Рынок труда РФ (проблемы и перспективы трудоустройства молодых специалистов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 17:16, реферат

Описание работы

Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

Работа содержит 1 файл

Рынок трула РФ (проблемы и перспективы тродоустройства молодых специалистов).doc

— 99.00 Кб (Скачать)

               ВВЕДЕНИЕ 

    Гибкий  эффективно функционирующий рынок  труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с  тем современное развитие экономики  невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

    Рынок труда - наиболее сложный элемент  рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника  и работодателя при определении  цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей-продажей.

    Российский  рынок труда не сбалансирован, и это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

      В системе экономических отношений  рынок труда занимает  важное  место.

            Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости  населения и оплаты труда. Существенным следствием,  происходящих  процессов  на  рынке труда,  становится  безработица  -  в  целом  негативное,   но   практически неизбежное явление общественной жизни.

            Рынок  труда  является  одним  из  индикаторов,   состояние   которого позволяет судить о национальном  благополучии,  стабильности,  эффективностисоциально-экономических   преобразований.   

            Занятость   населения   составляет   необходимое   условие   для   его воспроизводства, так как  от  нее  зависят  уровень  жизни  людей,  издержки общества на подбор,  подготовку,  переподготовку  и  повышение  квалификации и кадров, на их трудоустройство,  на  материальную  поддержку  людей,  которые лишились  работы.  Поэтому,  такие  проблемы,   как   занятость   населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы  и,  в  целом  рынок  труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

            На эволюцию российского рынка  труда  не  мог  не  наложить  серьезного отпечатка кризис, в условиях  которого  она  протекала.  С одной стороны, России, как  и  другим странам ,  не  удалось  избежать  резкого сжатия  совокупного  спроса,  последовавшего   за   либерализацией   цен   и сокращением государственного субсидирования предприятий,  что  имело  крайне негативные последствия с  точки  зрения  спроса  на  труд  и  общего  уровня занятости.  С  другой  стороны,  под  влиянием  таких  факторов  как  разрыв устоявшихся хозяйственных  связей,  новая  структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции  и  т.  п.  она столкнулась с необходимостью крупномасштабного  перераспределения  ресурсов, включая рабочую силу.

    Для конкурентоспособности страны особенно ощутимым является неразвитость рынка рабочей силы (неприспособленность рабочей силы к новым рыночным условиям). Развитие рыночных отношений в секторе рабочей силы в России тормозят недостаточный уровень квалификации и нерыночное отношение к труду.

    Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития

    Российская  экономика к концу 2009 года вышла  из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики.

    В 2010 году продолжилась тенденция восстановления экономики, которая характеризовалась  ускорением роста большинства макроэкономических показателей.

    Проводимая  Правительством Российской Федерации  антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста.

    В период кризиса государственная  политика в области содействия занятости  осуществлялась в рамках постоянно  действующих мер содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

    На  осуществление социальной поддержки  безработных граждан и мер  активной политики занятости, а также  реализацию дополнительных мероприятий  по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2009–2010 годах было выделено 250,1 млрд. рублей.

    Вместе  с тем, положительные тенденции  пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других.

    По  оценке Минздравсоцразвития России, в 2014-2015 годах предполагается стабилизация уровней общей и регистрируемой безработицы на уровне 6,4% и 1,8% соответственно.

    В соответствии с условиями социально-экономического развития будут реализовываться адекватные меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда (при необходимости будут приниматься меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва).

    Обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста и стабильности в сфере занятости населения в краткосрочном периоде, а также реализации задачи адекватного развития рынка труда и сферы занятости условиям перехода экономики на инновационный путь развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими государственными приоритетами. Особое внимание будет уделяться и вопросам снижения безработицы и социальной поддержки населения.  
 

    Цели, задачи и приоритетные направления государственной

    политики  по развитию рынка труда и содействию занятости населения

    на 2011- 2015 годы

    Политика  Правительства Российской Федерации  в 2010 году в большей степени была направлена на смягчение последствий  воздействия кризиса на граждан  и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.

    Начиная с 2013 года, предусматривается смещение структуры производства в пользу продукции с высокой долей инноваций, обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности, существенное возрастание в структуре экономики производства товаров инвестиционного назначения, доли машиностроительного комплекса, химической промышленности при существенном снижении доли топливно-энергетического комплекса.

    Структурные сдвиги в экономике будут также  характеризоваться увеличением доли услуг в структуре валового внутреннего продукта, обусловленным опережающей динамикой роста торговли, транспорта и связи. Наиболее существенно будет сокращаться доля сельского и лесного хозяйства, а доля рыболовства и рыбоводства будет оставаться достаточно стабильной. При этом данный процесс будет способствовать соответствующему   перераспределению рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности.

    Достижение  поставленной цели модернизации экономики  в среднесрочной перспективе будет осуществляться посредством создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие  гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы. 

    Основные  направления действий на рынке труда

    Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.  

    Исходя  из задач развития рынка труда  в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать  следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

  1. совершенствование законодательства в области труда и занятости населения, трудовой миграции;
  2. легализация занятости;
  3. снижение скрытой безработицы;
  4. мониторинг ситуации на рынке труда;
  5. повышение качества рабочей силы;
  6. развитие институтов рынка труда;
  7. содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан. (слайд 1)
 

    1. Совершенствование  законодательства  Российской Федерации  в области труда,  занятости населения  и трудовой миграции

    Совершенствование законодательства Российской Федерации  в области труда и занятости  должно быть направлено на реализацию прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду  и достойный труд по  свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также на обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.

    В рамках мероприятий по совершенствованию  трудового законодательства и законодательства о занятости населения представляется целесообразным в среднесрочной перспективе осуществить разработку нормативных правовых актов по следующим вопросам: 

  1. внесение  изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие законодательные  акты, предусматривающие нормы, устанавливающие  особенности труда в организациях малого бизнеса;
  2. внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие систему квалификационных требований к работникам различных категорий в целях стимулирования развития инновационной деятельности;
  3. внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы занятости населения, в части:
  • совершенствования механизмов защиты от безработицы на основе принципов добровольного страхования на случай потери работы;
  • организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также организации в приоритетном порядке профессионального обучения безработных родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • совершенствования механизма определения размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице;
  • совершенствования механизма содействия переезду и переселению безработных граждан и членов их семей для работы в другую местность;
  • создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, с целью обеспечения их занятости на рабочих местах с безопасными условиями труда. (слайд 2)
 

    2. Легализация занятости 

   Существующий в России неформальный рынок труда, характеризующийся неформальной занятостью, оказывает отрицательное воздействие на развитие современного цивилизованного рынка труда. Неформальный сектор составляет существенную долю российского рынка труда (чаще всего к этому понятию относят индивидуально занятых, работников и владельцев мелких, в том числе незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленных работников в зарегистрированных организациях). Неформальная деятельность составляет предмет как основной, так и вторичной занятости человека. По самым общим расчетам, в России неформально занято около 20% граждан трудоспособного возраста (по методике Росстата, масштабы теневого рынка труда в России определяются на основе баланса совокупных доходов и расходов населения. Предполагается, что недостающие суммы получаются в виде скрытой заработной платы).

    Наличие нелегального рынка труда в России обусловлено в основном нелегальной  занятостью иностранных граждан, которая, по оценке ФМС России, в настоящее время превышает 4,0 млн. человек. Проблема ее ликвидации сохранит актуальность и в среднесрочном периоде.

    В целях легализации занятости  необходимо:

  • совершенствовать нормативную правовую базу в сфере трудовой миграции и трудовых отношений, включая развитие системы добровольного страхования от безработицы;
  • совершенствовать условия выплаты пособия по безработице, предполагающие установление зависимости размера пособия по безработице от величины получаемой в прошлом заработной платы (дохода), стажа работы, активности поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости;
  • ликвидировать излишние административные барьеры для организаций малого и среднего бизнеса;
  • стимулировать развитие различных форм гибкой занятости. (слайд 3)
 

    3. Снижение скрытой  безработицы  

    Скрытую безработицу характеризуют избыточная занятость, потери рабочего времени, связанные  с низкой интенсивностью (производительностью) труда, сезонным характером производства, потерями продукции на стадии производства и транспортировки, отвлечениями рабочей силы от основной деятельности. Одним из открытых проявлений потенциальной (скрытой) безработицы является «видимая» неполная занятость («административные отпуска», неполный рабочий день, простой). По оценке Минздравсоцразвития России, только неполная занятость в России в среднем за 2010 год составила более 1,2 млн. человек.

Информация о работе Рынок труда РФ (проблемы и перспективы трудоустройства молодых специалистов)