Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:15, реферат
Рынок труда играет особую роль в макроэкономике. Прежде всего, заработная плата, занятость и условия труда, складывающиеся под воздействием рыночных сил, в решающей степени определяют уровень благосостояния работников и их семей. Во-вторых, величина заработной платы непосредственно влияет на расходы домашних хозяйств, соответственно √ и на совокупный спрос. Наконец, затраты предпринимателей на оплату труда составляют важнейший элемент издержек производства готовой продукции. Если повышение заработной платы опережает рост производительности труда, то издержки (затраты) на единицу продукции увеличиваются, что ведет к росту цен.
Введение………………………………………………………………………….
1. Рынок труда: понятие, виды функции.……………………………………
2. Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования………………………………………………………………..
3. Функционирование рынка труда в Республике Беларусь. Направления совершенствования………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………………
-активное, направленное
на предупреждение безработицы,
Регулирующая функция государства осуществляется через:
-пересмотр важнейших
норм государственного, трудового
и административного права,
-установление минимума заработной платы;
-социальную защиту малоимущих слоев населения;
-контроль за уровнем безработицы;
-организацию системы подготовки и переподготовки населения;
-федеральную программу занятости и т.д.
Непосредственное
регулирование рынка труда
Ведущая роль здесь
принадлежит Федеральной службе
занятости. По наиболее важным вопросам
принимаются правительственные
решения. Например, в целях реализации
Закона о занятости населения
и предупреждения массового высвобождения
рабочей силы издано постановление,
где содержатся критерии массового
высвобождения работников, перечень
мероприятий по содействию занятости
населения, основные принципы взаимодействия
работников, работодателей, профсоюзов
и органов исполнительной власти
по организации занятости
Большую роль в регулировании ситуации на региональном рынке труда играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем федеральной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ.
Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие меры, как:
-развитие производительных сил;
-развитие новых форм хозяйствования;
-разрешение нестандартных форм занятости;
-организация общественных работ;
-стимулирование
развития производства как
-субсидирование
занятости (особенно молодежи, инвалидов,
матерей-одиночек в связи с
их низкой
-льготное кредитование
и финансирование создания
-снижение бюджетных
выплат и взносов на
Снижение спроса на рабочую силу связано с реализацией мероприятий, направленных на сдерживание размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов.
Увеличению предложения рабочей силы содействуют такие мероприятия, как:
-изменения трудового законодательства, расширяющие возможности трудоустройства;
-расширение масштабов
профессионального обучения, переобучения
кадров и повышения
-миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион;
-информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы;
-разработка специальных
программ, повышающих
А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся:
-миграционная политика в регионе;
-сокращение рабочего времени, разрешение неполной занятости;
-увеличение срока
обучения с отрывом от
-увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми;
-повышение пенсий, поощрений досрочного входа на пенсию;
-интеграция в
международный рынок и
Иногда инвестиционная
политика, направленная на искусственное
сдерживание безработицы, может
привести к наращиванию инвестиционных
процессов, падению объемов производства
и производительности труда и
как следствие – к хронической
безработице, дальнейшему обострению
социальных проблем, что ставит под
сомнение сами экономические реформы.
Следовательно, инвестиционная политика
государства должна быть рациональной,
а подход к приватизации государственных
предприятий и привлечению
Нормально функционирующий рынок труда предполагает наличие механизма, обеспечивающего полное возмещение затрат на расширенное воспроизводство рабочей силы и устранение необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу с предприятиями других форм собственности.
Применительно к
локальным рынкам труда методы решения
проблемы сбалансирования предложения
спроса и предложения на рабочую
силу имеет свою специфику. Источником
информации о рынке труда служат
разрабатываемые органами статистики
балансы трудовых ресурсов, отчетность
предприятий и организаций о
предлагаемом и фактическом высвобождении
работников, сведения службы занятости
о численности
В настоящее время
механизм регулирования рынка труда
включает не только комплекс материальных,
но также и административных, организационных,
законодательных, психологических
мер. В каждой стране под влиянием
социально-экономической
В зависимости от исходной теоретической концепции можно выделить политику «регулируемого» рынка труда (по кейнсианским рецептам), политику гибкого рынка труда (как проявление монетаристской концепции), активную политику рынка труда (теоретическую основу составляют идеи структуралистов, шведской школы, некоторых представителей социально- институционального направления).
Политика «регулируемого»
рынка труда включает разработку
и осуществление
Объективной основой
процесса перехода к модели «гибкого»
рынка труда стали изменения
в содержании и организации труда,
обусловленные влиянием НТР на экономику,
структурная перестройка
Проведение политики гибкого рынка труда, наряду с положительными, дало много нежелательных побочных эффектов. Это обусловило необходимость очередного видоизменения системы мер государственного воздействия на занятость, получившего на Западе название активной политики рынка труда, которая первоначально возникла в Швеции.
Активная политика
рынка труда – это комплекс
мероприятий, осуществляемых сетью
специальных государственных
В целом специалисты
считают, что активная политика рынка
труда станет основным инструментом
его регулирования в
Регулирование рынка труда возможно на различных уровнях: макро-, микро-, на региональном, отраслевом и международном.
При наличии общих
форм регулирования рынка труда
в каждой стране есть свой подход к
решению проблем занятости, учитывающий
особенности экономического, политического
развития, национальные традиции, демографический
состав трудоспособного населения,
миграцию, профессионально - квалифицированный
уровень. [5,c.30-38].
3. Функционирование
рынка труда в Республике
В Беларуси рынок
труда проходит начальный этап становления
. Постепенно создается инфраструктура
рынка труда: система правового
регулирования, информации, разворачивают
свою деятельность служба занятости, навыки
работы в новых условиях приобретают
профсоюзы, формируются союзы
Становление рынка труда в Республике Беларусь – это длительный, сложный, противоречивый процесс, суть которого состоит в переходе от ресурсоограниченного рынка к рынку труда с ограниченным спросом на труд. Он определяется специфическим характером экономики, структурой народного хозяйства, а также трудностями структурного, экономического, социально-политического и психологического характера. [4,c.46]
В республике удалось
избежать высокого уровня безработицы,
и в настоящее время ее показатели
находятся в границах экономически
допустимого естественного
Количество предлагаемой рабочей силы на рынке труда в 10 раз превышает количество свободных рабочих мест во всех сферах экономики. 2/3вакансий находятся в сфере материального производства, а 1/3 – в непроизводственной сфере. 2/3 свободных рабочих мест имеют предприятия и организации государственной формы собственности, 1/3 – предприятия коллективных форм собственности. 4/5 вакансий предназначено для рабочих, 1/5 – для служащих.
Свободные рабочие места не заполняются при наличии свободной рабочей силы в значительной мере за счет несоответствия структуры спроса и предложения рабочей силы.
К числу трудонедостаточных
относятся профессии
Конъюнктура (соотношение спроса и предложения) рынка труда служащих традиционно трудоизбыточна; особенно выделяются специалисты высшей и средней квалификации физических и инженерных направлений деятельности.
Коррекции механизмов функционирования рынков труда требует складывающейся в республике тенденции сокращения зарегистрированной и расширения незарегистрированной безработицы.
Исходя из необходимости активного государственного вмешательства в процесс функционирования рынка труда необходимо дополнить механизм его функционирования механизмами рыночных отношений .
В условиях спада производства нарастание на рынке труда неизбежно .Неблагополучная ситуация отражается на различных аспектах социально-экономического рынка республики. Наблюдается падение экономической активности населения. Отмена обязательной занятости в общественном производстве, обретение людьми права свободно выбирать вступать им или нет в отношения на рынке труда ,должны были способствовать добровольному выходу части занятых, прежде всего у женщин, из состава рабочей силы.