Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:28, доклад
Имея одну четвертую доказанных мировых запасов нефти, Саудовская Аравия, вероятно, останется крупнейшим мировым производителем нефти в ближайшем будущем. В течение первых 10 месяцев 2001 года Саудовская Аравия обеспечивала США 1.6 миллионами баррелей сырой нефти в день, что составляет 18% импорта сырой нефти в США за этот период.
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ |
Имея одну четвертую доказанных
мировых запасов нефти, Саудовская
Аравия, вероятно, останется крупнейшим
мировым производителем нефти в
ближайшем будущем. В течение
первых 10 месяцев 2001 года Саудовская Аравия
обеспечивала США 1.6 миллионами баррелей
сырой нефти в день, что составляет
18% импорта сырой нефти в США
за этот период.
Общие сведения |
Экспорт нефти
в Саудовской Аравии обеспечивает 90-95%
поступлений в казну от общего
экспорта, что составляет около 40% Внутреннего
Валового Продукта (ВВП) страны. Несмотря
на попытки диверсификации, экономика
Саудовской Аравии, остается все еще
очень сильно зависимой от экспорта
сырой нефти (хотя в последние
годы инвестиции в нефтеперерабатывающую
и нефтехимическую отрасли
Слабеющая экономика
Саудовской Аравии показала, что стране
необходим значительный экономический
рост, для того чтобы обеспечивать
благосостояние быстрорастущего и
молодого (50 % до 18 лет) населения страны,
которому необходимы новые хорошие
рабочие места вне
Несмотря на то, что Саудовская Аравия продолжает поддерживать фискальную дисциплину (включая объявление в декабре 2001 года о 20%-ом сокращении бюджета на 2002 год), движение в сторону экономических реформ оставляет желать лучшего. Например, уменьшение субсидий и повышение тарифов на электроэнергию оказалось под вопросом. Возросшие в апреле 2000 года тарифы очевидно вернуться на свой прежний уровень в октябре из-за увеличивающегося повсеместного недовольства общества. За 2002 финансовый год Саудовская Аравия, очевидно, ощутит огромный дефицит бюджета (около 12 миллиардов долларов или 17% от ВВП, исходя из заложенной в бюджет страны цены на Саудовскую нефть в 17 долларов за баррель). Это предполагает доходы государственной казны в размере 42 миллиардов и затраты в размере 54 миллиардов доллпров США. Согласно анализа Сауди Америкэн Бэнк для того, чтобы сбалансировать свой бюджет, Саудовской Аравии необходимо добывать около 8 миллионов баррелей в день сырой нефти, и цена на нефть должна быть в пределах 22 долларов за баррель. Эта комбинация условий вряд ли возможна в 2002 году. В итоге, Саудовская Аравия ощутит ухудшение экономической ситуации в 2002 году (и, возможно, в течение нескольких последующих лет) после не менее чем двух относительно щедрых лет, включающих в себя 2000 год, когда был профицит бюджета – первый в стране за два десятилетия с момента резкого повышения цен на нефть в 1970-х годах.
Кроме экономических
реформ, Саудовская Аравия также достигла
небольшого прогресса и в другой
важной сфере – привлечении прямых
иностранных инвестиций. В настоящее
время лидерами этого рынка являются
крупные государственные
Последний важный шаг, касающий иностранных инвестиций, относится к трем основным быстроразвивающимся проектам по природному газу (так называемой «Газовой инициативе»). Он будет способствовать привлечению инвестиций в размере 25 миллиардов долларов США в течение 10 лет. В ноябре 1999 года Король Фадх заявил, что «мир движется к глобализации», и «более невозможно (для Саудовской Аравии) двигаться так медленно». В контексте успешной интеграции в глобальную экономику, Фадх также обратил внимание на необходимость регионального единства среди стран Персидского залива – экономического, политического и военного. Например, Саммит по Таможенному Союзу среди стран Персидского залива был назначен на декабрь 1999 года. Союз должен принести ощутимые результаты в марте 2005 года. В настоящее время на территории Саудовской Аравии товары из Стран Персидского Залива освобождены от всех таможенных пошлин на импорт.
В соглашении, подписанном в июне 2000 года, Саудовская Аравия и Йемен договорились об определении границы между ними, вопрос о которой являлся открытым с 1930-х годов. Ожидается, что результатом этого решения станет рост товарооборота между странами, увеличение инвестиций в Йемен, а также это даст возможность решить вопросы с правами на разработку месторождений, примыкающих к ранее спорным территориям. В феврале 2001 года Саудовская Аравия и Сирия подписали двухстороннее торговое соглашение. Саудовская Аравия 11 июня 2001 года в письме генеральному секретарю ООН Коффи Анену заявила, что она становится собственником Иракского трубопровода к Саудовскому побережью Красного моря (прокачка нефти по которому была прекращена в августе 1990), несмотря на угрозы и агрессивные действия со стороны Ирака, включая серию актов пересечения границы в последние месяцы. Саудовская Аравия заявила, что поведение Ирака уничтожает все рациональные пути по сохранению структуры трубопровода.
Нефть |
В недрах Саудовской Аравии (включая половину Саудовско-Кувейтской «нейтральной зоны») находится 2,642 триллиона барреллей доказанных запасов нефти (более четверти мировых) и до одного триллиона баррелей извлекаемой нефти. Саудовская Аравия мировой лидер по добыче и экспорту нефти, но ее географическое положение в политически нестабильном регионе Персидского залива вызывает озабоченность в глазах основных покупателей, включая США. В течение первых 11 месяцев 2001 года Саудовская Аравия добывала около 8.8 млн баррелей нефти в день (включая 640 тыс. баррелей в день из половины Саудовско – Кувейтской нейтральной зоны), добывной же потенциал страны составляет 10.0 – 10.5 млн б/д. В 2000 году добыча нефти в стране составила 9.1 млн б/д, среди которых 8.4 млн б/д пришлось на сырую нефть, а 0.7 млн б/д на сжиженный природный газ. На 1 января 2002 года официальная квота ОПЕК Саудовской Аравии на добычу сырой нефти была снижена до 7.053 млн б/д по сравнению с 8.2 млн б/д февральской квоты 2001 года. Данные на конец января указывает на то, что Саудовская Аравия снизила добычу сырой нефти примерно до 7.1 млн б/д, согласно их квоте.
Несмотря на то, что Саудовская Аравия имеет около 80 нефтяных и газовых месторождений и более 1000 скважин, более половины запасов нефти содержится только в восьми месторождениях, включающих Гавар (крупнейшее в мире нефтяное месторождение на побережье с запасами в 70 миллиардов баррелей) и Сафания (крупнейшее в мире шельфовое нефтяное месторождение с запасами в 19 миллиардов баррелей). Основные нефтеносные структуры Гавара (с севера на юг) это Айн Дар, Шедгам, Уфманьях, Фарзан, Гавар, Аль-Удальях и Харадх. Помимо всего, добывной потенциал только одного месторождения Гавар составляет около половины от общего добывного потенциала страны.
Один из возможных проектов на месторождении Катиф мог бы повысить добывные мощности на ближнем востоке на 500 тыс. б/д, т.е принести прибыль в размере 1.2-1.5 миллиарда долларов. Катиф содержит средние (33-34? по оценке Американского Нефтяного Института) нефти. Другой потенциальный проект на месторождении Кураис может повысить Саудовские добывные мощности на 800 тыс. б/д к 2005 году и принести прибыль в размере 3 миллиардов долларов. Это потребует запуска в Кураисе четырех нефтегазосепарационных установок мощностью в 200 тыс. б/д каждый, где первый завод был введен в эксплуатацию еще в 1960 году, но был законсервирован «Арамко» наряду с несколькими другими проектами на месторождения – Абу Хадрия, Абу Хиван Хармальях и Лхурсаньях в 1990-м. Последние низкие мировые цены на нефть плюс сокращение добычи нефти согласно квоты ОПЕК похоронили планы расширения производства в Кураисе (и возможно на других месторождениях Саудовской Аравии, включая Катиф) на неопределенный период. Несмотря на это, Саудовская «Арамко» планирует потратить более полутора миллиардов долларов в 2002 году на бурение 324 скважин.
О других нефтяных
новостях. В начале января 2000 года Саудовская
Аравия объявила, что учреждает Высший
Нефтяной Совет из 11 членов, чтобы
пересмотреть политику страны, касающуюся
нефти и газа. В середине октября
2000 года правительство объявило, что
Совет предпримет жесткие меры против
Саудовской компании «Арамко». Высший
Нефтяной Совет мог бы подтолкнуть всеобщий
процесс развития частного сектора и привлечь
иностранные инвестиции в нефтяной сектор
страны, если бы в государстве не существовало
консервативной оппозици
Саудовская Аравия добывает весь спектр
сырой нефти от тяжелой до суперлекгой.
