Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель исследования — показать, какое место занимают сбережения и инвестиции в рыночной экономике.
Задачи исследования:
раскрыть сущность инвестиций и их виды
исследовать Спрос на инвестиции
определить необходимость инвестиций и чем они вызываются
показать источник сбережений
отобразить суть психологического закона, открытого Д.М. Кейнсом
назвать и раскрыть факторы влияющие на сбережения
толкование проблемы равенства сбережений и инвестиций
обосновать актуальность проблемы превращения сбережений в инвестиции в России
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Сущность инвестиций, их виды и источники. Роль инвестиций в развитии национального хозяйства 4
2. Сбережения как основной источник инвестиций. Модель макроэкономического равновесия «I – S» 9
3. Проблемы превращения сбережений в инвестиции в экономике современной России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРАКТИКУМ 21
Факторы, определяющие уровень инвестиций:
На графике представлена иллюстрация положения равновесия между сбережениями и инвестициями: кривая I — инвестиции, кривая S— сбережения; на оси ординат значения нормы процента (r); на оси абсцисс — сбережения и инвестиции.
Очевидно, что инвестиции есть функция нормы процента I = I (r), причем эта функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций.
Сбережения также есть функция (но уже возрастающая) нормы процента: S = S (r). Уровень процента, равный r0, обеспечивает равенство сбережений и инвестиций в масштабе всей экономики, уровни r1 и r2 — отклонение от этого состояния.
Итак, равновесие в масштабе общества на всех связанных между собой рынках товаров и услуг, т.е. равенство между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объемов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения — функция дохода, делает проблему нахождения равенства весьма сложной задачей.
Английский экономист Дж..Хикс разработал модель «IS» («investment-saving») в 30-х годах нашего столетия. Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохода в этой модели графически выглядит таким образом:
При помощи этой модели можно понять условия равновесия на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг. В IV четверти изображена обратно пропорциональная зависимость между инвестициями и нормой процента. Чем выше r, тем ниже I. В данном случае уровню r0 соответствуют инвестиции в размере I0. Далее обращаемся к III четверти. Биссектриса, исходящая из начала осей координат — равенство I = S. Пунктирная линия помогает найти такое значение сбережений, которое равно инвестициям: Io = So. Затем следует II четверть. Изображенная здесь кривая — это уже график сбережений, ведь S зависит от национального дохода (Y). Уровню S0 соответствует объем национального дохода Y0. И, наконец, в I четверти можно, зная уровень r0 и Y0, найти точку IS0.
Построение кривой IS имеет большое значение для понимания проблем макроэкономического равновесия с учетом тех закономерностей, которые происходят и на денежном рынке. Ведь кривая отражает, как отмечалось выше, равновесие на так называемом реальном рынке.[9]
Дальнейшая жизнь России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России.
Удвоение ВВП к 2013 году — цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, - продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций - отечественных и иностранных.
Уместно заметить, что так называемая инвестиционная направленность бюджетной политики государства на 2006г. с инвестиционным фондом явно малого объема находится в рамках той «стратегии», для которой была характерна доля «капитальной» составляющей расходов федерального бюджета меньше 8% (текущие расходы составляли более 92%).Ущербная «инвестиционная направленность» бюджетной политики на 2006г. вполне соответствует явно неинвестиционной экономической среде, в которой быстрое и существенное увеличение инвестиций без создания соответствующей инвестиционной инфраструктуры практически невозможно. Видимо, это понимают сторонники накопления стабилизационного фонда и его инвестирования в зарубежные ценные бумаги. Инвестиции за счет всех источников финансирования в 2002-2005гг. составляли (по годам соответственно) 16.2; 16.38; 16.29; 16.31% ВВП, а в 2006-2008гг. прогнозируются 17.6; 19.05; 20.2%.[10]
Определяющим финансовым условием реализации национальных инвестиционных проектов должно стать превращение стабилизационного фонда в фонд национального инвестирования. В нынешнем качестве он не соответствует своему названию, является встроенным в экономическую модель дестабилизатором условий экономического роста, инструментом обесценивания валютной выручки и фактором инфляции. Достаточно указать на то, что за неполных три месяца 2006г. инфляция составила свыше 4%.
Работа по привлечению инвестиций идёт пока не очень успешно. Участие России в мировых ПИИ (ПИИ - Прямые иностранные инвестиции) в период экономической стабилизации после 2003 г. осталась практически неизменным, не превышая в среднем 4-4,5 млрд. долларов США в год, что составляет 0,4-0,5% доли глобальных потоков (для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций.
Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в январе-сентябре 2008 года, составил 26,83 млрд. долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2007 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2007 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2006 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд. долларов.
Прямые зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2008 года составили 6,6 млрд. долларов (рост на 18,1%).
Портфельные иностранные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2008 года составили 365 млн. долларов, что на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2007 года.
Прочие инвестиции в Россию составили 19,8 млрд. долларов - это на 14,8% меньше соответствующего показателя 2007 года. В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2008 года составил 96,5 млрд. долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.
Основными факторами,
обусловившими повышение
К основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность в настоящее время, относятся:
Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам. Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.
Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.
Правительство одобрило сценарий развития, в котором в среднесрочной перспективе предлагается осуществить переход от потребительски ориентированной, к инвестиционно–ориентированной экономике. Вместе с тем по прогнозам в ближайшие три года в России ожидается как сокращение темпов роста доходов населения, что являлось базой потребительски ориентированной экономики, так и инвестиций в основной капитал, что не позволяет говорить о возможности и успешности реализации инвестиционного варианта. Средний прирост инвестиций в основной капитал, составляющий по прогнозу на три года 9.3%, пока не достаточен. Он требуется, как минимум, в полтора - два раза выше.
Могут ли государственные инвестиции решить эту проблему? В 2008 г. практически был осуществлен поворот к политике наращивания государственных инвестиций. Их доля в общем объеме инвестиций не поднималась с 2004 г. выше 20%. В текущем году она увеличилась на 2,2 процентных пункта и составила 20,1%, т.е. наметилась тенденция замещения частных инвестиций государственными, что подтверждается прогнозом, согласно которому вклад частных инвестиций в прирост ВВП сокращается в 2006-2009гг. с 2 процентных пунктов до 1,7-1,9 процентных пункта ВВП. Общий объем инвестиций в основной капитал при сокращающейся доле государственных инвестиций за последние годы увеличился на 100 млрд. долл., причем в основном за счет частных инвестиций.
Поэтому точка зрения Минфина такова: прирост инвестиций может и должен быть увеличен за счет частных инвестиций в экономику. Первые могут создавать инфраструктуру для дальнейшего наращивания частных инвестиций. Причины торможения частных инвестиций, по мнению министра, можно объяснить, прежде всего, зарегулированностью экономики, ее недостаточной либерализацией, низким уровнем конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширения производительных возможностей страны и экономического роста.[7]
Без инвестиций
невозможны: современное создание капитала,
обеспечение
М.: «ВЛАДОС»/ 2007 г.;
Информация о работе Сбережения и инвестиции в рыночной экономике