Автор: s*******@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 21:57, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в занятости между различными регионами, которые официальная статистика, разумеется скрывала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 4
1.1 Определение рынка труда. 4
1.2. Типология и структура рынка труда. 5
1.3 Рынок труда и заработная плата. 9
1.4 Особенности товара «труд». 12
2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. 13
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 13
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. 16
2.3. Правовое регулирование рынка труда. 18
2.4. Деятельность профсоюзов. 20
3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России 21
3.1.Рынок труда в неформальном секторе. 21
3.2. Динамика безработицы 23
3.3. Несбалансированность рынков труда 27
3.4.Состояние рынка рабочей силы на селе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Библиография 32
В наибольшей
мере от искажающего влияния
3.4.Состояние рынка рабочей силы на селе
Село, с началом курса на построение рыночной экономики, тоже вступило в период реформ, нуждаясь в дополнительной рабочей силе. Ныне здесь опережающими темпами по сравнению с городом растет безработица. Безработица на селе приобрела застойный характер. Даже среди зарегистрированных безработных удельный вес лиц, не работающих свыше восьми месяцев, достигает 45%. В составе сельских безработных преобладают женщины (64%), из них 27% имеют высшее и среднее специальное образование. Треть сельских безработных – молодые люди в возрасте до 30 лет, из них 13% - выпускники профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, что свидетельствует о несоответствии качества профессиональной подготовки потребностям рынка труда.
Ограниченность сфер занятости на селе, отсутствие развитого рынка жилья, низкая территориальная и социально-профессиональная мобильность сельского населения, слабая социальная защита безработных сдерживают процесс оптимизации уровня и структуры занятости в крупном сельскохозяйственном производстве. В результате растет латентная безработица.
Коллективный договор еще не стал важным инструментом регулирования трудовых отношений на сельскохозяйственном предприятии. Трудовые отношения между фермерами и наемными работниками во многих случаях находятся вне правового поля.
В последние годы на селе значительно расширился социальный состав малообеспеченного населения. Основная причина широкого распространения бедности на селе – низкая оплата сельскохозяйственного труда. С 1994 г. сельское хозяйство по этому показателю прочно занимает последнее место среди отраслей отечественной экономики. В 1999 г. среднемесячная оплата труда здесь была ниже, чем в промышленности, в 3,1 раза, а в расчете на 1 час труда – в 3,5 раза. Отношение начисленной заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного человека в промышленности составляло 1,92, а в сельском хозяйстве – лишь 0,61.
Итак, российская
деревня вступила в XXI век, находясь
в глубоком социально-экономическом кризисе.
Преодоление сложившейся критической
ситуации возможно только при коренном
изменении проводимой по отношению к ней
политики. Стратегия развития села должна
предусматривать подход к нему как к социально-территориальной
подсистеме общества, выполняющей широкий
спектр народнохозяйственных функций
(в том числе и трудоресурсную). Сочетая
методы государственного регулирования
и рыночной самонастройки, финансирование
развития села следует осуществлять по
многоканальному принципу: за счет федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, внебюджетных
фондов, средств юридических и физических
лиц, привлекаемых для реализации социальных
программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении
как вывод хочу сказать, что рынок
труда это не только отношения
между наемными работниками как
субъектами предложения труда и
предпринимателями как
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
Что касается,
степени вмешательства
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Библиография
С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. М.: Дело, 1999г.
Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992г;
Е.М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996г.
Основы экономической теории. под ред проф. А.К. Шуркалина Москва 1998г
Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, с.21-35.
Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 1996, №2, с.76-91.
Д.Львов. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2000, №2, с.90-106
Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 1996, №8, с. 62-70.
Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 1997, №3, с.47-52.
Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 1996, №11-12, с.50-59.
Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 1997, №2, с.102-113.
Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2000, №3, с.85-93.
Л. Бондаренко. Состояние социально-трудовой сферы села. // Вопросы экономики, 2000, №6, с.67-75.
Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 1998, №2 с. 122-126.
Российский
статистический ежегодник. М., Госкомстат,
1998, с.16, 47, 173, 216, 238.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования