Автор: s*******@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 21:57, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в занятости между различными регионами, которые официальная статистика, разумеется скрывала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 4
1.1 Определение рынка труда. 4
1.2. Типология и структура рынка труда. 5
1.3 Рынок труда и заработная плата. 9
1.4 Особенности товара «труд». 12
2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. 13
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 13
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. 16
2.3. Правовое регулирование рынка труда. 18
2.4. Деятельность профсоюзов. 20
3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России 21
3.1.Рынок труда в неформальном секторе. 21
3.2. Динамика безработицы 23
3.3. Несбалансированность рынков труда 27
3.4.Состояние рынка рабочей силы на селе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Библиография 32
В итоге при отсутствии эффективной государственной политики формируются механизмы саморегуляции, направленные на выживание семей, включая занятость в неформальном, в том числе и теневом секторе. Само по себе наличие неформальной занятости лишь подтверждает потребность и право граждан на труд. С одной стороны, она позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, и цена, которую платят за нее женщины, вынужденно оказавшиеся в сфере полукриминальной неформальной экономики, непомерно высоки.
Наиболее типичными формами неформальной деятельности являются уличная и рыночная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, частный извоз, репетиторство и частные уроки, а также уборка квартир и офисов, приготовление пищи, присмотр за детьми, больными и престарелыми. При этом на таких работах, как ремонт квартир и автомобилей или частный извоз, то есть высокооплачиваемых, преобладают мужчины. Если же речь идет о работе за гроши по найму на хозяина, то здесь практически всегда используется женский труд.
Выходом из
сложившейся ситуации не может быть
запрещение труда или усиление гонений
на занятых в неформальном секторе. Для
России наиболее целесообразно направление
политики в области занятости в неформальном
секторе может быть попытка локализовать
масштабы данного явление и направление
его в цивилизованное русло. Для этого
прежде всего надо пересмотреть налоговую
политику в отношении малого бизнеса и
микробизнеса (самозанятых) и попытаться
реанимировать хотя бы те идеи и программы
помощи им, которые действовали в середине
90-х годов. Кроме того, при разработке политики
занятости для неформального сектора
надо учитывать гендерные особенности
и специфические (возраст, образование)
характеристики занятых работников. Можно
с уверенностью сказать, что от того, как
будут (и будут ли) решаться в нашем обществе
и государстве проблемы неформальной
экономики, во многом зависят перспективы
занятости в России.
3.2. Динамика безработицы
Старт российских реформ сопровождался ожиданиями "обвального" роста открытой безработицы. Катастрофические предсказания делались как экспертами правительства, так и его критиками, которые исходили из неизбежности резкого сокращения занятости и появления гигантской армии "лишних людей", причем нередко предстоящая безработица прогнозировалась на уровне 25--50%. Однако реальное развитие российского рынка труда опровергло эти мрачные прогнозы. Уровень открытой безработицы, установившийся в российской экономике, оказался весьма умеренным -- намного ниже, чем в большинстве стран ЦВЕ.
В российской статистике, как и в статистике многих других стран, используются два способа измерения безработицы. Первый -- по регистрациям в службах занятости, второй -- по результатам регулярных обследований рабочей силы, в которых статус безработного определяется по критериям Международной организации труда (МОТ). Соответственно рассчитываются и публикуются два показателя -- регистрируемой и общей (или "мотовской") безработицы. Возможные расхождения между ними объясняются тем, что, во-первых, часть безработных предпочитает вести поиск работы, не вставая на учет в государственных службах занятости, и что, во-вторых, лица, имеющие работу или же представляющие экономически неактивное население, нередко регистрируются в качестве безработных ради получения пособий. В межстрановых сопоставлениях принято использовать показатели безработицы, базирующиеся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они проводятся по единой методологии и свободны от искажающего влияния административной практики регистрации безработных, складывающейся в различных странах. [В дореформенный период статистика безработицы находилась в России в зачаточном состоянии. Учет безработных службами занятости ведется с середины 1991 г. Позже, с конца 1992 г., стали проводиться выборочные обследования рабочей силы, позволяющие оценивать общую, или "мотовскую", безработицу. Из-за недостаточности финансовых средств они осуществлялись один-два раза в год (с 1999 г. планируется переход на ежеквартальные обследования). В промежутках между ними общий уровень безработицы корректируется исходя из динамики регистрируемой безработицы.]
Рост как общей, так и регистрируемой безработицы в России был умеренным и плавным (таблица1). Уровень первой увеличился с 4,7% в 1992 г. до 12,3% в 1998 г., уровень второй -- с 0,8% до 2,7%. Повышательная тенденция в динамике обоих показателей наблюдалась до 1996-1997 гг., когда траектории их изменения стали расходиться. Достигнув пика в апреле 1996 г. (3,8%), регистрируемая безработица начала уменьшаться. Ее снижение было на короткое время прервано в начале 1997 г., но затем почти монотонно продолжалось до середины следующего года. Рост регистрируемой безработицы возобновился только после августовского кризиса 1998 г.: ее уровень повысился с докризисных 2,5% до 2,7% в декабре 1998 г. Большинство исследователей связывают возникшее расхождение в трендах "мотовской" и регистрируемой безработицы с изменениями в методике определения численности официальных безработных, ужесточением условий регистрации и нарастанием задолженности по выплатам пособий.
Динамика безработицы в России была достаточно нетипичной. В странах ЦВЕ начало рыночных реформ ознаменовалось резким скачком открытой безработицы -- как общей, так и регистрируемой (таблица 3). Практически везде ее уровень сразу же перевалил за десятипроцентную отметку, а в ряде стран (Болгария, Польша, Словакия) поднимался до 15--20%. (Единственным исключением была Чехия, где безработица устойчиво удерживалась на уровне 3--4%.) Приблизительно к 1995 г. показатели безработицы в большинстве стран ЦВЕ стабилизировались, а затем по мере ускорения темпов экономического роста начали постепенно снижаться.
В отличие от этого в России не отмечалось каких-либо резких скачков в динамике общей безработицы: ее рост был медленным и постепенным и лишь к седьмому году рыночных реформ она превысила десятипроцентную отметку, достигнув того уровня, который установился в большинстве стран ЦВЕ уже после того, как там начался экономический подъем.
Напомним, что по масштабам экономического спада Россия превосходила другие пост-социалистические страны, так что естественно было бы ожидать, что и по масштабам незанятости она также окажется в числе "лидеров". Скажем, в Болгарии, где сокращение производства было сопоставимо с российским, общая безработица "зашкаливала" в наиболее кризисные годы за 20%. Поведение российского рынка труда было в этом смысле нестандартным: несмотря на бoльшую глубину кризиса рост безработицы был выражен слабее и носил менее "взрывной" характер, чем в странах ЦВЕ, растянувшись на достаточно длительный период. Отметим, что в зрелых рыночных экономиках для повышения безработицы до уровня 10--15% бывает достаточно падения ВВП на 1--5 проц. пунктов. В России же для этого потребовалось падение ВВП порядка 40%.
Во всех
реформируемых экономиках переход
к рынку сопровождался
Следует отметить снижение коэффициента занятости за счет:
а) роста
безработицы;
б) сокращения уровня экономической активности;
в) падения численности трудоспособного
населения.
В таблице 2
приведены оценки влияния каждого
из названных факторов. Из нее видно,
что в России снижение коэффициента
занятости примерно на три пятых
было вызвано ростом безработицы и
примерно на две пятых -- оттоком из рядов
экономически активного населения. Что
касается демографических сдвигов, то
они оказывали на занятость слабое повышательное
воздействие.
Продолжительность
безработицы. Хотя тенденция к постепенному
увеличению сроков безработицы прослеживается
как по "мотовским", так и по официальным
данным, до сих пор российской экономике
удавалось избегать одной из самых серьезных
и плохо поддающихся лечению болезней
-- формирования устойчивого контингента
хронических безработных, имеющих минимальные
шансы на трудоустройство. Средняя продолжительность
общей безработицы выросла с 4,4 мес. в 1992
г. до 8,8 мес. в 1997 г. В большинстве стран
ЦВЕ безработица является более затяжной.
Так, в Польше ее средняя продолжительность
достигает 12 мес., в Румынии -- 18 мес.
3.3. Несбалансированность рынков труда
Сложившаяся
в эпоху централизованного
Выделяются
три основных группы территорий, где
уровень общей безработицы
По мере
развития переходного кризиса различия
в состоянии региональных рынков
труда углублялись и
Следует, однако, подчеркнуть, что с аналогичными проблемами сталкивались все переходные экономики и во всех них безработица распределяется по регионам крайне неравномерно. Во всяком случае представление о том, что соотношение между спросом и предложением на российском рынке труда отличается какой-то сверхвысокой степенью территориальной несбалансированности, не находит достаточного подтверждения в фактических данных. Обратимся к таблице 4, где приведены некоторые интегральные показатели территориальных диспропорций на российском рынке труда и рынках труда стран ЦВЕ.
* -- Коэффициент
вариации региональных уровней безработицы,
взвешенный по численности экономически
активного населения.
*** -- Расчет индекса рассогласованности,
m, производился по формуле:
m = 1/2E |ui/u -
vi/v|, где ui
и vi - количество безработных
и вакансий в i-том регионе, а u и v
-- общее количество безработных и вакансий
во всей экономике.
** -- Отношение между средними уровнями
безработицы в двух группах регионов --
первой, включающей регионы с самыми высокими
показателями безработицы и охватывающей
четверть всей рабочей силы, и второй,
включающей регионы с самыми низкими показателями
безработицы и также охватывающей четверть
всей рабочей силы.
В России коэффициент вариации региональных уровней общей безработицы находился в пределах 24-36%, что ниже оценок по странам ЦВЕ -- 30--60%. При этом во всех переходных экономиках дифференциация региональных уровней безработицы, обозначившаяся в первые годы реформ, со временем не только не сглаживалась, но, напротив, становилась все глубже. Другими словами, действие рыночных сил, способных обеспечить более равномерное распределение спроса и предложения рабочей силы по регионам, было явно недостаточным.
Так называемый индекс территориальной рассогласованности (mismatch index), m, был рассчитан нами в двух вариантах. В первом использовались данные Госкомстата о численности "мотовских" безработных и о количестве свободных вакансий по отчетности предприятий, во втором -- данные Федеральной службы занятости о численности состоящих на учете лиц, незанятых трудовой деятельностью, и о заявленной предприятиями потребности в работниках. Оценки индекса рассогласованности по первому методу составили в 1992--1997 гг. 0,23--0,34, по второму -- 0,36--0,44. Из них следует, что наблюдавшаяся безработица не менее чем на 30--40% объяснялась диспропорциями в территориальной структуре спроса и предложения рабочей силы, преодолеть которые возможно лишь за счет перемещения или работников, или предприятий из одних регионов в другие. В странах ЦВЕ значение структурной составляющей было примерно таким же -- 0,25--0,40 .
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования