Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенности функционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;
исследовать современный рынок труда с учётом особенностей расширенного воспроизводства рабочей силы в Республике Беларусь и реализации технологий социальной поддержки населения;

Содержание

Введение
Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
1.2 Занятость населения: виды и формы
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 160.04 Кб (Скачать)

С одной стороны, в условиях существующего дефицита государственного бюджета назрела  потребность в ликвидации и перепрофилировании неэффективных и убыточных производств  в целях ускорения структурной  перестройки экономики.

С другой - учитывая наличие в стране значительного  количества монопольных предприятий  и организаций, проведение мероприятий  по ликвидации убыточных производств  должно тесно увязываться с решением сложных социальных проблем, связанных  с высвобождением и перераспределением работников, определением правовых условий  смены собственника на том или  ином убыточном предприятии, нахождением  финансовых средств для обеспечения  минимума социальных гарантий высвобождаемым работникам.

Касаясь второго  направления - достижения динамичного  равновесия спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда, следует  отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономики активного  населения и их возможности воздействия  на рынок труда показывает, что  при разработке и реализации мер  по регулированию занятости населения  в условиях существенных инвестиционных ограничений особое внимание необходимо уделять вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных  социально- демографических групп  населения.

В частности, государственная  политика на рынке труда в отношении  женщин должна предполагать тесную увязку программы женской занятости  со всей социальной политикой. Например: если повысить пособие на детей это  сможет увести с рынка труда большую  часть женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы  занятости - каждая пятая женщина  хотела бы завести свое собственное  дело.

Для снижения давления на рынок труда молодежи важно  расширить ее подготовку в дневных  учебных заведениях при сокращении заочного и вечернего обучения.

Для лиц пенсионного  и предпенсионного возраста актуальна  возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения  давление на рынок труда со стороны  пенсионеров будет уменьшено[20].

Существенное  влияние на ситуацию на областном  и региональном рынках труда оказывает  современное решение проблем  подготовки и переподготовки кадров.   

1.3 Безработица: понятие,  причины, формы,  измерение  

Из определения  сущности категории занятости следует, что она является естественным условием существования каждого человека. Но для рыночной экономики неприемлема  категория полной занятости по следующим  причинам:

Во-первых, значительная часть работников в течение своей  трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место  работы по собственному желанию. При  этом до его поступления на другое место работы может пройти тот  или иной промежуток времени, в течение  которого указанные лица относятся  к категории незанятых. Данная категория  составляет фрикционную безработицу.

Во-вторых, научно-технический  прогресс постоянно перестраивает  структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей  силы потребностям производства. В  результате на каждого незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей может приходиться  лишь несколько вакантных мест в  «новых» отраслях. Это структурная  или технологическая безработица. Для ее преодоления государству  и частным фирмам необходимо создавать  центры по переподготовке кадров.

В-третьих, цикличность  развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы  невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут  лишь «сгладить» экономический спад и, несколько уменьшить число  временно высвобождаемых работников.

В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.

В-пятых, есть застойная  безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере легальной  экономики.

Структурная и  фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Сумма структурной  и фрикционной безработицы равна  естественной безработице. Эти формы  безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для  динамично развивающегося хозяйства [13].

Таким образом, полной занятости не существует, есть эффективная занятость, при которой  каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или  имеет возможность соответствующей  переквалификации.

Борьба с инфляцией, снижающей реальный доход населения, ведет к уменьшению инвестиций в  экономику, так как требует ограничения  денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение  ставки ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных  за счет увеличения количества рабочих  мест требуют увеличения инвестиций путем расширения государственных  инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработным.

Таким образом, социальная политика должна постоянно  соотносить мероприятия по удержанию  под контролем инфляции с мероприятиями  в области эффективной занятости.

Рыночные отношения  предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные  области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов; товаров, работ, услуг, ценных бумаг, жилья  и др. Но среди всех этих рынков свое особое место занимает рынок труда.

