Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа
Целью написания этой работы является рассмотрение особенностей земельного рынка в современной России, его проблем и перспектив развития.
Задачи курсовой:
1. Изучить и проанализировать экономическую литературу.
2. Рассмотреть особенности земли как фактора производства.
3. Изучить предложение и спрос на землю.
4. Изучить вопрос платы за землю.
5. Рассмотреть современные проблемы формирования рынка земли в России.
Введение......................................................................................................3-4
1 Рынок земли
1.1 История развития рынка земли.......................................................5-6
1.2 Спрос и предложение земли............................................................6-11
1.3 Плата за землю..................................................................................12-17
2 Рынок земли в России: Особенности
2.1 Экономическая оценка земель........................................................15-17
2.2 Кадастровая оценка земель.............................................................18-22
Заключение..................................................................................................23-24
Библиографический список........................................................................25
Это, в свою очередь, создает
для землевладельцев и
2 Рынок земли в России: особенности его формирования
2.1 Понятие земельного рынка
Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающие цены на землю .
Рынок земли является неотъемлемой частью
экономики любого развитого государства.
Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное
место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических
особенностей. Во-первых, земля является
бесплатным даром природы, что позволяет
говорить об иррациональном характере
ее стоимости. Тем не менее земля является
объектом купли-продажи; с ней связаны
земельные арендные отношения. Во-вторых,
в зависимости от тех или иных природно-климатических
условий, а также местонахождения участков
земли, последние подразделяются на лучшие,
средние и худшие. В основе такого деления
лежит естественное плодородие почвы,
от которого зависит продуктивность земли.
Но она может быть улучшена в результате
дополнительных вложений в нее труда и
капитала. Это улучшенное плодородие почвы
называется экономическим. Повышение
экономического плодородия почвы практически
возможно на любых участках.
Однако оно имеет определенные границы,
связанные с известным законом убывающего
плодородия почвы, когда при сложившейся
технологии обработки земли каждая последующая
единица затрат обеспечивает все меньшую
и меньшую отдачу. В-третьих, в следствие
фиксированности площади земельных угодий
природой, предложение земли характеризуется
в общественном масштабе совершенной
неэластичностью, хотя для конкретного
пользователя землей дело обстоит иначе:
предложение земли обладает определенной
эластичностью, поскольку пользователь
имеет возможность увеличить имеющуюся
у него земельную площадь за счет конкурентов.
Ограниченность предложения земельных
ресурсов усиливается закрепленностью
земли в частную собственность. В условиях
рынка земельные собственники весьма
неохотно идут на продажу своих земельных
участков, отдавая предпочтение сдаче
земли в виде аренды они получают право
получения стабильного дохода, именно
поэтому каждый определенный момент продается
лишь незначительная часть земельного
фонда, в этом заключается принципиальная
особенность рынка земли. Земельный рынок
формирует условия стимулирующие эффективное
использование земли и вынуждает отдельных
субъектов отказаться от части земли или
от всего участка если он не функционирует
эффективно. Однако рынок земли далек
от совершенства и не является гарантом
стабильности. Восполнение недостатков
рынка - важнейшая задача государства.
Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора. Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той иной форме отношения собственности на землю.
Земельный рынок - одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увеличение безработицы и ухудшение уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений.
Далее в своей курсовой работе я хочу рассмотреть проблемы земельных отношений в России и возможные способы их решения.
2.2 Рынок земли в России: его проблемы и особенности формирования
Земельный рынок России уже существует. Это один из очевидных итогов аграрных преобразований, осуществляющихся в стране с 1990 года. Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ряд федеральных нормативных правовых актов и аналогичных актов субъектов Федерации устанавливают право собственности физических и юридических лиц на землю, дающее возможность покупки и продажи земельных участков, сдачи их в аренду, дарения, залога и т. п.
Российский земельный рынок еще очень слаб. Ограниченность его двояка: во-первых, общие земельные ресурсы России не беспредельны, во-вторых, что важнее всего, главным распорядителем земель у нас по-прежнему остается государство. До сих пор основным способом вовлечения государственной земельной собственности в рыночный оборот остается сдача ее в аренду. При этом площадь земельных участков, задействованных во всех сделках, составляет примерно 4,1% от земельного фонда РФ. Сейчас среди прочих видав сделок с землей преобладают арендные отношения (в среднем выше 90%).
При анализе рынка земли следует учитывать его особенности. Во-первых, через систему рыночных отношений в каждый данный период времени проходит небольшая часть земельного фонда. Во-вторых, земля закладывается, сдается в аренду и продается на определенных условиях. В-третьих, большинство земельных участков редко меняют своего собственника.