Легкая нефть составляет 65-70% от всей добываемой
нефти, остальное приходится на средние
и тяжелые нефти. Легкая нефть добывается
в основном на побережье, в то время как
средняя и тяжелая в открытом море. Гаварское
месторождение является основным источником
34о по оценке Американского Нефтяного
Института (API) арабской сырой легкой нефти,
в то время как на Абкаик (супергигантском
месторождени с 17 миллиардами баррелей
доказанных запасов) добывается арабская
37о API суперлегкая сырая нефть. С 1994 года
на месторождении Хавтан Тренд (также
называемом Найд), которое включает в себя
месторождение Хавтан и более мелкие месторождения-спутники
(Нуайим, Хазмиях) на юге от Риядха добывалось
около 200 тыс. б/д 45о-50о API арабской суперлегкой
нефти с содержанием серы 0,06%. Кроме того,
согласно оценкам запасы сжиженного природного
газа месторождения Найд оцениваются
в 30 миллиардов баррелей. Добыча в открытом
море включает в себя более 500 тыс. б/д Arabian
Medium сырой нефти из Зулуфа и 270 тыс. б/д
из Марьян, а также добычу тяжелой нефти
из Сафаньи .
Нейтральная зона содержит около 5 миллиардов баррелей доказанных нефтяных запасов. В пределах нейтральной зоны совместная арабско – японская нефтяная компания традиционно курировала два месторождения в открытом море (Кхафджи и Хоут) с добычей в 300 тыс. б/д, но в феврале 2000 года они потеряли часть своих прав. Тем не менее, в апреле 2000 года АНК (Арабская нефтяная компания) заявила, что достигла соглашения с «Арамко» - компанией – оператором со стороны стран Персидского Залива по разделению добычи нефти из Кафджи до 4 января 2003 года, когда концессия АНК на Кувейтской стороне нейтральной зоны исчерпает свой срок действия. Саудовская Нейтральная зона в открытом море представляет особый для японцев нефтяной интерес, в котором 80 % дохода поступает в АНК и по 10% Саудовской Аравии и Кувейту Тем временем «Тэксако» курирует 3 месторождения (Вафра, Южный Фаварис и Южный Умм Гудаир) на шельфе в нейтральной зоне. Саудовская Аравия заявила, что хочет, чтобы АНК и Япония увеличили инвестиции в Саудовскую Аравию (включая более 1 миллиарда вложений в дороги, соединяющие отдаленные районы нефтедобычи с экспортными терминалами), а так же закупки Саудовской нефти, как условие для получения разрешения на бурение в нейтральной зоне для АНК. В августе 2001, Саудовская Аравия отклонила запрос АНК на возобновление переговоров по концессии в нейтральной зоне Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия является ключевым поставщиком сырой нефти в США, Европу и Японию. Тем не менее, в последние годы, Западно - Хемширские производители (Венесуэла, Канада и Мексика) изменили Арабское доминирующее положение на рынке США. Сегодня свыше 40% Саудовской сырой нефти, а также продуктов ее переработки идут на рынки Азии. Вторым по величине рынком экспорта является рынок США, далее следуют страны европейского экономического содружества. В течение первых 10 месяцев 2001 года Саудовская Аравия отгрузила в США 1.70 млн б/д нефти (1.65 сырой нефти). За этот период времени Саудовская Аравия являлась вторым по величине (после Канады и немного обогнав Венесуэлу) поставщиком нефти и нефтепродуктов в США и первой по поставкам сырой нефти, обойдя Мексику, Венесуэлу и Канаду. Саудовская Аравия по ряду экономических и стратегических причин имеет достаточный потенциал, чтобы сохранить и даже расширить свое присутствие на рынке США. В течение первых 10 месяцев 2001 года доля импорта нефти США из Саудовской Аравии составляла 18%, немного увеличившись по сравнению с 17% 2000 года.
В октябре 1999 Министр нефтяной промышленности Наими заявил, что нефтяная политика Саудовской Аравии определяется:
- огромными нефтяными
ресурсами и самыми низкими
издержками производства в
- наличием огромных сводных нефтедобывающих
мощностей;
- национальной экономикой, которая тесно
связана с нефтяной промышленностью;
- стабильной политической и экономической
системами.
Наими также обратил внимание на необходимость
«стабилизации международного нефтяного
рынка», где «быстрое изменение цен в широком
диапозоне не желательно»