Рынок туристических услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:55, реферат

Описание работы

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода (в 2005г. приходилось около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.).

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Иркутский Государственный Технический Университет

Кафедра финансы и кредит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему: Рынок туристических услуг. 
 
 
 
 

                                                                                                        Выполнила: студентка

                                                                                      гр. ФК-05-5

                                                                                          Евтухова В.В.

                                                                                                              Проверил: Шульгин  М.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2007г.

 

      Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода (в 2005г. приходилось около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.).

     Возникновение туризма на обширной территории нашей  страны уходит корнями в древние  времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

     Путешествия и туризм два неразрывно связанных  понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др.

     Развитие  туризма играет важную роль в решении  социальных проблем. Во многих странах  мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

     По  целям поездки туризм классифицируется на:

     - курортный туризм с целью отдыха и лечения;

     - экскурсионный туризм - знакомство  с природными, историческими и культурными достопримечательностями;

     - деловой туризм - для проведения  деловых переговоров; 

     - научный туризм - знакомство с  достижениями науки и техники,  участие в конгрессах, конференциях  и т. п.

     По  численности участников различают  групповой и индивидуальный туризм.

     При выборе своего сегмента на рынке туристских услуг анализируются следующие  факторы:

     1. Цели поездки: отдых, бизнес, обучение, шопинг.

     2. Географические факторы: отдых  на море, развлечения. интерес  к культурным и архитектурным  ценностям.

     3. Возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи.

     4. Экономические потребности и  престиж: экономия времени и  усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определенной  социальной группе.

     Формирование  российского туристского рынка  началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

     Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

     Однако  в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

     К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

     Краснодарский край сегодня это перспективная  территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.

     Наряду  с традиционными, инвесторам предлагаются инновационные проекты развития этнографического, экстремального, экологического туризма в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Сочи, Ейске, Темрюкском, Туапсинском и Апшеронском районах.

     Ежегодно  из России на отдых за рубеж отправляются миллионы туристов, тратящие на это около $6 млрд. И цифра эта с каждым годом увеличивается более чем на 20%.

     В туриндустрии сегодня крутятся немалые деньги. Показатель развития отрасли -- сейчас более 300 вузов готовят менеджеров для турбизнеса.

     По оценке руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимира Стржалковского, общий оборот туристической отрасли в России в 2006 году составил около $29,5 млрд (выездной, въездной и внутренний туризм). Из них около половины приходится на долю внутреннего рынка (оценить его непросто, т. к. всего 20% "внутренних" туристов пользуются услугами турфирм). Объем выездного туризма эксперты оценивают примерно в $6 млрд.

     Половина рынка принадлежит 50 крупнейшим фирмам, их совокупная выручка в 2006 году по сравнению с предыдущим годом, по оценкам аналитического агентства "Туринфо", выросла на 26%, с $2,416 млрд до $3,046 млрд. На первом месте по оборотам -- "Интурист" ($338 млн в 2006 году). За лидером следуют компании "Инна-тур", TEZ tour, "Натали-турс" и Neva international holding. Никто точно не знает, сколько сегодня в России компаний (агентств), занимающихся турбизнесом.

     Мировой оборот отрасли оценивается почти в $700 млрд. По данным Всемирной туристической ассоциации, за последние 50 лет доходы от международного туризма выросли примерно в 300 раз, на туристический сектор приходится сейчас не менее 10,3% мирового валового продукта, в отрасли занято 8,2% работающего населения планеты. Российский турбизнес на этом фоне, можно сказать, теряется. Даже самый крупный российский туроператор, по словам Ирины Тюриной, не дотягивает до размеров среднего европейского. Например, оборот крупнейшего в Европе туроператора Oeger Tours достигает $10 млрд в год.

     По  прогнозу Всемирной Туристской Организации  к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.

 

        Основные тенденции  развития мирового  туризма 

      Туризм  является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Расходы на туризм составляют 12% мирового валового продукта, 8% общего мирового экспорта и 30–35% мировой торговли услугами.

      За  последние двадцать лет среднегодовые  темпы роста прибытия иностранных  туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений–14,0%. По прогнозам специалистов, бурное развитие туризма ожидается  и далее: к 2005г. эта отрасль станет ведущей в мировом экспорте. Ожидается, что при сохранении современных темпов роста число участников международных путешествий к 2005г. достигнет 1млрд. чел.

      По  прогнозам ВТО, количество туристов на планете к 2020г. возрастет втрое  и будет составлять более 1 млрд. 600 млн. человек.

      Самые высокие темпы роста числа  прибытий ожидаются в странах  Восточной Азии и Тихого океана. В Европе и Америке они будут  ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 78,1% в 1998 г. до 62,6% в 2020 году. Одновременно ожидается возрастание доходов от туризма: с 444,7 млрд. дол. США в 1998 г. до 1248 дол. США в 2020 году.  

      Таблица 5. – Количество туристов в регионах, млн.чел. 

Регион  1995 2000 2005 2020 2020 в % к 1995
Европа  335 390 527 717 214
Восточная Азия/Тихий океан  80 116 231 438 547,5
Америка 111 134 195 285 256,8
Африка  20 27 46 75 375
Средний Восток 14 19 37 69 492,9
Южная Азия 4 6 11 19 475
Всего 564 692 1047 1602 284
 

     Система бронирования Amadeus провела исследование, которое позволило выделить четыре группы путешественников - в зависимости от цели поездки, уровня сервиса и прочих показателей, пишет Diariodelviajero.com.

     Первую  группу составят "ведущие топ-менеджеры" из таких стран, как Китай, Индия  и Россия. Этим туристам будет нужен эксклюзивный сервис и максимальный комфорт. Вторая группа - так называемые "универсальные жители" - люди, чьи дом и работа находятся в разных городах или даже странах, и они вынуждены путешествовать каждую неделю, отправляясь на уик-энд домой и возвращаясь в понедельник на работу. Такие туристы будут искать дешевый сервис и гибкий график перелетов.

     Третья  группа - "активные пенсионеры", которые  предпочтут совершать разнообразные  короткие поездки в течение года. Их заинтересует, например, медицинское обслуживание за рубежом. Последнюю категорию можно классифицировать как "большие группы". В нее входят туристы, отправляющиеся компанией или семьей к друзьям или родственникам, проживающим за рубежом. Их заинтересует возможность комбинировать рейсы и бронировать места в самолете для группы со скидкой. (Travel.ru )

     Всемирная туристская организация (ВТО) отмечает следующие тенденции развития мирового туризма:

      - Всегда будут существовать факторы,  которые могут не проявиться  в одном десятилетии, но выступят как основные в последующий период. Это связано с изобретениями (такими, как реактивные самолеты или компьютерные системы бронирования). Другая подгруппа факторов, которые будут влиять на поездки и туризм, связана с применением новых технологий (электронные системы информации и коммуникаций) и не зависит от социально-демографических изменений.

      - Если туризм в прошедшие годы  был в основном отражением  достижений в транспортных технологиях,  которые способствовали постоянному  снижению реальной стоимости путешествий, то последующие годы будут определяться рядом факторов, которые будут весьма сильно влиять на туризм в начале XXI века. Это прежде всего социально-демографические изменения, электронные системы информации и коммуникаций, возросшая осведомленность и требовательность

      потребителей, снятие регламентирующих ограничений  на рынках, а также поляризация  деятельности туристских операторов между  фирмами, занимающимися глобальным бизнесом и освоившими специализированные рынки («ниши»).

Информация о работе Рынок туристических услуг