Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся экономика и ее структурные изменения предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Содержание

РЕФЕРАТ …………………………………………………………………. 2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 4
1. Сущность рынка труда, его типология и структура.
1.1. Определение рынка труда и его сущность и структура………... 5
1.2. Типология и специфика рынка труда……………………………. 7
2. Механизм функционирования рынка труда………………………….. 12
3. Механизм регулирования рынка труда……………………………….. 16
4. Особенности функционирования рынка труда в РБ…………………. 19
4.1. Контроль над рынком труда: плюсы и минусы…………………. 20
4.2.Возможные направления реформы рынка труда………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

курс макра.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     Заработная  плата имеет свою специфику. Она не характеризуется высокой подвижностью, она не балансирует спрос и предложение, подобно тому как это происходит на рынке товаров и услуг. Верхняя и нижняя границы цены труда также устанавливаются иначе, чем на другие товары. Верхняя граница определяется величиной вновь созданной стоимости v+m  (v – стоимость необходимого продукта как объективная основа заработной платы, m – стоимость прибавочного продукта как объективная основа прибыли). Нижняя граница цены труда упирается в стоимость рабочей силы как товара. Если цена падает ниже стоимости рабочей силы, то рабочая сила не сможет нормально функционировать, что не в интересах ни рабочего, ни предпринимателя. Уровень заработной платы определяется не соотношением спроса и предложения, а является результатом действия социальных и экономических сил.

     Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Равновесие на рынке труда означает, что спрос на труд удовлетворяется полностью, а предприниматели готовы платить соответствующую заработную плату. Пересечение кривых спроса и предложения демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и есть равновесная цена труда, или заработная плата.(рис.3)

      Любые отклонения от равновесной точки будут свидетельствовать о нарушении состояния полной занятости: т. А – превышение предложения над спросом, т. В – превышение спроса над предложением труда.

     Таким образом, основными особенностями  функционирования рынка труда являются:

  1. Неотделимость права

собственности на товар – труд от его 

                                     владельца. На рынке  труда покупатель (работодатель) приобретает  только право использования и частично распоряжения способностями к труду – рабочий слой в течение определенного времени.

  1. При покупке товара «труд» взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, скажем, продовольственных товаров.
  2. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, служб занятости и т.д.) также порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда.
  3. Различный профессионально квалификационный уровень рабочей силы, разнообразие технологий и т.д. вызывает необходимость высокой индивидуализации сделок при покупке товара «труд».
  4. Наличие своеобразия в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара. Из пятой особенности вытекают два следствия:
    • рынок труда связывает между собой различные рынки;
    • реальная оплата труда осуществляется в соответствии с конечными результатами, в соответствии с ценой реализованной продукции, созданной данным трудом.
  5. Для работника играют важную роль не денежные аспекты сделки, а именно:
    • содержание и условия труда;
    • гарантии сохранения рабочего места;
    • перспектива продвижения по службе и перспективы  профессионального роста;
    • микроклимат в коллективе и т.д.

 

      3.МЕХАНИЗМ  РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 

     Механизм  регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка  труда. Оно осуществляется через:

  • систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах,
  • государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению,
  • целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства,
  • проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п.

   Все эти составные части рыночного  механизма регулирования занятости  в разных отраслях находятся в  разном соотношении в зависимости  от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

   Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Рынок  труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям

  • трудоустройство ищущих работу,
  • обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации;
  • профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).

   Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, на прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

   Государство частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

   Видное  место в регулировании рынка  труда занимает биржа труда. Биржа  труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями  при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит:

  1. оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу,
  2. изучение спроса  и предложения рабочей силы,
  3. предоставление информации о требующихся профессиях,
  4. профориентация молодежи.

   Деятельность  бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.

   Что касается занятости, то государство, проводя те или иные мероприятия, содействуют повышению профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов. Профессиональная мобильность зависит, во-первых, от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность); во-вторых, от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита; в-третьих, от развития сети системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Пространственная мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологиям.

     Как свидетельствует опыт практически всех капиталистических стран, высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.

     Государством  проводится политика фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться на принципе индивидуальных ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках де регулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

     Важной  задачей государства является обеспечение  наиболее благоприятных экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных, возможностей развития страны. О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта. 
 

 

4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Становление рынка труда в Беларуси происходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике. Важнейшим фактором экономического роста и развития являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью Правительством Беларуси за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее полной занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов и трудового потенциала общества.

     Рынок труда Республики Беларусь развивается  в условиях реформирования национальной экономики после кризиса экономической  системы в начале 90-х годов. Была поставлена цель – определить правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения республики в условиях многоукладной экономики.

   Тенденции формирования трудовых ресурсов предопределяются, прежде всего, динамикой численности  трудоспособного населения. Ситуация на рынке труда Беларуси является противоречивой. С одной стороны, многие исследователи критикуют Беларусь за недостаточную глубину рыночных реформ или же вообще за их отсутствие. Соответственно, высказываются мнения, что так называемая «белорусская экономическая модель» имеет ограниченный временной горизонт (Singh, 2006). Исследования специалистов МВФ были менее категоричными (IMF, 2007). Тем не менее, объясняя относительные успехи белорусской экономики благоприятной внешней конъюнктурой или политикой государственного вмешательства, они также указывали на проблематичность сохранение таких успехов в будущем. Однако вопреки пессимистическим прогнозам, в течение последних нескольких лет государственная статистика регистрирует экономический рост, сокращение официально зарегистрированной безработицы и увеличение реальной заработной платы. Это происходит на фоне сохранения довольно высокого удельного веса убыточных предприятий и организаций и других микроэкономических проблем, в частности, высокой кредиторской задолженности у субъектов хозяйствования. Можно предположить, что в цепочке «экономический рост – занятость – заработная плата» важную роль играет такая переменная как «политика на рынке труда». Под этим понимается вся совокупность мер (экономических, институциональных и правовых), направленных на преодоление конфликтных ситуаций по поводу занятости, безработицы, оплаты труда и социальной защищенности наемных работников.

 

  • Контроль  над рынком труда: плюсы и минусы 
  •      Контроль над функционированием рынка труда в Беларуси нельзя назвать однозначно негативным явлением. С одной стороны, пока растет реальная заработная плата и сохраняется формально высокий уровень занятости, а у трудящихся сохраняются определенные возможности «выхода», складывается определенный институциональный баланс, который, при прочих равных, имеет тенденцию к сохранению и воспроизводству. С другой стороны, вряд ли этот баланс можно назвать устойчивым. Во-первых, в отличие от корпоратистских институтов стран Западной Европы и Скандинавии в Беларуси ведущую роль играет государство, а участие профсоюзных организаций (а через них непосредственно трудящихся) в формировании экономической политики скорее пассивное, нежели активное. Во-вторых, в Беларуси по-прежнему сохраняются аномальные для любой рыночной экономики явления – убыточные предприятия и организации, запасы готовой продукции, просроченная кредиторская и дебиторская задолженность. Реструктуризация и приватизация идут крайне медленными темпами (в соответствии с Отчетом о трансформации ЕБРР Беларусь занимает последнее место среди 27 стран с переходной экономикой по прогрессу в приватизации крупных предприятий и реструктуризации (EBRD, 2005)). Кроме того, практически не действует механизм банкротства – государство сознательно сдерживает его, опасаясь негативных социальных последствий такого шага. Это существенно отличается от того, что было сделано в странах ЦВЕ. Например, закон о банкротстве, принятый в Венгрии в 1992 г., включал автоматическую процедуру начала ликвидации или реорганизации, если какая-либо фирма задерживает любой из платежей более чем на 90 дней, хотя позднее это условие было смягчено. На фоне регистрируемого статистикой экономического роста, не выглядит рациональным и введение «контрактной» формы найма рабочей силы. То, что признано в странах ЕС «ненормальной» формой организации отношений между нанимателем и наемным работником, в Беларуси стало едва ли не основной ее формой. В настоящее время почти 80% работников реального сектора экономики и более 90% бюджетного сектора переведены на срочные трудовые договоры сроком от 1 до 5 лет. Формально «контрактизация» позволяет нанимателям избавиться от излишней численности без издержек в виде выплаты выходного пособия. Но установка правительства на 1.5% официально зарегистрированной безработицы и обязательства по росту выпуска продукции являются серьезными барьерами на пути увольнения наемных работников из-за последствий их регистрации в качестве безработных. Наконец, возможности «выхода» также ограничены. В частности, на пути выезда за рубеж поставлены новые заслоны в виде перерегистрации фирм и частных предпринимателей, предоставляющих услуги по трудоустройству за границей. Для выпускников ВУЗов, обучавшихся на бюджетной основе, предусмотрено обязательное распределение по специальности, часто в районы с низкой заработной платой и слабыми возможностями для карьерного роста. В то же время деятельность независимых организаций на рынке труда – как наемных работников (профсоюзы), так и нанимателей (объединения работодателей) – практически незаметна. Несмотря на то, что в профсоюзах состоит до 90% работников, система коллективных переговоров состоит из нескольких уровней, где нет четкой иерархии. Скорее, имеется целый ряд соглашений, в чем-то перекрывающих друг друга, но с возможностью принятия более или менее автономных решений на уровне предприятия. В то же время в ряде отраслей (электроэнергетика, ряд бюджетных отраслей, Белхимпрофсоюз) в рамках соглашений удалось добиться определенных уступок правительства в части занятости, заработной платы, охраны труда, культуры и спорта. Тесное сотрудничество Федерации профсоюзов Беларуси с правительством, преподносимое как один из приоритетов в ее деятельности, означает на практике, что на национальном уровне социально-экономические проблемы будут преимущественно рассматриваться и обсуждаться с правительственной точки зрения. Несомненно, значимые социальные вопросы все же возникают – как, например, распространение контрактной формы найма. Однако более острым и фундаментальным вопросам далеко не всегда уделяется должное внимание. Проблема в том, что профсоюзы слабы «качественно» ввиду отсутствия независимой исследовательской базы, так что выдвигаемые ими требования не всегда четко аргументированы. Очевидным недостатком такой системы является отсутствие саморегулирования. Государству все время необходимо вмешиваться, чтобы улаживать возможные социальные конфликты, после того, как они возникнут, в то время как более эффективным было бы налаживание обратной связи.

    Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь