Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Рынок труда играет особую роль в макроэкономике. Прежде всего, заработная плата, занятость и условия труда, складывающиеся под воздействием рыночных сил, в решающей степени определяют уровень благосостояния работников и их семей. Во-вторых, величина заработной платы непосредственно влияет на расходы домашних хозяйств, соответственно √ и на совокупный спрос. Наконец, затраты предпринимателей на оплату труда составляют важнейший элемент издержек производства готовой продукции. Если повышение заработной платы опережает рост производительности труда, то издержки (затраты) на единицу продукции увеличиваются, что ведет к росту цен.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Рынок труда: понятие, виды функции.……………………………………

2. Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования………………………………………………………………..

3. Функционирование рынка труда в Республике Беларусь. Направления совершенствования………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

План макроЭ.docx

— 42.97 Кб (Скачать)

Сокращение экономически активного населения во многом происходило  за счет традиционно уязвимых категорий  работников-лиц предпенсионного  возраста инвалидов, женщин, молодежи. Особое опасение вызывает безработица  среди молодежи: часть молодежи не учится и не работает, часть живет  на иждивении родственников, либо перебивается случайными заработками. В результате у них формируется «культура  безработицы».

Эксперты, не связанные  узами государственной службы, утверждают, реальный уровень безработицы гораздо  выше. Скрытая безработица составляет от 10 до 25 %. Как потенциальных безработных  можно рассматривать экономически неактивное население страны. /

Сегодня «головная  боль государственных служб- невостребованность молодого поколения. Причина видится  прежде всего в демографической  ситуации: в к.70-н.80 г. в республике наблюдалось значительное увеличение рождаемости (бэби-бум).

В 2001 году в государственную  службу занятости за помощью в  трудоустройстве обратилось 299.1 тыс. человек, что на 5.2 % больше, чем за 2000 году. В 2001 году в различных отраслях народного хозяйства по направлениям государственной службы занятости  был трудоустроен каждый второй от числа нуждающихся в трудоустройстве. Не теряет своей актуальности проблема длительной женской и региональной безработицы. При этом сохраняется  высокая занятость в производстве работников старших возрастов, усугубляется проблема занятости лиц в возрасте 16 – 29 лет, особенно не имеющих профессии  и опыта работы.

Таким образом, причиной безработицы, с одной стороны, является затяжной общий экономический кризис, а с другой – несоответствие уровней  и качества образования отдельных  работников. Несмотря на то, что с 1997 года в республике отмечается положительная  тенденция снижения численности  и уровня безработицы, за 2000 год только в Минске она возросла на 20.5 тысяч  человек ( это 1.3% трудоспособного населения). Невостребованность профессиональных знаний приводит к потере приобретенных  навыков и квалификации у безработных, снижение объемов ВНП и уровня жизни населения. Выход из этой ситуации многие ищут путем поиска работы не по специальности, также трудовой эмиграцией. Потери накопленного человеческого капитала не только отбросит общество на десятки лет назад в его экономическом развитии, но и вызовет необратимые последствия для общей перспективы развития.

В данный момент наблюдается  резкое снижение ценовой конкурентоспособности  белорусского экспорта в условиях фиксированного уровня белорусского рубля, потери рынков сбыта. На эти негативные тенденции  влияют как внешние факторы (глобальный финансовый кризис, жесткая конкуренция  зарубежных партнеров, наличие дискриминационных  мер в отношении Беларуси, которая  не является членом ВТО), так и внутренние ( макроэкономическая нестабильность, неэффективная валютная налоговая  политика, преобладание на предприятиях – экспортерах физически изношенных и морально устаревших основных фондов, а также использование устаревших технологий, не обеспечивающих высокое  качество выпускаемой продукции, отсутствие инвестиций для развития и модернизации производства).

Проведенный анализ дает возможность сформулировать следующие  особенности рынка труда в  Республике Беларусь:

1) сущностью процесса  становления рынка труда в  Беларуси является переход от  ресурсоограниченного рынка труда  к спросоограниченному;

2) необходимость  создания промежуточных механизмов;

3) гипертрофированная  зависимость народного хозяйства  Беларуси от топливно-энергетических  и сырьевых ресурсов в Российской  Федерации. Становление рынка  труда в республике происходит  в условиях отсутствия рынков  средств производства и жилья,  наличие системы транспорта, связи  информации, которые не отвечают  требованиям цивилизованного рыночного  хозяйства. Народное хозяйство  республики нуждается в техническом  перевооружении и структурной  перестройке.

4) Белорусский рынок  труда функционирует в условиях, когда важнейшие компоненты его  самонастройки – заработная плата,  уровень духовного потребления  – не приведены в соответствие  со стоимостью товара рабочая  сила, что уже изначально деформирует  спрос и предложение на нем.  Инфляция усугубляет положение;

5) рынок труда  в Беларуси функционирует в  условиях неразвитости института  социального партнерства, который  только зарождается и охватывает  пока не все уровни.

Это затрудняет выработку  политики солидарности и согласия в  вопросах ценообразования заработной платы, доходов, налогов с учетом интересов разных субъектов рынка  труда, существенно снижает его  роль этого института регулирования  в процессе становления спросоограниченного  рынка труда;

6) недостаточно хорошо  организована инфраструктура белорусского  рынка. Только налаживается система  сбора информации о рынке труда,  не завершено создание нормативно-правовой  среды. Нет механизма учета  и регулирования скрытого рынка  труда, только начинает создаваться  единая республиканская автоматизированная  система учета спроса и предложения  на рынке труда;

7) в Беларуси еще  не сложилось общественное сознание, адекватное рыночной экономике.

В целом, становление  рынка труда как объективного развития рыночной экономики в Республике Беларусь отражает движение общества на основе использования ряда общих  закономерностей становления рынка  труда с учетом специфических  особенностей республики. Вместе с  тем, он базируется на общецивилизованных закономерностях экономического и  социального прогресса. [5,c.47-48] 
 

5.Направления совершенствования  рынка труда в Республике Беларусь.

Для преодоления  негативных тенденций необходимо:

1) стабилизировать  экономику путем последовательной  реализации программы социально-экономического  развития республики;

2) иметь отлаженный  механизм отслеживания состояния  рынка труда и принятия адекватных  решений при выявлении несоответствия  спроса и предложения в нем;

3) реформировать  систему образования, вводить  новые специальности и специализации,  осуществить переход на систему  «пожизненного образования»;

4) увеличить государственные  расходы на подготовку, переподготовку  и трудоустройство специалистов.

В новых условиях развития республики приоритетной задачей  государства становится выработка  и осуществление такой политики занятости, которая смогла бы обеспечить социальную стабильность, смягчение  последствий безработицы и сведение ее до естественного уровня.

Механизм регулирования  рынка труда в республике формируется  на основе Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», который был принят в 1991 году. В качестве главных направлений  государственной политики в области  занятости определены:

1) развитие правовой  и экономической инфраструктуры  рынка труда;

2) сохранение и  стимулирование создания новых  рабочих мест с учетом потребностей  структурной перестройки производства;

3) содействие развитию  предпринимательства, самозанятости  населения;

4) развитие кадрового  потенциала путем совершенствования  системы обучения, переобучения  и повышения квалификации кадров;

5) внедрение нестандартных  форм занятости;

6) совершенствование  мотивации труда и повышение  качества рабочей среды;

7) содействие занятости  групп населения, неспособных  на равные условия конкурировать  на рынке труда;

8) совершенствование  системы социальной поддержки  незанятых граждан на основе  системы государственного социального  страхования от безработицы;

9) поощрение территориальной  мобильности рабочей силы, в том  числе внешней трудовой миграции.

Выявлено, что для  повышения эффективности взаимодействия с предприятием службе занятости  следует перейти от положения  государственного контролера к положению  реального помощника кадровых служб  предприятия. Этот переход связан с  усилением наиболее значимых функций, через посредство которых реализуется  механизм взаимодействия службы занятости  с предприятиями всех форм собственности. Это – усиление информационной функции, связанной с повышением качественных характеристик информационной деятельности; усиление распределительной функции, связанной с адекватным удовлетворением  кадровых потребностей предприятий; необходимость  усиления согласования интересов службы занятости с интересами предприятий  в социальной ориентации рыночных отношений.

Перспективы изменения  структуры и качества предложения  на рынке труда связаны с ведущими отраслями промышленности, совершенствованием их технико-технологической базы, приоритетным развитием направлений, определяющих научно технический прогресс и наращивание  экспортного потенциала, а также  комплекса перерабатывающей, пищевой  и легкой промышленности, сферы услуг  и финансового обслуживания.

