Рынок труда: сущность и проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
I. Теоретические аспекты рынка труда :
1.1.Сущность рынка труда, его структура, функции………………..………5
1.2. Типология рынка труда………………….………………………………12
1.3. Модели рынка труда………………….………………………………….13
II. Государственное регулирование рынка труда:
2.1. Необходимость государственного регулирования рынка труда…..….26
2.2. Государственная политика занятости………..…………………………29
2.3. Государственная политика в области оплаты труда..………………….32
III. Регулирование в РБ:
3.1. Характеристика рынка труда в РБ…………………………..………….34
3.2. Государственная политика занятости в РБ.……………………………37
3.3. Государственное регулирование оплаты труда в РБ……………….....38

Заключение……………………………………………………………………39
Библиографический список………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Рынок труда сущность и проблемы регулирования.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

    На  сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

    В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая организация производства и труда с другой стороны, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

    Снижение  общего уровня жизни населения привело  к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в  свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем.

 

     2.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

    В наши дни стали совершенно обычными ссылки на ВВП, на темпы инфляции и  уровень безработицы.

    В 1945 году состояние экономики капиталистических  стран характеризовалось существенными  различиями. В Соединенных Штатах Америки, которым посчастливилось  избежать военных действий на своей  территории, отмечался рекордный  экономический рост и имелись колоссальные производственные мощности. Напротив, страны Западной Европы и Япония подверглись значительным разрушениям. Население этих стран было вынуждено вести интенсивные строительные работы и терпеть немалые лишения, которые продолжались в некоторых случаях (например, в Германии и Японии) до 40-х годов. Тем не менее, экономический рост был повсеместным и позволил избежать безработицы, характерной для 30-х годов.

    Сразу же после войны произошло уменьшение ВВП, что объясняется конверсией военного производства. Но, начиная с 1948 года, положение постепенно улучшилось. В результате мировых войн период с 1914 по 1950 год ознаменовался очень скромными экономическими показателями. Практически только США смогли в какой-то степени воспользоваться состоянием войны, «чтобы нарастить свои  экономические мускулы» (9) [с.39]. Произошел спад производства в Японии и во Франции. Для населения это выразилось в суровых ограничениях потребления продовольственных и промышленных товаров. В то время возникли проблемы у предприятий, которые испытывали недостаток рабочей силы.

    Уровень безработицы оставался довольно низким: несмотря на увеличение трудоспособного  населения в результате массовой демобилизации после 1945года резкий рост числа рабочих мест позволил избежать появления существенной армии «лишних людей». В некоторых странах пришлось даже прибегнуть в массовом порядке к услугам иностранных рабочих. Такое положение объяснялось многочисленностью возрастных групп, родившихся в период между двумя войнами, а также уменьшение числа работающих женщин, что было связано с высоким уровнем рождаемости после окончания Второй мировой войны. 

Регулирование занятости в Японии.

    Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование  национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечить занятость, имеют большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью  системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. В зависимости от стажа работы устанавливается уровень заработной платы.

    Трудовые  отношения в Японии строятся на философии  «фирма – наш общий дом». Еще  на рубеже 60-70-х годов в ряде японских компаний пришли к выводу, что «…служащий получает полное удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием» (7) [с. 468]. Тогда на сборочных операциях стали отказываться от конвейерных линий и замещать их вращающимися столами, за которыми или целое изделие, или его крупный блок собирается одним работником. Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасность и тому подобное. В результате укрепления технологических операций брак понизился с 6 до 0,3 %, производительность труда увеличилась на 20%, себестоимость снизилась на 30%.

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев  и западноевропейцев на 10 часов. 

    Регулирование занятости в Швеции.

Особенно  эффективно снижает безработицу  и поддерживает высокий уровень  занятости политика активных мер  развития трудовых ресурсов, которую  в той или иной мере проводит практически  каждая страна, выделяя на нее обычно 30 – 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

    Активные  меры, по опыту Швеции, отличаются от пассивных, состоящих в выдаче пособий  по безработице, включает следующие  мероприятия:

  • поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;
  • обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
  • предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных, оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
  • организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до шести месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарплаты по данной профессии;
  • финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;
  • специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату.

В системе рынка  труда осуществляются мероприятия  по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

  • не имеющие законченного школьного образования получают его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку;
  • детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;
  • применяются методы индивидуального обучения, в основе которых лежат подбор предметов, наиболее плотно удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения.

 

    2.3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ. 

Индия.  

    Процессы  формирования и регулирования рынка  труда в организованных и неорганизованных сферах экономики носят автономный характер. Особенностью формирования и положения рабочей силы в традиционных отраслях является ее устойчивая связь с деревней, их временное положение в качестве горожан. Сильное давление безработицы, иерархичность кастового размещения народного труда, тяжелые жилищные условия способствуют сохранению традиционных потоков мигрантов из тех же деревень и районов в одни и те же города, предприятия, отрасли.

    Рост  относительного перенаселения повышает выгодность докапиталистических форм эксплуатации в неорганизованном секторе. Реальная оплата работников неформального сектора может понижаться ниже физиологического минимума под влиянием предложения. Там действуют нерыночные регуляторы, основанные на личной зависимости работников, ростовщическом рефинансировании постоянного дефицита потребления беднейших слоев.

    В трудовых отношениях в промышленности наряду с современными их формами  даже на крупных предприятиях встречаются  различные унаследованные от прошлого формы эксплуатации, включая ростовщичество. Профсоюзное движение заметно возросло, но охватывает менее половины организованного сектора промышленности. При этом в стране действует законодательство, в соответствии с которым предпринимателям трудно увольнять рабочих или закрывать малорентабельные предприятия на крупных компаниях.

Южная Корея.

Особое  положение в системе взаимоотношений  факторов производства занимает рабочая  сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождается острыми социальными  проблемами, включая рост неравенства  распределения доходов, неудовлетворения первичных потребностей, увеличение бедности. Только с четвертого пятилетнего плана (1977 – 1981гг.) правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью, расширение занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями в социальной политике было предупреждение абсолютной бедности.

Труд  рабочих в 70-х годах был одним  из самых дешевых в Азии. В начале 80-х годов южнокорейский рабочий  получал в среднем около 250 долларов в месяц, в два раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах.

После 1987 года рабочие получили новые возможности  при заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений возросло в 3,5 раза, но они  охватывают менее 15% рабочих и служащих. Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горнодобывающей и обувной – на уровне региона.

В крупных  объединениях используется система  пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компании было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы. При сокращении работников фирма должна обеспечивать сокращенного в течение  нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет его детей в школе.

Характерной чертой положения трудящихся является продолжительная рабочая неделя. Законодательно она ограничена 44 часами. На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы.

 

     III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ.

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности  соседствует не менее важная проблема занятости населения. В соответствии с действующим законодательством РБ, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

    Основная  цель систем управления занятостью состоит  в стимулировании спроса на рабочую  силу и в приближении структуры  предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это  означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

    Сформулированная  в Беларуси в период становления  рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

  • исключительное право граждан распоряжаться способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особенно установленных законодательством;
  • ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

Информация о работе Рынок труда: сущность и проблемы регулирования