Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:40, реферат
Развитие международной торговли на современном этапе происходит под значительным воздействием процессов глобализации, одним из наиболее характерных проявлений которой является рост внешнеэкономических операций, осуществляемых с использованием механизма аутсорсинга.
РЫНОК УСЛУГ АУТСОРСИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
Развитие международной торговли на современном этапе происходит под значительным воздействием процессов глобализации, одним из наиболее характерных проявлений которой является рост внешнеэкономических операций, осуществляемых с использованием механизма аутсорсинга. По данным Международного института аутсорсинга, мировой рынок аутсорсинга растет экспоненциально, демонстрируя ежегодные темпы прироста, превышающие 8 % [20, p. 39]. Так, если по состоянию на 1986 г. объем трудовых ресурсов, доступных на международном рынке аутсорсинга, составлял, по экспертным оценкам, всего 5000 работников, то в 1994 г. значение данного показателя достигло 35 000 человек, т. е. увеличилось в 7 раз. А уже в 2003 г. количество занятых в оказании услуг по аутсорсингу бизнес-процессов в одной лишь Индии увеличилось по сравнению с данным уровнем в 10 раз [21, p. 142].
В
то же время в Беларуси, являющейся
страной с
Концептуальные подходы к разработке внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь нашли свое отражение в исследованиях таких отечественных экономистов, как А. В. Данильченко [1], В. Ф. Медведев [3], М. В. Мясникович [4], В. В. Почекина [6], и др. Данные работы поспособствовали более полному теоретическому осмыслению проблематики включения отечественной экономики в мирохозяйственные процессы и обеспечения устойчивости и инновационности ее развития в условиях глобализации. Тем не менее, для успешного закрепления и расширения присутствия Республики Беларусь на международном рынке аутсорсинговых услуг необходимо изучение его специфики и тенденций развития на современном этапе, что определяет актуальность исследования, результаты которого изложены в настоящей статье.
Цель исследования заключается в анализе рынка аутсорсинга услуг в международной торговле. Для этого нами было определено место аутсорсинга в международной торговле услуг, осуществлен анализ факторов, определяющих значительный рост экспорта услуг с использованием аутсорсинговой схемы, и выявлены основные тенденции современного развития данного рынка.
Предваряя изложение основных результатов проведенного анализа, следует отметить, что аутсорсинг вызвал к жизни целый ряд достаточно эмоциональных определений даже в научной литературе. Так, в работе Т. Фридмана [12] аутсорсинг называется одним из десяти наиболее весомых факторов, определяющих характер развития мировой экономики на современном этапе. Он же используется для иллюстрации определения, данного A. Пико в отношении современного типа предприятия, активно включающего внешних партнеров в процесс создания добавленной стоимости и названного им «предприятием без границ» [см.: 8, p. 23]. «Символом глобализации» называет в своей работе международный аутсорсинг Р. Джоунс [17, p. 315].
Ряд других исследователей утверждают, что аутсорсинг изменяет саму природу международной торговли [16, p. 2], так как вовлекает в международный торговый оборот услуги в настолько значительных объемах, что это ставит под вопрос справедливость такой их характеристики, как низкая способность быть предметом международной торговли. Так, если ранее считалось, что услуги не способны выступать в качестве полноценного предмета торговли, так как их потребление должно совпадать по времени с моментом их производства, т. е. потребитель и поставщик должны располагаться в одном месте, то сейчас сама возможность реализации аутсорсинговой схемы как передачи части бизнес-процессов стороннему поставщику, который может располагаться на расстоянии тысяч километров от потребителя и даже — в случае международного аутсорсинга — в другой стране, ставит под сомнение универсальность данной характеристики услуги, указывая на то, что многие виды услуг в настоящее время приобретают свойства товаров, относительно свободно обращающихся в международной торговле.
Согласно недавним исследованиями [23, p. 3—4], в настоящее время около 10 % услуг уже являются предметом международной торговли, и к 2014 г., по прогнозу [16], значение данного показателя увеличится в 4 раза. В то время как одни исследователи осторожно называют эту тенденцию «продуктизацией услуг» [23, p. 11], другие предлагают считать данные изменения признаками произошедшей «третьей промышленной революции» [18, p. 103].
Очевидное согласие, установившееся в научном сообществе в отношении уникальности аутсорсинга как формы международной торговли, приводит нас к необходимости анализа ключевых факторов, определивших столь бурный рост. В общем виде факторы, обусловившие значительный рост мирового рынка аутсорсинга, могут быть сведены в следующие три группы.
Технологический фактор
Стремительный
научно-технический прогресс нескольких
последних десятилетий в
Особую роль сыграли в этом процессе качественные технологические изменения в технологии обработки, передачи и хранения данных. Так, по замечанию Ю. Кармаркара [18], информацию теперь можно «стандартизировать, собирать из компонентов, упаковывать, хранить и отгружать», а следовательно, перемещать и делать ее и оказываемые с ее использованием услуги объектом экспортно-импортных операций. Согласно данным ЮНКТАД, с 1990 по 2004 г. экспорт компьютерных и информационных услуг, составляющих в настоящее время основу экспорта услуг с использованием механизма аутсорсинга, рос в 6 раз быстрее, чем совокупный экспорт услуг, а доля развивающихся стран в этом экспортном секторе увеличилась с 4 % в 1995 г. до 28 % в 2005 г. [2, с. 14].
Экономический фактор
Вторым значительным фактором развития аутсорсинга является экономический фактор, выражающийся в значительной разнице в стоимости рабочей силы в развитых и развивающихся странах.
Так, например, соотношение уровней заработной платы работников аналогичного профессионального уровня Индии, являющейся одним из наиболее значительных поставщиков услуг аутсорсинга на международный рынок из числа развивающихся стран, и США, наиболее значительного импортера аутсорсинговых услуг, составляет в среднем 1:10 [10, p. 1].
Весомость данного фактора объясняется тем, что основной спрос на услуги аутсорсинга предъявляют страны с высокими внутристрановыми уровнями заработной платы, занимающей наибольшую долю в структуре затрат на оказание услуг, передаваемых на аутсорсинг [9, p. 52—53], что вызывает у заказчика естественное для рационального экономического субъекта желание их оптимизировать.
При
этом следует отметить, что весомость
разницы в оплате труда как
фактора привлекательности
Регулятивный фактор
Наконец, третьим фактором, определяющим бурное развитие аутсорсинга как активно практикуемой субъектами мировой экономики формы международной торговли, стал регулятивный фактор, заключающийся в общей либерализации и снятии барьеров, обусловленных регулированием торговых отношений.
Вопрос
о том, в какой степени общая
тенденция последних лет к
снижению барьеров в международных
экономических отношениях может
считаться полноценной
Подтверждением весомости данного, получившего в англоязычной литературе наименование «policy driven», т. е. определяемого политической волей, фактора для развития аутсорсинга является то, что в ряде стран, заинтересованных в снижении объемов импорта аутсорсинговых услуг, в качестве регулирующего инструмента были использованы именно тарифные и нетарифные ограничения торговли либо прямые административные запреты.
Так, в Соединенных Штатах Америки ряд штатов ввел в отношении государственных органов запрет на размещение заказов у частных предприятий, импортирующих услуги по аутсорсингу [22]. Введено в действие также требование обязательного лицензирования американской лицензирующей службой иностранных специалистов-рентгенологов, дистанционно оказывающих услуги американским медицинским учреждениям по интерпретации результатов исследований пациентов. В Канаде ограничены категории данных о гражданах страны, которые могут быть переданы для последующей их обработки на аутсорсинг [21, p. 145].
Отметим также, что в странах-экспортерах механизм использования регулятивного фактора для развития аутсорсинговых услуг не ограничивается снятием межстрановых торговых барьеров, но предполагает также дерегуляцию внутриотраслевую, как правило, охватывающую услуги, обладающие высоким экспортным потенциалом, и заключающуюся в смягчении требований по лицензированию деятельности по оказании услуг, предназначенных на экспорт, предоставлении налоговых льгот, снижении арендных платежей для размещения соответствующих предприятий.
Таким образом, аутсорсинг представляет собой достаточно динамичное явление, что приводит нас к необходимости осмысления основных тенденций его развития на современном этапе. Как следует из результатов проведенного нами аналитического обзора научной литературы и анализа статистических данных, одна из наиболее значительных тенденций в общем виде может быть определена как изменение характера услуг, передаваемых на аутсорсинг.
Так, на аутсорсинг, ранее определявшийся как передача вспомогательных, так называемых инфраструктурных, обеспечивающих основную деятельность предприятия видов деятельности предприятия-заказчика, получивших в англоязычной литературе название «бэк-офисных» операций (от англ. «back office» — букв. «офис, находящийся на заднем плане»), не предполагающих непосредственного контакта с конечным потребителем, в настоящее время все более активно передаются работы, относящиеся скорее к основным видам деятельности предприятия-заказчика и предполагающие установление и поддержание непосредственного контакта с конечным потребителем — так называемые «фронт-офисные» операции (от англ. «front office» — букв. «офис, находящийся на переднем плане»), — например в формате выше упомянутых служб дистанционной информационно-консультационной поддержки.
Кроме того, аутсорсинговые фирмы активно включаются в цепочку создания добавленной стоимости продукции заказчика, переходя от выполнения стандартизированных операций с низкой добавленной стоимостью к выполнению все более высокотехнологичных, так называемых «беловоротничковых» [25, p. 18], видов работ с высокой «интеллектуальной капиталоемкостью», что получило в специализированной литературе наименование «движение вверх по цепочке создания добавленной стоимости» [14, p. 4].
Помимо
этого, международный рынок
Первыми странами, сориентировавшими IT-отрасли на экспорт, а не для удовлетворения внутреннего спроса, стали Ирландия, Израиль и Индия, чья стратегия выхода на международный рынок аутсорсинга оказалась настолько успешной, что данные государства позже получили общее название группы стран «трех И» [7, p. 3].
При этом складывающаяся в настоящее время система международного разделения труда такова, что Индия специализируется на работе с заказчиками из англоязычных стран, Восточная Европа, включая Россию, — из Западной Европы, Китай — из Японии и Соединенных Штатов Америки [9, p. 10]. На международном рынке широко представлены и другие страны, условно называемые исследователями «малыми странами-поставщиками» [9, p. 10]: Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния. Активными темпами растет экспорт услуг аутсорсинга и из стран с переходной экономикой на постсоветском пространстве: так, Россия уже входит в число десяти ведущих экспортеров. Ежегодный 40 %-ный прирост экспорта услуг аутсорсинга наблюдается и в Украине [см.: 21].
Информация о работе Рынок услуг аутсоринга в международной торговле