В сложившихся условиях необходимы активизация и совершенствование  политики занятости. В ней важно  учитывать, что на смену ранее  типичному для Беларуси ресурсоограниченному рынку идет рынок с ограниченным спросом на труд. Специфика белорусского рынка труда такова, что в некоторых  случаях до неузнаваемости меняет само содержание товарных отношений. Венгерский экономист Я. Корнаи назвал такой  рынок труда ресурсоограниченным, главными характеристиками которого являются полное поглощение резерва рабочей  силы государственными предприятиями  и учреждениями, когда уровень  занятости достигает максимальной высоты и потому немобилен. Существующая безработица является чисто организационной  проблемой. Наличие дефицита рабочей  силы становится постоянным спутником  ресурсоограниченного рынка труда, его расширение жестко ограничено со стороны предложения трудовых ресурсов. Это рынок продавца, не знающего конкуренции, неэффективно занятого.

При формировании рынка  труда в Республике Беларусь могут  быть полезными многие выводы неоклассиков в области развития самозанятости, мелкого и среднего предпринимательства, разгосударствления и приватизации экономики, развития гибких форм занятости. Целесообразно использовать монетаристскую политику «расчистки почвы» для рыночного  саморегулирования путем прекращения  практики выдачи дотаций явно убыточным  производством, ужесточения бюджетного финансирования, вывода скрытой безработицы  на открытый рынок труда, стимулирования совокупного спроса через расширения инвестиций.

Общественные работы должны организовываться не только с  целью чем-то занять безработных, но иметь определенный экономический  эффект.

Весьма актуальной для Республики Беларусь является идея неокейнсианцев о том, что необходимо сочетать определенный уровень занятости  с определенными темпами экономического роста, не вызывающего инфляции. Наша экономика долгое время страдала то того, что ее пытались искусственно ускорить, а это вызывает стагфляцию. Для предотвращения стагфляции следует  проводить политику активного рынка  труда, политику контроля и антимонопольную  политику.

Необходимость структурной  перестройки экономики и преодоления  зависимости белорусской экономики  от ресурсов Российской Федерации, усиление миграционных процессов делают актуальными  и полезными многие направления  регулирования рынка труда, разработанные  в рамках активной политики рынка  труда представителями шведской школы и социально-институционального направления. Это касается создания инфраструктуры рынка труда, развития системы социального партнерства , налаживания сети различных институтов на рынке труда.

Надо учитывать, что  если мы говорим о трехсубъектной модели рынка труда в промышленно  развитых странах, то у нас эти  субъекты представлены государством. Оно является монополистом и монопсонистом  на рынке труда. А становление  рынка труда в республике возможно в условиях рыночных отношений во всей экономике в целом. 5,c.40-45]

Правительственные разработки стратегии государственной  политики занятости оформлены в  законе «О занятости населения Республики Беларусь», в «Кодексе законов о  труде Республики Беларусь», в законе «О мерах по социальной защите населения  и регулированию оплаты труда». Они  определяют правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной  политики занятости, оговаривают обязанности  организаций по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности  за нарушение законодательства.

Следует отметить, что  принятое Республикой Беларусь законодательство соответствует мировой практике.

Практической формой реализации государственной политики занятости выступает программа  занятости населения. Ее цель–«обеспечение  трудоустройства и социальной защиты населения от безработицы».

Следует признать, что  государственная политика занятости  в Беларуси как активная политика рынка труда нереальна на сегодняшнем  этапе, во-первых, потому, что она  дорогостоящая. Во-вторых, из-за наличия  скрытой безработицы. В-третьих, из-за того, что не работает вся экономика  на рыночных началах и рыночных регуляторах. В-четвертых, потому что активная политика рынка труда в промышленно  развитых странах появилась на высоком  уровне развития рынка труда, чего у  нас нет. И, наконец, в-шестых, т.к. активная политика рынка труда возможна в  период циклического подъема экономики.

Поэтому очередной  задачей в проведении эффективной  политики занятости должно стать  ее достаточное финансовое обеспечение. Возможны меры: а)предусмотреть формирование спецфондов, б)увеличить расходы  госбюджета на политику занятости. Проблему финансового обеспечения политики занятости можно параллельно  решать другим методом: создать денежно- кредитную среду, нацеленную на эффективную  занятость.

Информация о работе Рынок труда