Рынок труда: сущность и проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
I. Теоретические аспекты рынка труда :
1.1.Сущность рынка труда, его структура, функции………………..………5
1.2. Типология рынка труда………………….………………………………12
1.3. Модели рынка труда………………….………………………………….13
II. Государственное регулирование рынка труда:
2.1. Необходимость государственного регулирования рынка труда…..….26
2.2. Государственная политика занятости………..…………………………29
2.3. Государственная политика в области оплаты труда..………………….32
III. Регулирование в РБ:
3.1. Характеристика рынка труда в РБ…………………………..………….34
3.2. Государственная политика занятости в РБ.……………………………37
3.3. Государственное регулирование оплаты труда в РБ……………….....38

Заключение……………………………………………………………………39
Библиографический список………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Рынок труда сущность и проблемы регулирования.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в рамках одной концепции  можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной  пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы и состояния здоровья.

    Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно  препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.

    Меры  государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие меры и специализированные);
  • источникам финансирования.

    К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики.

    Типы  государственного воздействия на занятость:

  • пассивный;
  • активный.

    Пассивная политика занятости  – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

    Активная  политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

    Помощь  в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции (таблица1, приложение 3).

    Содействие  в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

    Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.

    Содействие  в занятости групп  населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.

    Для инвалидов занятость связана  не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности.

Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при  поступлении на работу.

 

3.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ. 

Профессиональный  союз (профсоюз) – объединение одной профессии, отрасли производства или предприятия, созданное для защиты интересов этих работников при согласовании с работодателями единых условий труда и его оплаты для всех членов профсоюза.

    Но  основная задача деятельности профсоюза  – повышение заработной платы. В  связи с этим американский экономист  Пол Самуэльсон выделяет три основных метода, которыми пользуются профсоюзы  для достижения этой цели:

  • профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких миграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учебы при подготовке к той или иной профессии;
  • профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы;
  • профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

Для анализа  регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в  одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение. Там  профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.

В некоторых  случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата  возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки.

Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.

Забастовка – это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит от целого ряда факторов, как- то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих, связанные с забастовкой.

Западные  профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия – административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную  связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность  форм их организации содержание деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство  профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для работников социальные функции.

 

Заключение

В эпоху  высокоразвитой рыночной цивилизации  роль рынка труда в эволюции экономики  непрерывно возрастает. Связано это  с тем, что по мере расширения и  углубления, особенно последние два десятилетия, научно-технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявлять совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстроменяющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

В новых, более эффективных организационных  условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и тому подобное.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

О том, что еще не все хорошо на рынке  труда, говорят многие факты: как  ни странно, при существующем дефиците рабочих мест увеличилось количество уволившихся по собственному желанию.

Да и  сама система трудоустройства несовершенна. Многие безработные, имея на руках листок для отметки посещения предприятий или организаций, предоставляющий работу, предпочитают печать в листе с отметкой, что как специалист предприятию не нужен. Так как на многих предприятиях рабочие получают зарплату с задержкой, а на Бирже пособие по безработице выплачивают регулярно. 

Государственное воздействие на занятость и уровень  безработицы трудоспособного населения  должно стать неотъемлемой частью общей  системы регулирования экономики и социальной политики нашей страны. Беларусь может и должна в полной мере учесть и использовать опыт многих государств в создании механизмов реализации активной политики занятости, формирования полноценного рынка труда.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремление к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

 

Список используемой литературы

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. – Экономика  и социология труда: Учебник для  вузов – М.: ЮНИТИ, 1999.- 407с.
  2. Генкин Б.М. – Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – Издательская группа НОРМА – ИНФРА*М,1999 – 384с.
  3. Грузинов В.П., Грибов В. Д. – Экономика предприятия: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 1998.  – 208с.:ил.
  4. Курс экономики: Учебник – 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: Инфра-М, 2000 - 716с.
  5. Курс экономической теории: Учебник/Под ред.        Чепурина М.Н., Киров, 1994г., с. 233-248
  6. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда». «Экономист», №8, 1996г.,с.62-70
  7. Ломакин В.К. – Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Финансы,ЮНИТИ,1998 – 724с.
  8. Микульский К. «Формирование новой модели занятости». «Экономист», №3, 1997г., с.47–52
  9. Мировая экономика: Учебник/Под ред. Е.Д. Хмелевской. – М.: Юристъ, 2000-304с.
  10. П.А.Самуэльсон, В.Д.Нордхаус. – Экономика: Пер. с англ. – М.: «Лаборатория Базовых Данных», 2000-800с.: ил.
  11. Рынок труда: занятость и безработица: Учеб. пособие/Под ред. Пристанаевой А.А., Киев, 1993г.
  12. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие/Под ред. проф. А.И.Рофе – М.: Издательство «МИК», 1998.-160с.
  13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. – Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993-864с.
  14. Четверина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда». «Вопросы экономики», №2, 1997г., с.102-113

Информация о работе Рынок труда: сущность и проблемы регулирования