Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:15, реферат
Рынок труда играет особую роль в макроэкономике. Прежде всего, заработная плата, занятость и условия труда, складывающиеся под воздействием рыночных сил, в решающей степени определяют уровень благосостояния работников и их семей. Во-вторых, величина заработной платы непосредственно влияет на расходы домашних хозяйств, соответственно √ и на совокупный спрос. Наконец, затраты предпринимателей на оплату труда составляют важнейший элемент издержек производства готовой продукции. Если повышение заработной платы опережает рост производительности труда, то издержки (затраты) на единицу продукции увеличиваются, что ведет к росту цен.
Введение………………………………………………………………………….
1. Рынок труда: понятие, виды функции.……………………………………
2. Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования………………………………………………………………..
3. Функционирование рынка труда в Республике Беларусь. Направления совершенствования………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………………
Сокращение экономически
активного населения во многом происходило
за счет традиционно уязвимых категорий
работников-лиц
Эксперты, не связанные
узами государственной службы, утверждают,
реальный уровень безработицы гораздо
выше. Скрытая безработица составляет
от 10 до 25 %. Как потенциальных безработных
можно рассматривать
Сегодня «головная боль государственных служб- невостребованность молодого поколения. Причина видится прежде всего в демографической ситуации: в к.70-н.80 г. в республике наблюдалось значительное увеличение рождаемости (бэби-бум).
В 2001 году в государственную
службу занятости за помощью в
трудоустройстве обратилось 299.1 тыс.
человек, что на 5.2 % больше, чем за
2000 году. В 2001 году в различных отраслях
народного хозяйства по направлениям
государственной службы занятости
был трудоустроен каждый второй от
числа нуждающихся в
Таким образом, причиной безработицы, с одной стороны, является затяжной общий экономический кризис, а с другой – несоответствие уровней и качества образования отдельных работников. Несмотря на то, что с 1997 года в республике отмечается положительная тенденция снижения численности и уровня безработицы, за 2000 год только в Минске она возросла на 20.5 тысяч человек ( это 1.3% трудоспособного населения). Невостребованность профессиональных знаний приводит к потере приобретенных навыков и квалификации у безработных, снижение объемов ВНП и уровня жизни населения. Выход из этой ситуации многие ищут путем поиска работы не по специальности, также трудовой эмиграцией. Потери накопленного человеческого капитала не только отбросит общество на десятки лет назад в его экономическом развитии, но и вызовет необратимые последствия для общей перспективы развития.
В данный момент наблюдается
резкое снижение ценовой конкурентоспособности
белорусского экспорта в условиях фиксированного
уровня белорусского рубля, потери рынков
сбыта. На эти негативные тенденции
влияют как внешние факторы (глобальный
финансовый кризис, жесткая конкуренция
зарубежных партнеров, наличие дискриминационных
мер в отношении Беларуси, которая
не является членом ВТО), так и внутренние
( макроэкономическая нестабильность,
неэффективная валютная налоговая
политика, преобладание на предприятиях
– экспортерах физически
Проведенный анализ дает возможность сформулировать следующие особенности рынка труда в Республике Беларусь:
1) сущностью процесса
становления рынка труда в
Беларуси является переход от
ресурсоограниченного рынка
2) необходимость
создания промежуточных
3) гипертрофированная
зависимость народного
4) Белорусский рынок
труда функционирует в
5) рынок труда
в Беларуси функционирует в
условиях неразвитости
Это затрудняет выработку
политики солидарности и согласия в
вопросах ценообразования заработной
платы, доходов, налогов с учетом
интересов разных субъектов рынка
труда, существенно снижает его
роль этого института регулирования
в процессе становления
6) недостаточно хорошо
организована инфраструктура
7) в Беларуси еще
не сложилось общественное
В целом, становление
рынка труда как объективного
развития рыночной экономики в Республике
Беларусь отражает движение общества
на основе использования ряда общих
закономерностей становления
5.Направления
Для преодоления негативных тенденций необходимо:
1) стабилизировать
экономику путем
