Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 02:59, курсовая работа
Рынок труда - сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг. На нём происходит обмен труда на заработную плату.
Введение ... 3
1.Основные модели рынка труда ... 5
1.1 Конкурентный рынок труда ... 7
1.2 Монопсонический рынок труда ... 11
1.3 Рынок двухсторонней монополии ... 12
1.4 Классическая модель рынка труда ... 14
2.Зарубежные модели рынка труда ... 17
2.1 Шведская модель ... 17
2.2 Американская модель ... 18
2.3 Японская модель ... 19
3.Российская модель рынка труда ... 21
Заключение ... 24
Список литературы ... 26
Имеются
особенности и в формировании
заработной платы. Она в течение
длительного времени зависела в
основном от стажа и возраста, но
сегодня учитывается
Для японской
модели характерно патерналистское
отношение руководителей
Некоторые
исследователи усматривают
Система
пожизненного найма предопределяет
в известной мере и решение
проблем сокращения производства и
увольнения работников за счет сокращения
рабочего времени, перевода работников
на дочерние предприятия, на предприятия
других фирм согласно взаимному соглашению.
Эти меры сдерживают рост безработицы.
В 70-90-е гг. произошло обострение проблемы
занятости населения, вызванное ускоренной
трансформацией производственной структуры,
ростом технической оснащенности производства.
Сложилась нехватка квалифицированной
рабочей силы при росте общей безработицы.
Центр тяжести в структуре занятости стал
смещаться в сторону третичного сектора,
где преобладают малые предприятия. В
связи с этим осуществлялась модификация
системы пожизненного найма, уменьшалась
доля постоянно занятых. Отличительная
черта внутреннего рынка труда в Японии
-- создание и функционирование самостоятельных
профсоюзных организаций внутри компаний.
Российский
рынок труда находится в стадии
становления, поэтому его модель
не обрела еще четких характеристик.
Сегодня с достаточной
Во-первых,
в России низкая мобильность рабочей
силы с точки зрения ее стихийного
движения, что было связано с высокой
монополизацией российской экономики,
жестким государственным
Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работа на одном месте. Это привязывало работников к предприятию. Наличие подобных льгот в настоящее время формирует российский внутренний рынок труда.
В Советском Союзе существовала государственная монополия, одним из важнейших проявлений которой было планомерное развитие всей экономики. Это означало централизованное финансирование строительства новых предприятий и жилья по всей стране, бесплатную (для учащихся) подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в государственных учебных заведениях и планомерное, централизованное распределение их по всем новостройкам. И как результат, шло массовое движение работников в новые регионы, на новые предприятия. В этом плане мобильность была высокой, но в ней преобладали организованные, планомерные начала со стимулированием заработной платы и представлением других льгот. Имело место и стихийное движение, особенно с новостроек, в старые обжитые районы, когда условия труда переставали удовлетворять людей, например, с Дальнего Востока в Европейскую часть бывшего СССР.
Реформы 90-х гг., разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения. В частности, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города столичного значения, в регионах имеют место значительные задержки выплаты заработной платы.
Сегодня подготовка кадров специалистов и квалифицированных рабочих происходит преимущественно в государственных учебных заведениях всех типов и за государственный счет. Доля учащихся частных учебных заведений пока невелика. По своей внутренней сущности образование общественное благо и роль государства в его осуществлении всегда будет высокой. Это создает предпосылки для формирования доминирующего внешнего рынка труда. Разукрупнение предприятий и появление множества мелких фирм способствуют его становлению. Передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления укрепляет российский внешний рынок труда. Но сохраняется солидная база для подготовки кадров и у предприятий, которая после выхода из кризиса может заработать в полную силу. Это послужит основой для роста внутреннего рынка труда, который сейчас формируется в большей степени за счет деятельности коммерческих структур.
Завершение формирования общероссийского рынка труда сдерживается дестабилизирующими факторами в результате распада СССР и проведения радикальных (шоковых) экономических реформ.
К дестабилизирующим факторам относятся:
* медленные
темпы преодоления спада
* рост скрытой безработицы;
* стихийная и малоэффективная конверсия оборонных производств;
* неконтролируемая
миграция населения и рабочей
силы между странами СНГ и
из горячих точек бывшего
* несовершенство законодательной базы;
* достаточная
взаимосвязь административных
* отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания;
* высокая
стоимость проезда.
Заключение
Рынок труда -- как и любой другой -- имеет два основных измерения -- количественное и ценовое. Первое определяется числом и составом занятых работников, а также продолжительностью их рабочего времени; второе -- заработной платой, то есть ценой труда как фактора производства.
В развитых рыночных экономиках заработная плата обладает той или иной степенью негибкости к понижению, причем, в зависимости от конкретной конфигурации институтов, регулирующих трудовые отношения, негибкостью может отличаться как номинальная, так и реальная заработная плата.
В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.
На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции; появление альтернативных источников дохода у определенной части населения ;естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.
Падение уровня жизни в России приводит к ограничению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:
1. Объемы предложения
товаров и услуг на рынке,
полностью удовлетворяющие
2. Уровень оплаты
труда определяется стоимостью
рабочей силы и обеспечивает
покупательную способность на
очень высоком уровне
3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами за покупателя.
Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны. В России в настоящее время не действует ни один из названных факторов.
Как показал анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, фондоемкости и трудоемкости производства ,особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.
Формирование
рынка труда в России, его прогнозирование,
является неотъемлемой частью становления
рыночного механизма. Основными
направлениями его регулирования должны
стать: борьба против дальнейшего спада
производства; недопущение массовой безработицы;
принятие мер по повышению уровня жизни
населения и др.
Список литературы: