Рынок труда РФ (проблемы и перспективы трудоустройства молодых специалистов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 17:16, реферат

Описание работы

Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

Работа содержит 1 файл

Рынок трула РФ (проблемы и перспективы тродоустройства молодых специалистов).doc

— 99.00 Кб (Скачать)

    Скрытая безработица является одним из факторов, характеризующих эффективность  экономики.

    Одновременно  скрытая безработица является сдерживающим фактором нарастания открытой безработицы. Поэтому объективный прогноз динамики общей и регистрируемой безработицы во многом зависит от динамики скрытой безработицы. Ее обоснованный расчет имеет важное экономическое и социальное значение, позволяющее объективно оценить складывающуюся социально-экономическую ситуацию и принять оперативные упреждающие  меры по недопущению роста социальной напряженности.

   В целях снижения скрытой безработицы  необходимо:

  • создавать новые высокотехнологичные рабочие места в инновационных отраслях экономики, обеспечивающие повышение уровня производительности труда;
  • обеспечить реализацию комплексных инвестиционных проектов модернизации неэффективных промышленных предприятий и диверсификации экономики моногородов;
  • снижать потери рабочего времени и продукции за счет оптимизации и повышения эффективности управления производством;
  • повышать квалификацию и профессиональный уровень работников и управленческих кадров;
  • содействовать развитию малого и среднего бизнеса, обеспечивающего высокую оборачиваемость рабочих мест и рост производительности труда.  (слайд 4)
 

    4. Совершенствование  системы мониторинга  рынка труда  

    Внедрение системы мониторинга ситуации на рынке труда во взаимосвязи с  решением задач социально-экономического развития страны является основанием обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики,  а также разработки основных направлений действий на рынке труда.

    В целях повышения объективности  анализа и прогноза ситуации на рынке  труда и в связи с сохранением  последствий кризисных явлений и очаговой напряженности на рынке труда необходимо:

  • продолжить проведение мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации в части определения масштабов увольнения, а также неполной занятости работников организаций;
  • продолжить проведение мониторинга реализации мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, включая:
  • мониторинг трудоустройства и прогноза распределения выпускников образовательных учреждений всех уровней по каналам занятости, в том числе обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, а также состоящих на учете в качестве безработных;
  • мониторинг переселения и трудоустройства незанятых граждан и членов их семей в другую местность. (слайд5)
 
 

    5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики 

    Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство кадрового  потенциала общества, определяющего  качественный состав рабочей силы. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития качество рабочей силы является определяющим фактором, обеспечивающим успех перестройки экономики.

    В этой связи, основными задачами, которые  должны быть решены в среднесрочной перспективе, являются создание условий для повышения качества рабочей силы, предлагаемой на внутреннем рынке, до мировых стандартов, а также приведение количественного показателя и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы в соответствие с потребностями формирующейся инновационной экономики.

    В целях повышения качества рабочей  силы, формирования кадров для обеспечения  потребностей инновационной экономики  необходимо:

    продолжить  реформирование системы  профессионального  образования всех уровней, в том числе:

  1. продолжить разработку интегрированных программ  подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, федерального уровня, которым установлена категория «национальный исследовательский университет», по смежным (родственным) профессиям и специальностям;
  2. развивать многопрофильное обучение в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, в федеральных университетах и университетах, которым установлена категория «национальный исследовательский университет»;
  3. совершенствовать национальную систему квалификаций, в том числе:
  • продолжить разработку квалификационных требований к уровню подготовки специалистов соответствующему требованиям рынка труда;
  • продолжить разработку профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов экономики;
  • создать систему оценки профессиональных качеств работников на основе оценки их компетентности уровня квалификации;
  • осуществлять меры по модернизации квалификационных характеристик;
  • продолжить формирование системы признания и оценки результатов профессионального образования и обучения; 
  • проводить информационно-пропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
  • развивать практику формирования государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров на федеральном и региональном уровнях на основе оценки качества образовательных программ, уровня подготовки и конкурентоспособности на рынке труда выпускников учреждений профессионального образования всех уровней;
  • продолжать практику организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования всех уровней с привлечением наставников из числа работников организаций в рамках реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.(слайд 6)
 
 

    6. Развитие институтов рынка труда 

    Институты рынка труда имеют важнейшее значение как для распределения трудовых ресурсов, так и для их эффективного использования и профессионального обучения.

    Преодоление диспропорций в сфере занятости  и системе социально-трудовых отношений  возможно при условии совершенствования  институтов рынка труда. Рынок труда в большей степени, чем другие рынки, зависит от регулирующего воздействия иституциональных структур (системы трудового законодательства, социально-экономических программ, органов государственной службы занятости населения и кадровых агентств, профессиональных союзов, объединений работодателей и др.) Вместе с тем, эффективность функционирования институтов рынка труда является индикатором уровня экономического развития страны.

    Одним из главных направлений развития институтов рынка труда является создание конкурентной среды на рынке оказания услуг по подбору работы для граждан и персонала для работодателей. В этих целях необходимо:

  • развивать государственно-частное партнерство в сфере оказания услуг на рынке труда, создавать условия для развития негосударственных агентств занятости;
  • повышать качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
  • разрабатывать новые направления активной политики занятости населения на основе ее адресности;
  • совершенствовать механизмы защиты от безработицы на основе внедрения принципов добровольного страхования на случай потери работы;
  • развивать доступность информационных ресурсов в сфере занятости населения;
  • развивать систему информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской Федерации.(слайд 7)
 

    7. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу

    Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие национального хозяйства, гибкость и мобильность экономики, является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также развития занятости населения.

    Развитие  малого предпринимательства является, в том числе, обязательным условием решения следующих задач:

  • формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений;
  • содействия структурной перестройке экономики;
  • создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы;
  • вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся). (слайд 8)

    Социальные  функции малого предпринимательства  ставят его развитие в число важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который в кратчайший срок позволяет создавать необходимое количество новых рабочих мест, обеспечить их оборачиваемость и расширить возможности занятости населения.

В целях  содействия развитию малого предпринимательства  и самозанятости необходимо обеспечить:

  • координацию действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обеспечить координацию действий по содействию самозанятости населения и поддержке развития малого предпринимательства, информированию безработных граждан, создающих собственное дело, о возможности и порядке получения финансовой помощи;
  • организацию профессионального обучения безработных граждан, а также опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, основам предпринимательской деятельности, включая разработку бизнес-проектов. (слайд 9)
 
 

             ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В заключении как выводы хочу сказать, нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте  рынка  труда, считая ситуацию на  нем  общей  для  рынка  труда  в  целом.  Ведь  политика государства на рынке труда в целом только тогда может  быть  результативной, когда она осуществляется дифференцированно для  каждого  из  его  сегментов. Целенаправленное  государственное  преобразование  в  области  подготовки  и переподготовки  кадров,  в  совокупности  с  другими  мерами  на   остальных сегментах может быть  по-настоящему  эффективной.  Чтобы  начать  эффективно решать проблемы на  рынке  труда,  нужно  сначала  реформировать  все  сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

   Так же очень важен вопрос о трудоустройстве  молодых специалистов.

   Сегодня работа для студента - получение  практического профессионального  опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

   Сегодняшние студенты - завтрашние молодые специалисты; они будут адаптироваться на своем  первом месте работы, впитывая ценности, нормы, образцы поведения, принятые в этой компании; но культура труда при этом будет накладываться не на чистый лист - благодаря ВУЗу индивид уже будет обладать некоторой культурой труда. Представляется вероятным, что разные ВУЗы транслируют разную культуру труда своим выпускникам. Наряду с подготовкой профессиональных, компетентных молодых специалистов, ВУЗам необходимо обратить пристальное внимание на культуру труда, которая формируется у выпускников.

Информация о работе Рынок труда РФ (проблемы и перспективы трудоустройства молодых специалистов)