Саудовская Аравия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:28, доклад

Описание работы

Имея одну четвертую доказанных мировых запасов нефти, Саудовская Аравия, вероятно, останется крупнейшим мировым производителем нефти в ближайшем будущем. В течение первых 10 месяцев 2001 года Саудовская Аравия обеспечивала США 1.6 миллионами баррелей сырой нефти в день, что составляет 18% импорта сырой нефти в США за этот период.

Работа содержит 1 файл

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ.docx

— 71.71 Кб (Скачать)

Большая часть  кувейтской нефти добывается на месторождении  Грэйта Бурган, из нефтяных структур которого — Бурган, Магва и Ахмади — добывают около 1.35 миллионов баррелей в день. На других крупных месторождениях Кувейта, таких как северные Родхатейн и Сабирьях, Минагиш и Умм Гудаир, и на месторождениях в Нейтральной Зоне (доля Кувейта) добыча нефти составляет 600 000 мб/д, 150 000 мб/д и 150 000 мб/д соответственно.

При взрыве и  пожаре 31 января 2002 года в товарном парке в районе северного месторождения  Родхатейн погибли четверо рабочих и семнадцать получили травмы. Последствием аварии стало сокращение добычи нефти на 600 000 мб/д, а природного газа на 200 миллионов кубических футов в день. Взрывом, который по сообщениям был вызван утечкой в главном нефтепроводе, были повреждены три центральных пункта сбора нефти (GC-15, GC-23, и GC-25), электрическая подстанция и газонагнетательная станция (BS-130). К концу февраля 2002 года добыча на Родхатейн была восстановлена до отметки в 300 000 мб/д, но чтобы вернуть ее на доаварийный уровень, требуется дальнейший ремонт на GC-15. По сообщениям, американская корпорация «Флуор» и южно-корейская компания «SK Инжиниринг энд Констракшн» должны выполнить основные работы по восстановлению GS-15 и BS-130. Общие затраты на ремонт могут достигнуть суммы в 200 миллионов долларов.

В конце февраля 2002 года Министр нефтяной промышленности Аль-Субаих подал в отставку, взяв на себя ответственность за инцидент, а также в знак протеста против сокращения вложений и политического вмешательства в кувейтскую нефтедобывающую промышленность. Некоторые аналитики считают причиной аварий плохое техническое обслуживание, неудовлетворительную техническую экспертизу, недостаточный уровень квалификации и низкий заработок иностранных рабочих. Кроме того, многие объекты кувейтской инфраструктуры были разрушены в период вторжения Ирака в Кувейт в 1990/1991 годах и не были полностью восстановлены. В июне 2002 года произошел другой инцидент, — на сей раз образовалось огромное пятно топливной нефти на месте разрыва трубопровода на нефтеперерабатывающем заводе Аль-Ахмади. А в апреле 2002 года взрыв, прогремевший на заводе по производству аммиака, принадлежащем государственной компании «Петрокемикал Индастри Ко», нанес увечья шестерым рабочим. Во избежание подобных несчастных случаев правительство Кувейта прилагает значительные усилия по привлечению иностранных нефтяных компаний для работы по контрактам «по техническому обслуживанию», но эти шаги не находят отклика в стране.

Строительство новых товарных парков — главная  стратегическая линия программы  расширения производственных мощностей  Кувейта. До Иракского вторжения  в 1990 году у Кувейта было 26 товарных парков общей емкостью 4 миллиона б/д. Все они были либо повреждены, либо разрушены в течение войны. К 1993 году 18 из них были восстановлены. В  январе 1996 года Кувейтская Нефтяная Корпорация подписала с китайской компанией  «China Petroleum Engineering Construction Corporation» контракт общей стоимостью 390 миллионов долларов на строительство двух новых товарных парков, что явилось важным шагом Кувейта по пути увеличения добычи нефти. «China Petroleum Engineering Construсtion Corporation» и Кувейтская нефтяная компания (КНК) построили на месторождениях Умм Гудаир и Минагиш товарные парки GC-27 и GC-28. Эта работа была закончена на три года позже намеченного срока (тольков в начале 2001 года) в основном из-за задержек при строительстве. Пропускная способность товарного парка на Умм Гудаире 190 000 мб/д, а на Манагише около 210 000 мб/д. Эти два сооружения — часть плана правительства Кувейта по увеличению добычи нефти на западе страны со 120 000 мб/д до 500 000 мб/д. Общую же добычу планируется увеличить с 2.4 миллионов мб/д до 3 миллионов б/д.

Экспорт cырой нефти

Кувейт экспортирует большую часть добываемой нефти  в страны Азии, главным образом  в Японию, а также на нефтеперерабатывающие  заводы на юге и юго-востоке Азии (Индия, Сингапур, Южная Корея, Tайвань, Таиланд, и т.д.). Оставшаяся нефть идет в Европу и Соединенные Штаты, и только за первые пять месяцев 2002 года объем экспорта в эти страны в среднем составлял 210000 мб/д. Максимальный объем поставок в Европу и Соединенные Штаты был достигнут в 1993 году и оценивался в 353 000 мб/д (4.1% всего американского нефтяного импорта). Экспортируемая нефть (31o API) — это типичное ближневосточное сырье с содержанием серы 2.5% и выше.

Кувейт закончил реконструкцию главного экспортного  порта страны Мина Аль-Ахмади, фактически полностью разрушенного во время войны в Заливе. Кувейт также намеревается инвестировать до $900 миллионов долларов в развитие инфраструктуры порта для того, чтобы увеличить вместимость хранилищ и объемы экспорта в соответствии с планами роста добычи нефти (см. ниже) в будущем. Помимо Мина Аль-Ахмади у Кувейта еще имеются нефтяные экспортные терминалы в Мина Абдуллах (ремонт закончен в сентябре 1992 года), Шуайба (восстановлен в конце 1996 года) и в Мина Сауд. Кроме того, запланировано строительство нового терминала на острове Бабийян для того, чтобы обеспечить отгрузку нефти из северного и западного Кувейта, где объемы добычи планируется увеличить в соответствии с «Проектом Кувейт» (см. ниже).

Квоты добычи

С начала января 2002 года квота добычи Кувейтом сырой  нефти была установлена на уровне 1.741 млн б/д. В течение первых пяти месяцев 2002 года Кувейт добывал около 1.85 млн б/д сырой нефти.

Планы по увеличению добычи нефти

Хотя Кувейт сейчас добывает нефти значительно  меньше своих возможностей из-за сокращения квоты ОПЕК в 2001 и 2002 годах, он продолжает разрабатывать по наращиванию своих  добывных мощностей. Так, Кувейт надеется увеличить добычу нефти с существующих 2.4 млн б/д (в начале 2002 года уровень добычи составлял 2.7 млн б/д, сократившись в результате серьезной аварии 31 января на месторождении Родхатейн) до 4 млн б/д к 2004 году. В соответствии с планом известным как «Проект Кувейт» (см. подробности ниже), Кувейт рассматривает вопрос о разрешении иностранным нефтяным компаниям вкладывать средства в нефтедобычу. Это полностью изменило бы тот политический курс, который проводится страной уже более двух десятилетий.

Начиная с 1975 года и по сей день страной проводится политика по ограничению участия иностранных нефтяных компаний в сервисной сфере нефтедобычи. За любые работы, выполненные по контрактам, иностранным компаниям платится фиксированная цена. Конституция Кувейта запрещает иностранцам на правах частной собственности владеть природными ресурсами страны, но тем не менее правительство неоднократно давало понять, что оно полно желания найти способ привлечения иностранных нефтяных компаний в процесс увеличения добычи нефти без нарушения Конституции. Высший Нефтяной Совет, который контролирует нефтяной и газовый секторы Кувейта, в принципе одобрил иностранное участие еще в 1997 году. Однако, широкое вовлечение иностранных нефтяных компаний в нефтедобывающую промышленность встречается в штыки оппозицией в парламенте Кувейта. В феврале 2000 года парламент принял резолюцию, призывающую правительство приостановить программу инностранных инвестиций до того момента, пока не будут полностью решены все юридические проблемы, связанные с участием иностранных компаний в нефтедобыче. Новое законодательство, регулирующее деятельность иностранцев, сейчас находится на рассмотрении в парламенте. Некоторые парламентарии даже обвинили правительство в «разбазаривании» национальных богатсв.

Структура соглашений, называемых «Договор на текущее обслуживание», которые правительство заключает  с иностранными фирмами, в отличие  от соглашений о разделе продукции, позволяет правительству сохранять  в полной собственности все нефтяные ресурсы, осуществлять стратегическое управление предприятиями и контролировать уровень добычи нефти. Иностранные  компании должны платить пошлину  «за добытый баррель», производить  отчисления на восстановление столицы  и на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Все месторождения, которые правительство намеревается открыть для иностранных инвестиций в настоящее время разрабатываются либо на севере, либо на западе страны (Родхатейн, Сабирьях, Ратка, Бахра, Минагиш и Умм Гудаир). В соответствии с новым планом самое большое месторождение Кувейта — Бурган, должно остаться закрытым для иностранных инвестиций.

«Проект Кувейт», стоимостью 7 миллиардов долларов и  расчитанный на 25 лет, впервые был сформулирован в 1997 году Высшим Нефтяным Советом. Проект предусматривает использование инностранных инвестиций для роста добычи нефти в стране и компенсации снижения добычи на месторождении Бурган. В частности, Кувейт планирует увеличить добычу нефти на пяти северных месторождениях — Абдали, Бахра, Ратка, Родхатейн и Сабирьях — с ныне существующего уровня в 450 000 б/д до 900 000 б/д в 2005 году.

К настоящему времени  работы по «Проекту Кувейт» продвинулись незначительно, в основном, из-за возражений парламентской оппозиции. По сообщениям, к участию в проекте допущены следующие компании: «BP», «Chevron Texaco», «Conoco», «Exxon Mobil», «Lasmo», «Shell» и «Total FinaElf».

Нейтральная Зона

Нейтральная Зона занимает территорию в 6200 квадратных миль, разделенных поровну между Кувейтом и Саудовской Аравией согласно соглашения 1992 года. Запасы Нейтральной Зоны оценениваются в 5 миллиардов баррелей нефти и 1 триллион кубических футов попутного газа. Добыча нефти в Нейтральной Зоне, которая в настоящее время колеблется около 600000 б/д, делится поровну между Саудовской Аравией и Кувейтом. Основные месторождения в береговой части Нейтральной зоны — месторождения Хумма, Южный Фаварис, Южный Умм Гудаир и Вафра. Прибрежные области — это месторождения Хоут и Кафджи. Береговые месторождения Южный Фаварис, Южный Умм Гудаир и Вафра разрабатываются компаниями «ChevronTexaco» и Кувейтской нефтяной компанией (КНК), береговые же месторождения Кафджи и Хоут (оба месторождения связаны с самым большим прибрежным месторождением нефти в мире Сафаньях в Саудовской Аравии) — Аравийской нефтяной компанией (AНК). AНК принадлежат 40% Кувейтской доли, остальные 60% остаются KНК. В июле 2002 года Кувейт и Саудовская Аравия организовали совместное предприятие с равными долями в уставном капитале для поддержания и увеличения добычи нефти на месторождениях в прибрежной части Нейтральной Зоны.

AНК потеряла концессию в Саудовском секторе в феврале 2000 года, когда истек срок ее действия, и планирует отказаться от прав на бурение на месторождениях Хоут и Кафджи в январе 2003 года. В марте 2002 года была основана Кувейтская Нефтяная Компания Залива (KНКЗ), являющаяся филиалом КНК. Цель ее создания — разведка и добыча нефти на побережье Нейтральной Зоны после, того как АНК потеряет все свои права. Начиная с января 2003 года AНК обеспечит обучение персонала и окажет посильную техническую помощь KНКЗ, а также инвестирует от 750 млн до 1 миллиарда долларов в разработку Нейтральной Зоны. Взамен этого AНК получит права на 100000 б/д нефти, добытой из месторождения Кафджи.

Разработка  месторождений за рубежом

Хотя суммарные  инвестиции Кувейта в разработку месторождений за рубежом значительно  меньше, чем до вторжения Ирака  в Кувейт 1990 году, тем не менее он вкладывает определенные средства в нефтедобывающую промышленность нескольких стран, используя Кувейтскую зарубежную компанию по добыче нефти (KUFPEC). KUFPEC ведет активные работы в Австралии, Индонезии, Тунисе и др. странах. Компании занимается в основном эксплуатацией небольших месторождений либо ведет бурение неглубоких скважин. Доходы KUFPEC в последние годы достигали $200 миллионов, составляя тем самым весьма незначительную часть доходов всего государственного нефтяного сектора Кувейта. Согласно годовому отчету компании за 2000 год, компания планирует увеличить свои добывающие мощности с текущих 35000 б/д до 100000 б/д к 2010 году.

Переработка нефти.

Нефтеперерабатывающие мощности Кувейта были сильно разрушены  во время иракского вторжения  и оккупации в 1990-91 годах. Довоенные  мощности нефтепереработки составляли 820000 б/д. После завершения военных  действий к началу 1992 года они сократились  до 200000 б/д. Кувейтская программа восстановления мощностей общей стоимостью $400-миллионов  была выполнена в середине 1994 года. В настоящее время пропускная способность трех местных нефтеперерабатывающих заводов около 773300 б/д, что на 100000 б/д меньше обычного из-за аварии на заводе Мина Аль-Ахмади (см. ниже) — самом большом нефтеперабатывающем заводе Кувейта мощностью 435000-465000 б/д. Другие крупные нефтеперерабатывающие заводы — это Мина Абдуллах (247000 б/д) и Аль-Шуайба (190000 б/д). Основная часть выработанных нефтепродуктов идет на экспорт. 20 августа 2001 года агентство Рейтер сообщило, что Кувейт планирует потратить «свыше $3 миллиардов» на модернизацию трех своих нефтеперерабатывающих заводов.

25 июня 2000 года  на нефтеперерабатывающем заводе  в Мина Аль-Ахмади, принадлежащем филиалу Кувейтской Нефтяной Компании — Кувейтской Национальной Нефтяной Компании (KННК), произошел взрыв и возник пожар, существенно разрушив две из трех установок по перегонке сырой нефти. При этом погибло шесть рабочих. Завод был временно остановлен. Согласно оценкам на восстановительные работы потребуется около $400 миллионов. В декабре 2000 года правительство Кувейта одобрило подписание контракта с корпорациями «Fluor» и «Sunkyong» на восстановление Мина Аль-Ахмади. Уже в июле 2002 года на Мина Аль-Ахмади перерабатывалось около 300000 б/д. Однако, на полное восстановление завода потребуется еще около двух лет и примерно $320 миллионов.

Деятельность  по переработке нефти  за рубежом

В настоящее  время нефтеперерабатывающие мощности KНК в Европе составляют около 250000 б/д, включая половину мощности завода Agip в Милаццо (что составляет 150000 б/д). Также КНК принадлежат нефтеперерабатывающие мощности объемом в 75 500 б/д в Ротердаме. Эти два нефтеперерабатывающих завода обеспечивают КНК основную долю переработки в Европе из общего объема в 320 000 б/д. В сентябре 1998 года KНК объявила о покупке у «BP» 157 заправочных станций в Бельгии. Этот шаг позволил КНК завладеть 8% розничного рынка нефтепродуктов в Бельгии. Филиал KНК — Кувейтская Международная Нефтяная Компания (KМНК) располагает приблизительно 5500 заправочных станций под торговой маркой «Q8» в 10 странах Западной Европы и приблизительно двумя сотнями станций в Таиланде.

Информация о работе Саудовская Аравия