Условиями существования земельного рынка являются следующие:
1) любой участок земли рано или поздно может получить нового собственника;
2) каждый земельный участок имеет свою цену.
В рыночной системе земельный рынок играет двоякую роль: с одной стороны, он создает и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, побуждает максимально продуктивно ее использовать, создает механизмы перехода земли в руки того, кто способен более эффективно ею распоряжаться. С другой стороны, он не создает заслона бесхозяйственному отношению к земле, так как в погоне за выгодностью земельных сделок не учитываются интересы сохранения единого земельного потенциала общества, земельные ресурсы чаще, чем другие средства производства, оказываются объектом спекуляции, а цена на земельные участки подчас формируется без всякой связи с их полезностью и так далее.
Принципиальное значение для формирования рынка земли в России имеют два момента:
1) закрепление права собственности на все земли в обществе, так как участниками рыночных отношений могут быть только собственники земельных участков;
2) инвентаризация земельного фонда, так как пока земельные участки не будут физически точно определены и зарегистрированы, вступать в отношения купли-продажи невозможно.
Поэтому развитие земельного рынка в регионах должно начинаться с инвентаризации земель и с индивидуального закрепления права собственности на все без исключения земли, чтобы, вступая в рыночные земельные отношения, каждый знал, каков его статус по отношению к земле, которой он пользуется, распоряжается, владеет.
Действующие в Российской Федерации нормативные правовые документы дают собственнику земли право осуществлять основные виды сделок с земельными участками. В соответствии с Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, другими правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов собственники правомочны сдавать участки в аренду, продавать, дарить, отдавать в залог и т.д.
Современное состояние земельного рынка в России характеризуется рядом показателей. К ним относятся число, площади и цены в сделках по аренде и продаже государственных и муниципальных земель, а также по купле-продаже земельных участков гражданами и организациями и другие, которые отражают основные тенденции развития земельного рынка в стране.
Земельный фонд Российской Федерации составляет 1709,8 млн. га, в том числе земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности-1580,2 млн. га и граждан-124,4 млн. га.
Земельный рынок в России функционирует в основном в сфере передачи государственных и муниципальных участков в аренду. Площадь земельных, задействованных во всех сделках (аренда, купля-продажа, дарение, наследование, залог), составляет около 4% земельного фонда.
Показатели государственной отчетности свидетельствуют о том, что большая часть сделок с земельными участками относится к государственным и муниципальным землям. Из всех видов сделок предоставление участков в аренду - основная форма земельных отношений во всех субъектах Российской Федерации. С 1996 г в стране было арендовано более 413млн. га земель по договорам заключенных органами местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами.(более 34 млн. договоров).
Государственные и муниципальные земельные участки продавались органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г., Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г., постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков » от 11.11.2002г. и другими законодательными и нормативными документами России и субъектов Российской Федерации.
Основные причины, сдерживающие земельный оборот, следующие:
1) противоречивость современной концепции регулирования земельных отношений;
2) отсутствие эффективной правовой основы развития земельного оборота, как на федеральном уровне, так и на местах;
3) слабое развитие инфраструктуры земельного рынка, не соответствующие его потребностям в регионах;
4) барьеры, возникающие при реализации прав земельной собственности и связанные, прежде всего с выделением земельных участков в натуре, сложными процедурами правового, организационного и технического формирования сделок земельного оборота; особенно это касается реализации прав собственности владельцев земельных долей.
Многие экономисты считают, что для сельскохозяйственных предприятий введение рынка земли преждевременно. Другие же, наоборот, утверждают, что скорейшее формирование такого рынка послужит:
При формировании рынка земли сельскохозяйственного назначения необходимо придерживаться следующих принципов:
Острейшая проблема, требующая скорейшего решения в процессе формирования рынка земли в аграрной экономике, – установление цены земельных участков. Исходной является нормативная цена земли. В принятых документах она определяется пропорционально земельному налогу. Некоторые экономисты считают, что это неточно и неправильно. Во-первых, сам земельный налог требует значительного совершенствования; во-вторых, он значительно отличается от реальной оценки качества земли. При определении нормативной цены необходимо также учитывать положение участка земли по отношению к рынкам сбыта и снабжения, к дорожной сети и т.д.
Так как на свободном рынке господствует рыночная цена земли, предполагается, что в некоторых сельскохозяйственных зонах из-за большого числа предложений цены на землю упадут. В этом случае потребуется защитить продавца, чтобы рыночная цена не была ниже нормативного ее уровня. Наивысшие цены сложатся в пригородных зонах.
Информация о работе Рынок земли, проблемы его формирования в современной России