Самостоятельны ли коммерческие банки в создании денег?

Автор: Жанна Бубнова, 12 Октября 2010 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Выделяют несколько определений монетарной политики, но каждое из них раскрывает сущность данного процесса.
Монетарная политика - это совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.
Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП.
Выделяют основные конечные цели денежно-кредитной политики:
- устойчивые темпы роста национального производства,
- стабильные цены,
- высокий уровень занятости населения,
- равновесие платежного баланса.
Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.
Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
1. Теоретические основы ……………………………………………..
1.1 Сущность монетарной политики…………….……………...........
1.2 Национальный и коммерческие банки в Республике Беларусь..
2.Процесс создания денег коммерческими банками………..………
3. Инструменты денежно-кредитной политики……………... ……..
Выводы………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Ответ.doc

— 78.00 Кб (Скачать)
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
 

1.1 Сущность монетарной  политики 

     Выделяют  несколько определений монетарной политики, но каждое из них раскрывает сущность данного процесса.

     Монетарная  политика - это совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.

      Монетарная  политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.
      Монетарная  политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся  на способность денежно-кредитной  системы влиять на денежное предложение  и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и  реальный ВВП.

     Выделяют  основные конечные цели денежно-кредитной политики:

     - устойчивые темпы роста национального производства,

     - стабильные цены,

     - высокий уровень занятости населения,

     - равновесие платежного баланса.

     Из  их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

     Наряду  с конечными выделяют промежуточные  цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок. 
 
 
 

  • Национальный  и коммерческие банки  в Республике Беларусь 
  •       Осуществляет  монетарную политику Центральный банк Республики Беларусь, он находится в собственности РБ и действует исключительно в интересах государства. Национальный банк РБ регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в РБ.(

         Процесс денежно-кредитного регулирования  происходит в два этапа. На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, тем самым, способствуя достижению конечных целей.

          Коммерческие  банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.

            По мировым стандартам банки  РБ очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы РБ даже не равна среднему банку РФ. В то же время организационная структура управления банковского сектора РБ построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.

          К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др.

          Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком РБ обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов, так как Национальный банк занимает высший уровень, а коммерческие – низший. Национальный банк РБ устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков; норматив для действующей части уставного фонда; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др.

          На 1 марта 2008 года банковская система РБ включает 28 банков с 331 филиалами, хотя еще в 2005 году насчитывалось 454 филиала, это связано с оптимизацией банками своей филиальной сети.

          Банковская  система республики функционирует достаточно устойчиво. Значимым участником проведения государственной социально-экономической политики является группа ведущих банков, специализирующихся на обслуживании крупных народнохозяйственных комплексов и кредитной поддержке ключевых государственных социально-экономических программ. В нее входят 6 банков: открытые акционерные общества "Сберегательный банк "Беларусбанк", "Белагропромбанк", "Белпром-стройбанк", "Белинвестбанк", "Приорбанк", "Бел-внешэкономбанк", доля которых в общем объеме валовых активов банковской системы республики составляет 87,9 процента.

          К основным положительным результатам качественного характера развития банковской системы Республики Беларусь можно отнести значительное повышение кредитной дисциплины, снижение доли проблемной задолженности, расширение ресурсной базы, повышение доверия населения к белорусским банкам. 
     
     
     
     
     
     

    2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ДЕНЕГ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ 

         Вкратце процесс создания денег состоит в следующем: деньги появились в результате расширения кредитов коммерческих банков. Денежная масса увеличивается, когда коммерческие банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда клиенты возвращают ссуды, полученные от коммерческих банков.

         Каждый  коммерческий банк или другое кредитное  учреждение должны иметь обязательные резервы. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности. Этот процент называется резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег.

         Процесс создания банками денег рассмотрим на примере, используя следующие упрощения: норма обязательных резервов одинакова для всех банков и равна 10 %; в балансовых отчетах банка отражаются только изменения; избыточные резервы (они равны разнице между общими и обязательными резервами банка) банки используют для выдачи ссуды одному лицу.

         Предположим, человек вложил в банк А 1000 дол. Тогда  балансовый отчет банка, в котором  по условию отражаются только изменения, будет таким:

    Банк  А Активы Пассивы
      Резервы + 1000 дол. Депозиты + 1000 дол.
      

     Фактические резервы  банка А составляют 1000 дол., обязательные — 10 %, или 100 дол. Избыточные резервы равны 900 дол. (1000 —100). Банк А имеет право отдать в ссуду 900 дол. Допустим, он дал в заем эти деньги некоему хозяйствующему субъекту. Теперь его балансовый отчет будет иметь вид:

    Банк  А Активы Пассивы
      Обязательные  резервы + 100 дол. Депозиты + 1000 дол.
      Ссуда + 900 дол.  
      

     Таким образом, на счету банка А значатся депозиты в сумме 1000 дол. и ссуда в 900 дол. Общая сумма денег составляет 1900 дол. Следовательно, банк А создал 900 дол. дополнительных денег.

         Допустим, хозяйствующий субъект использовал  полученную ссуду в 900 дол. для оплаты купленного сырья. Поставщики сырья  переведут полученные деньги (наличные или чек) на свой счет в банке Б. Этот банк, получив вклад в размере 900 дол., тоже оставит резерв в 10 %, а остальные деньги отдаст в ссуду. Его балансовый отчет будет таким:

    Банк  Б Активы Пассивы
      Обязательные  резервы + 90 дол. Депозиты + 900 дол.
      Ссуда + 810 дол.  
     

         Банк  Б создает дополнительные деньги — 810 дол. Получив эту ссуду, другой хозяйствующий субъект может истратить ее, заплатив третьим лицам за товары или услуги. Последние полученные деньги положат в банк В. Балансовый отчет банка В будет:

    Банк  В Активы Пассивы
      Обязательные  резервы + 81 дол. Депозиты + 810 дол.
      Ссуда + 729 дол.  
      

     Процесс этот будет  продолжаться до тех пор, пока вся  сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов.  
     
     

    1. Инструменты денежно-кредитной  политики
     

         В результате изложенного возникает вопрос: могут ли коммерческие банки создавать деньги без всяких ограничений? Ответ прост – не могут. Этот процесс регулирует государство при помощи инструментов, так называемых методов денежно-кредитного регулирования. В свою очередь их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д.

           Основными общими инструментами  денежно-кредитной политики являются  изменения учетной ставки и  норм обязательных резервов, операции  на открытом рынке. Это косвенные  методы регулирования.

         Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. Центральный банк имеет право предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства Центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это “цена” дополнительных резервов, которые Центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

         При понижении учетной ставки увеличивается  спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, Центральный банк увеличивает на соответствующую  сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Взятые у Центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. Данный процесс в Республике Беларусь  наблюдался на протяжении нескольких лет.

         По  статистическим данным учетная ставка начиная с 2000 года постепенно снижалась. В 2000 году она была равна 130% годовых, но уже к концу года произошло снижение до 80%. В 2001 году снижение произошло всего на 14% и к концу года достигло 66% годовых. Начиная с 2002 года и до конца 2004 учетная ставка за год снижалась в среднем на 10-11% и на начало 2005 года она была равна 17% годовых. Более стабильная ситуация наблюдалась в 2006 году, когда ставка рефинансирования (учетная) до июня месяца была равна 10,5% и на конец года снизилась всего лишь на 0,5% и была равна – 10% годовых. В феврале 2007 года учетная ставка составляла 11%, но к октябрю она понизилась до 10% и в 2008 году осталась без изменений.

         При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к  сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой” кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.

          Прежде  всего, любой банк должен действовать  в рамках ограничений, налагаемых его  резервами. Именно эти ограничения государственные власти используют для контроля за процессом выдачи банковских ссуд и, следовательно, за процессом создания денег. Каждый банк обязан держать свои резервы в конкретных формах, определяемых законом. Банк может выдавать новые ссуды и создавать тем самым деньги только в том случае, если у него есть свободные резервы, т.е. резервы, превышающие установленную законом минимальную сумму, которую банк обязан держать.

         Предположим, Центральный банк повысил резервную норму. Коммерческим банкам, чтобы выполнить требования Центрального банка, понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

    Информация о работе Самостоятельны ли коммерческие банки в создании денег?