс.ед., за период

Цена за тыс. ед, тыс. руб.., за период

Себестоимость единицы продукции. тыс. руб., за период

Выручка от реализации, тыс. руб., за период

Себестоимость реализованной продукции. тыс. руб., за период

Прибыль от реализации, тыс. руб., за период.

Рентабельность продукции за период

2004

2003

2004

2003

2004

2003

2004

2003

2004

2003

2004

2003

2004

2003

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

А

>8

55

80

20

19

19.5

18

17.3

1100

1520

1072

990

1384

110

136

0.100

0.089

Б

7

-

160

-

10

-

-

11.32

-

1600

-

-

1812

-

-212

-

-0.13

В

5

30

46

50

39.9

40

47.7

35.9

1500

1835

1200

1430

1651

70

184

0.047

0.10

Г

2

50

55

35

35

31.9

30

29.8

1750

1925

1595

1500

1639

250

286

0.143

0.149

Д

4

55

79

30

23.5

23.6

22.1

18.77

1650

1857

1298

1215

1483

435

374

0.264

0.201

Е

2

34

10

41.2

43

38.5

39.5

42.1

1400

430

1309

1343

421

57

9

0.041

0.021

Ж

1

52

-

50

-

50.5

48.5

-

2600

-

2626

2522

-

78

-

0.03

-

Всего

-

-

-

-

-

-

-

-

10000

9167

9100

9000

8390

1000

777

0.10

0.085

Информация о работе Себестоимость продукции и пути ее снижения