2) иметь отлаженный
механизм отслеживания
3) реформировать
систему образования, вводить
новые специальности и
4) увеличить государственные
расходы на подготовку, переподготовку
и трудоустройство
В новых условиях
развития республики приоритетной задачей
государства становится выработка
и осуществление такой политики
занятости, которая смогла бы обеспечить
социальную стабильность, смягчение
последствий безработицы и
Механизм регулирования рынка труда в республике формируется на основе Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», который был принят в 1991 году. В качестве главных направлений государственной политики в области занятости определены:
1) развитие правовой
и экономической
2) сохранение и
стимулирование создания новых
рабочих мест с учетом
3) содействие развитию
предпринимательства,
4) развитие кадрового
потенциала путем
5) внедрение нестандартных форм занятости;
6) совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды;
7) содействие занятости
групп населения, неспособных
на равные условия
8) совершенствование
системы социальной поддержки
незанятых граждан на основе
системы государственного
9) поощрение территориальной
мобильности рабочей силы, в том
числе внешней трудовой
Выявлено, что для
повышения эффективности
Перспективы изменения структуры и качества предложения на рынке труда связаны с ведущими отраслями промышленности, совершенствованием их технико-технологической базы, приоритетным развитием направлений, определяющих научно технический прогресс и наращивание экспортного потенциала, а также комплекса перерабатывающей, пищевой и легкой промышленности, сферы услуг и финансового обслуживания.
В сложившихся условиях
необходимы активизация и
При формировании рынка
труда в Республике Беларусь могут
быть полезными многие выводы неоклассиков
в области развития самозанятости,
мелкого и среднего предпринимательства,
разгосударствления и приватизации
экономики, развития гибких форм занятости.
Целесообразно использовать монетаристскую
политику «расчистки почвы» для рыночного
саморегулирования путем
Общественные работы должны организовываться не только с целью чем-то занять безработных, но иметь определенный экономический эффект.
Весьма актуальной
для Республики Беларусь является идея
неокейнсианцев о том, что необходимо
сочетать определенный уровень занятости
с определенными темпами
Необходимость структурной
перестройки экономики и
Надо учитывать, что если мы говорим о трехсубъектной модели рынка труда в промышленно развитых странах, то у нас эти субъекты представлены государством. Оно является монополистом и монопсонистом на рынке труда. А становление рынка труда в республике возможно в условиях рыночных отношений во всей экономике в целом. 5,c.40-45]
Правительственные разработки стратегии государственной политики занятости оформлены в законе «О занятости населения Республики Беларусь», в «Кодексе законов о труде Республики Беларусь», в законе «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда». Они определяют правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики занятости, оговаривают обязанности организаций по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности за нарушение законодательства.
Следует отметить, что
принятое Республикой Беларусь законодательство
соответствует мировой
Практической формой реализации государственной политики занятости выступает программа занятости населения. Ее цель–«обеспечение трудоустройства и социальной защиты населения от безработицы».
Следует признать, что государственная политика занятости в Беларуси как активная политика рынка труда нереальна на сегодняшнем этапе, во-первых, потому, что она дорогостоящая. Во-вторых, из-за наличия скрытой безработицы. В-третьих, из-за того, что не работает вся экономика на рыночных началах и рыночных регуляторах. В-четвертых, потому что активная политика рынка труда в промышленно развитых странах появилась на высоком уровне развития рынка труда, чего у нас нет. И, наконец, в-шестых, т.к. активная политика рынка труда возможна в период циклического подъема экономики.
Поэтому очередной
задачей в проведении эффективной
политики занятости должно стать
ее достаточное финансовое обеспечение.
Возможны меры: а)предусмотреть формирование
спецфондов, б)увеличить расходы
госбюджета на политику занятости. Проблему
финансового обеспечения