Ключевыми теоретическими понятиями рынка труда являются понятия рабочей силы, занятости  населения и безработицы.

Фундаментальную основу рынка труда составляют человеческие ресурсы.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок  труда можно рассматривать как  неотъемлемую часть рыночной экономики, представляющую собой систему социально-экономических  и трудовых отношений с согласованными интересами работодателей, наемных  работников и государства по поводу купли-продажи специфического товара.   
 

Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в  Республике Беларусь на современном этапе  

2.1 Основные направления  государственного  регулирования рынка  труда в РБ

Рынок труда  и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние  специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений  до начала переходного периода характеризуется  некоторыми особенностями.

1) Гарантированная  занятость и отсутствие у занятых  в народном хозяйстве конкуренции  со стороны безработных приводило  к снижению производительности  и мотивации труда, потере стимулов  к повышению квалификации и  качества работы.

2) Государство,  являясь собственником подавляющей  части средств производства, было  практически единственным работодателем  и монопольно устанавливало цену  труда,

Ставки заработной платы определялись централизованно, в административном порядке.

3) Не предусматривалась  дифференциация ставок заработной  платы в зависимости от результатов,  вызванных процессом инвестирования  в человеческий капитал.

4) Высокий уровень  монополизации экономики в сочетании  с отсутствием рынка жилья,  административными ограничениями  на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим  закреплением работников на предприятии  (очередь на жилье и т.п.) приводил  к ограничению мобильности рабочей  силы.

5) Социалистическая  экономика характеризуется деформированной  структурой занятости - в промышленности  и сельском хозяйстве занято  избыточное количество рабочей  силы. Этому способствует медленный  рост производительности труда  и политика, направленная на приоритетное  развитие тяжелой промышленности  и сельского хозяйства.

6) Существующие  механизмы разрешения социальных  конфликтов были неэффективны. Профессиональные  союзы существовали, но входили  в структуру государства или  партийного аппарата и не представляли  интересы рабочих.

7) Крайне ограничены  возможности миграции за пределы  страны. Как известно, излишек рабочей  силы в одной стране может  быть продуктивно использован  в другой на рабочих местах, которые местное население занимает  неохотно.

8) В течение  ряда лет применялись массовые  формы принудительного труда.

9) Избыточный  спрос на рабочую силу со  стороны государственных предприятий  и так называемый дефицит рабочей  силы, вопреки экономическим законам,  искусственно создавался административными  методами [11].

Неизбежным результатом  приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий  стала безработица, которая буквально  за несколько лет превратилась в  одну из самых острых проблем в  странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных  в большинстве государств Центральной  и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и  Беларусь, в которых уровень безработицы  остается относительно невысоким. Для  нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического  учета, а также низкими темпами  проведения реформ и структурных  преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей  силы государственными предприятиями.

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам  до 20 % от общей численности занятых  оказывает негативное воздействие  на многие стороны хозяйственной  жизни: способствует сохранению низкого  уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает  инициативу работников и т.д.

Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся  по собственному желанию (более 78% от общей  численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие людей увольняться  по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без  сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий  и организаций в поисках стабильного  места работы и нормального заработка.

Рынок труда  представляет собой такую сферу  рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам и необходимости  государственного регулирования. Стихийный  рынок вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально  незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую профессионального образования и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных значительную часть времени и сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и соответственно невостребованными рыночной экономикой.

Цель регулирования  рынка труда в переходной экономике  заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем  чтобы: развить трудовые ресурсы  и приспособить их к структурным  изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать  социальному равенству путем  улучшения как способности к  занятости, так и возможности  для занятости в первую очередь  для социально незащищенных групп  населения; стимулировать занятость  в период экономического спада.

Во всех странах  политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования  рынка труда включает следующие  меры:

* регистрацию  ищущих работу;

* определение  размера пособий по безработице  и организацию системы их выплат;

* осуществление  неденежных форм поддержки безработных  и членов их семей и т.п.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь