Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 09:41, курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Цель исследования - показать сущность рынка труда и обозначить проблемы его формирования и стабильного функционирования в современных условиях.
Этой цели можно достичь, решив следующие задачи:
- дать понятие рынка труда;
- рассмотреть, что представляет собой рабочая сила и её конкурентоспособность;
- рассмотреть, что представляет собой структура рынка труда;
- описать методы регулирования рынка труда;
- охарактеризовать рынок труда в современной России;
- показать роль России на международном рынке труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика рынка труда и рабочей силы 5
1.1. Понятие рынка труда 5
1.2. Понятие рабочей силы и её конкурентоспособности 8
1.3. Типология и структура рынка труда 10
2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России 15
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда 15
2.2. Государственное регулирование рынка труда 18
2.3. Правовое регулирование рынка труда 22
2.4. Особенности рынка труда в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Из
этого следует, что регулирующей
силой, повышающей или снижающей
цену труда и определяющей динамику
рынка труда, является прибыль предпринимателя.
Именно поэтому она становится объектом
конкуренции между
Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.
Таким
образом, механизм саморегулирования
рынка труда приводит его к
такому состоянию, когда рост общего
уровня безработицы сочетается с
ростом удельного веса резерва производственных
мощностей. При экономическом подъеме
резервные рабочие места
В
этой связи сторонники рыночного
саморегулирования (неоконсерватизма)
считают недопустимым глубокое вмешательство
государства в экономику. Помощь
государства бедным глушит их трудовую
активность, порождает социальное иждивенчество
и замедляет экономический
Фактически
такой подход к регулированию
рынка труда какой-либо страны с
рыночной экономикой близок к теории
социального дарвинизма, которая
распространяет на общество принцип
естественного отбора и выживания
сильнейшего. Это привлекательная
сторона рыночного
2.2. Государственное регулирование рынка труда
Применительно
к рыночной экономике идеи экономического
либерализма, т.е. политики невмешательства
государства в экономику
Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно
к сегодняшним российским условиям
политика государства на рынке труда
не должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в
В
долгосрочном плане при реализации
экономической стратегии Россия
может столкнуться с рядом
объективных ограничений и
Достижение
оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-
Преодолением
негативных тенденций в экономике
можно существенно
Для
решения всех этих задач государство
должно прогнозировать ситуацию на рынке
труда, находить и поддерживать, либо
формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую
Для
обеспечения экономического роста,
сопровождаемого увеличением
Таким
образом, необходима реформа трудовых
отношений, призванная ликвидировать
разрыв между реалиями рынка труда
и иллюзиями сохраняющегося и
поныне трудового законодательства
как яркого проявления виртуальности
нашего “социального государства”. Цель
реформирования этой сферы - повысить
гибкость рынка труда и мобильность
рабочей силы, одновременно обеспечив
реальную защиту прав наемных работников
и расширение свободы маневра
для работодателей и сократив
латентные процессы на рынке труда.
Для этого целесообразно
Условием
решения этих задач является не только
увеличение ресурсного обеспечения
на основе экономического роста, но и
развитие законодательства, и соответственное
изменение общественного
2.3. Правовое регулирование рынка труда
Изменение
экономической ситуации в РФ, широкое
развитие негосударственного сектора
экономики, утрата государством функции
основного работодателя, признание
многообразия форм собственности - всё
это потребовало изменения
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.
Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учетом изложенного, к основным принципам регулирования трудовых отношений, можно отнести следующие:
В заключение
следует отметить, что само по себе
наличие должным образом