Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся экономика и ее структурные изменения предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Содержание

РЕФЕРАТ …………………………………………………………………. 2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 4
1. Сущность рынка труда, его типология и структура.
1.1. Определение рынка труда и его сущность и структура………... 5
1.2. Типология и специфика рынка труда……………………………. 7
2. Механизм функционирования рынка труда………………………….. 12
3. Механизм регулирования рынка труда……………………………….. 16
4. Особенности функционирования рынка труда в РБ…………………. 19
4.1. Контроль над рынком труда: плюсы и минусы…………………. 20
4.2.Возможные направления реформы рынка труда………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

курс макра.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     Несмотря  на стимулирование производства, использование производственных мощностей не достигло уровня 1990 г. (тогда коэффициент загрузки составлял 96%, в то время как в 2007 г. – чуть больше 50%). Острой проблемой была и остается конкурентоспособность белорусской промышленности, особенно сферы материального производства. Рост внутреннего спроса опережает темпы роста производства потребительских товаров, в то время как многие предприятия сталкиваются с трудностями со сбытом продукции. В рыночной экономике стабильно высокая доля убыточных предприятий, продолжающих работать, является нерациональной

     За  последнее десятилетие в Беларуси произошло снижение занятости в традиционных отраслях, таких как промышленность (сокращение на 15%), сельское хозяйство (почти на 48%) и строительство (на 11%), в то время как удельный вес занятых в торговле и общественном питании, образовании, банковском секторе и бюджетной сфере вырос. Новые сферы занятости возникли для обслуживания рынка и новых потребностей населения.[7]

     В Беларуси вклад частного сектора в ВВП не превышает 25%, в то время как в странах ЦВЕ и в России этот показатель достигает уровня 70–80% (European Bank of Reconstruction and Development, 2008). Соответственно, значительная часть занятых по-прежнему работает на предприятиях государственного сектора, что свидетельствует об относительно слабом вкладе частного сектора в создание рабочих мест. Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять

     Свободные вакансии, предлагаемые службами занятости, в большинстве своем предназначены для низкоквалифицированных работников. На рынке труда Беларуси сохраняется устойчивое преобладание спроса на физический труд. В свою очередь, вакансии, предназначенные для высококвалифицированных специалистов и инженерно-технических работников, часто не заполняются по причине низкой оплаты труда. На рынке труда по-прежнему очень востребованы работники строительных профессий (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др.), а также токари, фрезеровщики, слесари, водители автомобиля. В дефиците - врачи, инженеры различных профилей, а в сельской местности - механизаторы, трактористы, операторы машинного доения, животноводы, ветврачи, зоотехники и др.  
Какие профессии в избытке? Это бухгалтер, экономист, юрист, преподаватель, техник-технолог, закройщик, оператор персональных электронно-вычислительных машин, продавец непродовольственных товаров, парикмахер и др. Предложение такой рабочей силы значительно превышает спрос на нее. (См. табл. 1. [10])

 

Таблица 1. Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь на 1 июня 2008 г. 

Наименование профессий и специальностей Количество  свободных рабочих  мест (вакансий) Численность безработных
Городская местность
Водитель  автомобиля 2694 750
Грузчик 1165 655
Каменщик 2627 331
Кровельщик-жестянщик 544 78
Маляр 928 322
Машинист экскаватора 536 64
Облицовщик  плиточник 686 117
Плотник 1313 318
Повар 553 465
Продавец  непродовольственных товаров 188 1278
Продавец  продовольственных товаров 1574 1463
Слесарь-ремонтник 657 326
Слесарь-сантехник 741 180
Столяр 828 236
Токарь 1015 162
Тракторист 528 189
Фрезеровщик 386 54
Швея-мотористка 1334 641
Штукатур 1179 256
Бухгалтер 444 685
Врач 1029 26
Инженер-программист 175 14
Инженер строительного профиля 136 32
Экономист 173 532
Юрист 54 235
Сельская местность
Агроном 142 103
Бухгалтер 117 186
Ветврач 263 16
Врач 62 4
Зоотехник 218 66
Экономист 58 62
Учитель, преподаватель 5 63
 

     Что касается традиционных болевых точек  в сфере занятости, то по-прежнему не теряет актуальности проблема женской и молодежной безработицы - снижение идет крайне медленно. Сложно решаются проблемы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также имеющих длительный перерыв в работе. Поскольку низкий уровень безработицы в Беларуси нельзя в полной мере объяснить ни динамикой производства, ни активной политикой на рынке труда, необходимо обратить внимание на определение статуса безработного в Беларуси. Официальная статистика считает таковыми лишь тех, кто прошел процедуру регистрации в государственной службе занятости. Наряду с этим, не проводятся опросы рабочей силы, которые позволили сделать более точную оценку уровня безработицы. Как правило, это опросы используют определение, принятое Международной организацией труда. Согласно резолюции, принятой в 1982 г. на 13-й Международной конференции статистики труда, безработным считается тот индивидуум, который «не имеет работы, активно искал работу в недавнем прошлом, и готов приступить к работе, как только она появиться» (ILO – Key Indicators of the Labor Market, 2002, p. 258). В Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного.

     Несмотря  на очень низкую официально зарегистрированную безработицу, ее структура может дать представление о наиболее уязвимых категориях участников рынка труда, а также о региональных различиях в экономике Беларуси.

 

Рис. 4. Структура безработицы в зависимости от уровня образования. 

Среди безработных доминируют лица со средним общим образованием (средняя школа и профессионально-технические училища): на протяжении 1999-2008 гг. их удельный вес составлял в среднем 62.5%. При этом доля лиц с высшим образованием остается устойчиво низкой – 8.7% в среднем за указанный период. Это наиболее характерно для областей, в то время как в г. Минске 18–19% безработных имеют высшее образование. Кроме того, в целом по стране низкий удельный вес имеют безработные без образования, хотя в Витебской и Гомельской обл. и г. Минске он составляет 15–20%.[8]

     На  сегодняшний день для Беларуси характерен стандартный выбор между занятостью и заработной платой. Суть его в том, что поддержание формальной полной занятости возможно за счет либо значительного роста производительности труда (вызванного ростом инвестиций, технологическими «прорывами» или увеличением загрузки имеющихся производственных мощностей), либо за счет ограничения роста оплаты труда практически для всех категорий наемных работников. Чтобы поддерживать тех, кто находиться в самом низу «иерархии» оплаты труда, правительство вынуждено перераспределять заработок в их пользу, ограничивая рост зарплаты у тех, кто работает более производительно и эффективно. Если же игнорировать эту проблему выбора, а просто «накачивать» экономику деньгами, предназначенными для выплаты зарплаты, то результатом может стать инфляция, а это вернет Беларусь в состояние макроэкономической нестабильности, из которого она начала выходить.

 

4.2.Возможные направления реформы рынка труда 

     Формулировка  конкретных решений относительного реформирования рынка труда:

  1. реформировать неэффективные производства;
  2. отменить систему административного контроля за занятостью;
  3. признать контрактную формы найма как «исключительную». Но тогда в этом случае необходимо создать эффективную систему социальной защиты в случае потери работы, предотвращающую распространение бедности среди безработных;
  4. осуществить реальные шаги в плане либерализации малого и среднего бизнеса;
  5. повысить мобильность трудовых ресурсов, путем снятия ограничений в виде прописки и обязательных платежей в бюджет за прием иногородних граждан на работу;
  6. отметить обязательное применение единой тарифной сетки в реальном секторе и реформировать систему организации заработной платы на основе договорного регулирования между нанимателями и независимыми профсоюзными организациями. За основу в ходе переговоров по заработной плате принять ориентиры роста производительности труда, чтобы не допустить необоснованного повышения издержек на единицу рабочей силы.

     На  протяжении последнего десятилетия ситуация на рынке труда (как и в экономике в целом) во многом определялась контролем со стороны государства. Наличие такого контроля существенно ослабило связь между экономическим ростом, занятостью и уровнем безработицы, в отличие от стран ЦВЕ, где связь между этими показателями была более тесной. В то же время для белорусского рынка труда были характерны такие механизмы самоадаптации как рост самозанятости, параллельной занятости и трудовой миграции. Эти явления сказались и на показателях занятости и безработицы. В последние годы наблюдается снижение занятости при одновременном сокращении зарегистрированной безработицы. Поддержание высокого уровня занятости в государственном секторе означает, что правительство, а не рынок, устанавливает критерии эффективности работы экономики. Это касается и установления заработной платы. В Беларуси наблюдается постоянный рост реальной заработной платы, однако анализ показывает, что это далеко не всегда связано с ростом производительности труда. Более того, наблюдается разрыв между ростом реальной заработной платы и увеличением производительности труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рынок труда это не только отношения  между наемными работниками как  субъектами предложения труда и  предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли- продажи этого труда. Так как  рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

     Формирование  рынка труда в Республике Беларусь, его прогнозирование, является неотъемлимой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его  регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения  и др. Вряд ли можно говорить, что рынок труда Беларуси представляет собой негибкий и абсолютно неэффективный механизм – ведь рост реальной заработной платы и поддержание формально высокого уровня занятости все же были достигнуты. Государственное участие в рынке труда позволяет сохранять определенный институциональный баланс, хотя и с минимальными элементами саморегуляции. Именно в рамках этого институционального баланса были предприняты некоторые меры по приданию рынку труда большей гибкости, что, прежде всего, связано с введением «контрактной» формы найма рабочей силы. Поскольку эта мера была внедрена в условиях неразвитого частного сектора и относительно слабой динамики создания рабочих мест, результатом стала некоторая напряженность, снять которую удалось в том числе благодаря участию профсоюзных организаций.

     Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь