Рынок труда Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

-представители органов  власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства ( Министерство труда и социальной защиты и др. контролирующие органы );

-представители интересов  работников и работодателей - такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

К основным компонентам  рынка труда относятся: цена рабочей  силы, конкуренция, спрос и предложение.

Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция - в форме соперничества  работников за рабочие места, работодателей - за рабочие руки, а также работников-работодателей - за условия найма; спрос - в форме  потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.

Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При их совпадении она будет равновесной, при превышении спроса над предложением - трудодефицитной, при превышении предложения над спросом трудоизбыточной.

Национальный рынок  труда является сложноструктурированным  образованием рыночной экономики. Он состоит  из множества рынков, которые можно  определить и как сегменты единого  рынка. Важнейшими его составляющими являются региональные, отраслевые и профессионально-квалификационные сегменты единого рынка труда. Например, такие как городской, районный, областной рынки труда ( сегменты ), рынок труда ( сегмент ) текстильщиков, строителей, рынок труда ( сегмент ) ИТР, служащих, рабочих, высоко и низкоквалифицированных работников и т.д. В половозрастном разрезе выделяются, например, такие сегменты рынка, как молодежный, женский и т.д. Открытость рыночной экономики предполагает и интеграцию в международный рынок труда. Все составляющие части или сегменты рынка труда находятся в тесном взаимодействии и их выделение в определенной мере является условным, хотя и абсолютно необходимым не только для изучения условий функционирования рынка труда, но и для принятия адекватных решений его субъектами.

Непосредственно сопряженной  с рынком труда, хотя напрямую в него и не входящей, является его инфраструктура. Она призвана выполнять функции  по его институциональному, материально - техническому, социальному и информационному  обеспечению.

Инфраструктуру рынка  труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных  и правовых условий, без которых  невозможно нормальное функционирование сферы товарного обращения рабочей  силы. В инфраструктуру рынка труда  входят, например, служба занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений продавцов и покупателей рабочей силы и др. Она обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

Следует отметить, что, несмотря на специфику рынка труда, в экономической теории часто  абстрагируются от этих характеристик  и исходят из того, что цена труда  и предлагаемое его количество определяются ( как и на прочих рынках ) взаимодействием спроса ( со стороны фирм ) и предложения ( со стороны временно не имеющих работы людей ). Начнем рассмотрение данного вопроса с предложения на рынке труда.

Предложение труда  определяется, по крайней мере, четырьмя показателями:

1) общей численностью  населения;

2) той долей, которую  составляет самодеятельное население,  применяющее свою рабочую силу  и получающее определенное вознаграждение  за труд, в общей численности  жителей;

3) средним количеством  часов, отработанных рабочими на протяжении недели и года;

4) качеством, количеством  и квалификацией того труда,  который будет затрачивать рабочий.

Заметим, что третий показатель в большей степени  подвержен влиянию чисто экономических  факторов.

Сначала проанализируем предложение труда отдельным работником, а затем рассмотрим кривые предложения на рынках труда.

Решение индивида о  том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя необходимыми ему «товарами» - досугом и купленными потребительскими благами. Выбирая между этими возможностями, потребители ( они же продавцы рабочей силы ) сталкиваются с двумя основными ограничениями: 1) ограниченностью времени в сутках и 2) часовой ставкой заработной платы, определяющей покупательную способность индивида.

Если представить, что рабочему предложили более высокую  почасовую ставку оплаты и в то же время он может сам определить продолжительность своей работы, то он оказывается на распутье: с  одной стороны, он испытывает искушение  поработать больше, чем раньше, поскольку каждый час работы лучше оплачивается. Каждый час свободного времени теперь означает убытки, поэтому рабочий стремится заместить свободные часы сверхурочной работой. Этот процесс экономисты называют эффектом замещения. Ведь рабочий замещает отдых дополнительными товарами, покупаемыми на свою заработную плату. Повышение заработной платы делает более высокой стоимость отдыха ввиду того, что каждый его час означает отказ от более высокой почасовой заработной платы.

С другой стороны, повышение ставки заработной платы дает рабочему возможность купить себе большее количество и лучшего качества товаров и услуг при неизменном количестве отработанных часов. Работник может позволить себе взять, например, неоплачиваемый дополнительный выходной, может пойти на неделю в отпуск зимой и получить дополнительную неделю отдыха летом. В этом случае начинает действовать эффект дохода: с увеличением дохода индивид чувствует себя богаче и может получить больше наслаждения от отдыха.

Таким образом, повышение ставки зарплаты влияет на выбор между трудом и досугом двояко. В одном случае повышение ставки заработной платы создает эффект замещения, увеличивая количество отработанных часов, альтернативную стоимость труда, стимулируя, таким образом, замену отдыха на труд. В другом - повышение ставки заработной платы создает эффект дохода, сокращая количество отработанных часов.

Повышение реальных доходов  работников стимулирует потребление  ими «нормальных товаров», каковыми является и отдых. Следовательно, сам по себе эффект дохода от повышения заработной платы выразится в сокращении количества труда, предлагаемого работниками.

Необходимо отметить еще одну особенность индивидуального  предложения на рынке труда.

При падении реальной зарплаты, для того чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ, домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда.

На работу идут женщины, дети, многие работники стараются  работать в нескольких местах, на 1,5 ставки и т.д. Это явление можно назвать эффектом низкого дохода.

Если ставка заработной платы низка, то сильнее эффект замещения  досуга на труд, т.е. с ростом заработной платы увеличивается предложение  рабочей силы.

Однако по мере увеличения заработной платы начинает действовать эффект дохода и работники все более предпочитают досуг труду.

В случае, когда эффект изменения дохода точно компенсирует эффект замещения, предложение труда  становится совершенно неэластичным, т.е. изменение ставки заработной платы  не влияет на объем предложения труда. При понижении дохода домохозяйств ниже ранее достигнутого уровня потребления происходит замещение свободного времени на труд.

Кривая предложения  труда отдельным индивидом изображена на рис. 1.1.

От точки А до точки В преобладает эффект замещения, от точки В до точки С - эффект дохода и эффект замещения взаимоуравновешиваются, от точки С до точки D преобладает эффект дохода, а от точки А до точки Е преобладает эффект низкого дохода, выражающийся в увеличении предложения труда при падающей ставке заработной платы.

Несмотря на то что  кривая предложения индивидом своего труда может изгибаться, в целом  кривая предложения любого вида труда, по крайней мере, с определенного  уровня заработной платы, имеет тенденцию  к возрастанию на всем промежутке выполнения задания. Отдельный работник может реагировать на повышение заработной платы сокращением количества отрабатываемых часов. Однако на рынке это сокращение может быть более чем компенсировано появлением новых работников из других отраслей. В результате можно сделать вывод: для каждого рынка конкретного вида труда с учетом времени и места кривая предложения труда постоянно возрастает, несмотря на изгиб кривой индивидуального предложения труда. 

 

1.2О  ситуации на рынке  труда 
 
В структуре обратившихся граждан: незанятое население составило 441чел, из них признаны безработными – 295чел. Кроме того, из общего количества обратившихся граждан: имеют длительный (более года) перерыв в работе – 36,7%, уволены в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, - 4,1%, граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) – 17,8%. Молодежь в возрасте от 16 до 29 лет составила – 42,6% .  
 
По состоянию на 1 января 2011 года количество официально, зарегистрированных безработных составляло 737чел. При этом уровень безработицы был равен 2,7% к экономически активному населению (27075 чел.). 
 
По состоянию на 1 марта 2011года численность зарегистрированных безработных граждан составила 766 чел, при этом уровень безработицы составил 2,8% (экономически активное население - 27356чел. с 01.01.2011 года). Наиболее высокий уровень сохранился в отдаленных населенных пунктах (д. Винла -13,1%, д. Порожск – 18,1%), наиболее низкий в г. Сосногорске – 1,0% . 
 
Распределение безработных граждан, состоящих на учете на 01.03.2011: 
 
1. По возрасту: от 16 –17 лет – 0,6% (за соответствующий период 2010 года – 0,6%); от 18-24 лет – 21,0% (2010 год – 22,4%); от 25-29 лет – 13,6% (2010 год -15,0%); предпенсионного возраста –6,7% (2010 год – 7,0%); другие возрасты – 55,4% (2010год – 55,0%). 
 
2. По образованию: имеющие высшее профессиональное образование – 7,2% (за соответствующий период 2010 года -7,5%); среднее профессиональное образование – 14,0% (2010год -12,5%); начальное профессиональное образование – 34,3% (2010 год – 33,6%); среднее (полное) общее образование 27,4% (2010 год -29,7%); не имеющие основного общего образования – 17,1% (2010 год – 16,7%). От общего количества безработных 44,5% не имеют профессии по диплому, 73,5% - проживают в поселках. 
 
3.По причинам увольнения: по собственному желанию – 45,3% (за соответствующий период 2010 года -42,9%), высвобожденные работники- 8,6% (2010 год -14,5%), уволенные за нарушение трудовой дисциплины – 0,9% (2010 год – 1,0%), по истечению срока трудового договора – 25,2% (2010год – 23,2%).  
 
По состоянию на 01.01.2011 года в банке вакансий ГКУ РК «ЦЗН города Сосногорска» находились 377 вакансий, из них: – 86,2% - по г. Сосногорск, 4,2% - по г.Ухта( для работы в г.Сосногорске), 11,4% - по п.Нижний Одес; 2,4 % - по п. Войвож. 
 
По состоянию на 01.03.2011 года в Банке вакансий находились 557 вакансий, из них: 80,4% - по г. Сосногорск, 10,2%- по п. Нижний Одес, п. Войвож – 1,2%. 
 
В 2011 году ГКУ РК «ЦЗН города Сосногорска» продолжает работу по реализации на территории МО МР «Сосногорск» двух Программ: Программы содействия занятости населения на 2011г. по МО МР «Сосногорск» и целевой Республиканкой программы «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда (2011г.)».  
 
При содействии службы занятости за январь-февраль 2011 года трудоустроены 242 чел, или 113% к соответствующему периоду прошлого года (за январь 2010 года -214чел).  
 
Из общего числа трудоустроенных граждан: 
 
· Трудоустроены, как испытывающие трудности в поиске работы (по различным направлениям Программы занятости населения – 4чел, (2010год – 4чел); 
 
· Трудоустроены безработные граждане – 67 чел (2010 год – 42чел); 
 
· Трудоустроены на общественные работы – 3 чел, (со снятием с учета) в рамках постановления главы МР «Сосногорск» «Об организации общественных работ, имеющих первоочередное социальное значение в 2011 году по муниципальному району «Сосногорск» (2010 год – 9чел); 
 
· Трудоустроено граждан по направлению ЦЗН – 67чел, (2010 год – 75чел); 
 
· Трудоустроились самостоятельно- 164чел. (2010 год – 122чел); 
 
· Трудоустроено школьников, желающих трудиться в свободное от учебы время – 3 чел.( 2010 год -0). 
 
· Трудоустроены на субсидированное рабочее место (временные работы по целевой республиканкой программе «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда (2011 г.») - 1чел. (2010 год-1чел). 
 
 
 
Кроме того за январь – февраль 2011 года сняты с учета за: 
 
· Длительную неявку в ЦЗН – 39 чел; 
 
· Отказ от услуг ЦЗН – 60 чел; 
 
· Нарушение условий перерегистрации – 23чел; 
 
· Направление на профессиональное обучение - 14 чел. 
 
 
Уровень трудоустройства ищущих работу граждан составил 19,7% (в 2010 году - 12,1%). Уровень трудоустройства безработных граждан составил – 15,4% (2010 год –10,1%).  
ГКУ РК «ЦЗН города Сосногорска» в 2011 году проводит обучение граждан профессиям, востребованным на рынке труда. За январь-февраль 2011 года на профессиональное обучение направлены 14чел. безработных граждан, из них по рабочим профессиям – 92,6%. 
 
На январь - апрель 2011 года 12 предприятий представили сведения на высвобождение 33 чел, проживающих на территории МО МР «Сосногорск» (за соответствующий период прошлого года 15 предприятий на 85чел). По предварительным данным 25 чел. обратятся в ЦЗН. Фактически с начала года обратились 15 чел. уволенных по сокращению, из них уволенных в 2011 году –2 чел. 
 
В настоящее время ведется подготовительная работа с работодателями по привлечению их в антикризисную целевую Республиканскую программу «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2011 год)» (Постановление Правительства РК № 492 от 30.12.2010 года), а также подготовка бизнес- планов безработных граждан для открытия ИТД. 
 
 
ГКУ РК «ЦЗН города Сосногорска» в 2011 году продолжает проводить мониторинг увольнения работников предприятий в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2008 года № 682 «О проведении мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников». 
 
По состоянию на 01.03..2011 года предприятий, работающих в режиме неполного рабочего времени нет. Работников, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы и в простое – нет.

Государственное регулирование рынка  труда

2.1 Политика занятости  и регулирования  рынка труда

До последнего времени под давлением объективных и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

Государственная политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости  на всех уровнях управления являются государственные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости должно стать сохранение и до известных пределов повышение  уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей  силы с предприятий. Речь идёт как об излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике.

Информация о работе Рынок труда Республики Казахстан