Рынок труда и качество рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

Цель исследования - показать сущность рынка труда и обозначить проблемы его формирования и стабильного функционирования в современных условиях.

Этой цели можно достичь, решив следующие задачи:

- дать понятие рынка труда;

- рассмотреть, что представляет собой рабочая сила и её конкурентоспособность;

- рассмотреть, что представляет собой структура рынка труда;

- описать методы регулирования рынка труда;

- охарактеризовать рынок труда в современной России;

- показать роль России на международном рынке труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Характеристика рынка труда и рабочей силы 5

1.1. Понятие рынка труда 5

1.2. Понятие рабочей силы и её конкурентоспособности 8

1.3. Типология и структура рынка труда 10

2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России 15

2.1. Механизм саморегулирования рынка труда 15

2.2. Государственное регулирование рынка труда 18

2.3. Правовое регулирование рынка труда 22

2.4. Особенности рынка труда в России 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

рынок труда.docx

— 55.95 Кб (Скачать)

     Из  этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей  цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.

     Глубинные причины движения спроса и предложения  труда на рынке труда - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть  работников и увеличивая тем самым  предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных  рабочих мест. В этом случае предложение  рабочих рук на рынке труда  возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных  рабочих мест.

     Таким образом, механизм саморегулирования  рынка труда приводит его к  такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с  ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме  резервные рабочие места поглощают  значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает  рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной  способности. Все меры по сдерживанию  инфляции в конечном итоге ведут  к росту безработицы. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение  труда, конкуренция - все эти факторы  саморегулирования рынка труда  формируют доход населения и  распределяют общественное богатство.

     В этой связи сторонники рыночного  саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство  государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество  и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение  новых технологий и новшеств, снижает  прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому  вполне естественно углубление неравенства  доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

     Фактически  такой подход к регулированию  рынка труда какой-либо страны с  рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая  распространяет на общество принцип  естественного отбора и выживания  сильнейшего. Это привлекательная  сторона рыночного саморегулирования, т.к. она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой  принцип жизни растительного  и животного мира обществом применительно  к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе.

     2.2. Государственное  регулирование рынка  труда 

     Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства  государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем  труде «О природе и причинах богатства  народов». Были названы важнейшие  условия процветания стран и  населяющих их жителей: хорошие законы, необременительные налоги и мир. Там же было сформулировано главное  правило экономической политики: чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики. Согласно его трактовке, рыночная система  способна к саморегулированию, в  основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением  к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные  теории монетаризма и рациональных ожиданий.

     Но  в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

     Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень  занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности  работников, а созданием новых  рабочих мест, снижением потребности  населения в рабочих местах и  т.п.

     В долгосрочном плане при реализации экономической стратегии Россия может столкнуться с рядом  объективных ограничений и проблем. Некоторые из них обусловлены  демографическими процессами, в частности, старением населения. Начавшееся в  начале 90-х годов сокращение общей  численности населения продолжится. В то же время до 2005-2006 гг. продолжится  рост численности населения в  трудоспособном возрасте, что усилит давление на рынок труда, обостряя проблему безработицы, притом, что экономика  не будет испытывать нехватки трудовых ресурсов. Вместе с тем появление  кадров нового поколения, менталитет и  образование которых уже ориентированы на рыночные условия, обострит конкуренцию на рынке труда, что положительно скажется на качестве трудовых ресурсов, занятых в производстве. Это особенно важно с учетом миграционного оттока квалифицированных кадров Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики. // Вопросы экономики. - 2000. - №4.- C.32..

     Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости - неотъемлемая составная  часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения  и целенаправленные меры хозяйственной  политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут  зачастую решаться обособленно, без  кардинальных изменений экономической  стратегии, то в России для этого  требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано  лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных  органов для согласования путей  решения проблем занятости.

     Преодолением  негативных тенденций в экономике  можно существенно содействовать  улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости. Если же скорейшие  меры по нормализации экономического роста не будут приняты, возникнет  угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как государства.

     Для решения всех этих задач государство  должно прогнозировать ситуацию на рынке  труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические  связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует  также учитывать, что возможности  государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает  роли государства как гаранта  занятости, оно должно стимулировать  активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками  их поведение на рынке труда, обеспечивая  защиту социально уязвимых групп  населения и регулируя в сложных  ситуациях высвобождение рабочей  силы.

     Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, требуется:

  1. появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
  2. привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
  3. обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

   Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать  разрыв между реалиями рынка труда  и иллюзиями сохраняющегося и  поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности  нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы - повысить гибкость рынка труда и мобильность  рабочей силы, одновременно обеспечив  реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра  для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры Ясин Е., Алексашенко С. Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях // Вопросы экономики. - 2000. - №7. - C. 17-19.:

  1. повысить роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника;
  2. на уровне предприятий и организаций изменить содержание и роль коллективных трудовых соглашений с участием профсоюзов;
  3. реформа трудовых отношений должна проводиться поэтапно с учетом радикального характера и многообразия требующихся изменений в трудовом законодательстве;
  4. принять более реалистичные процедуры массовых увольнений.

   Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения  на основе экономического роста, но и  развитие законодательства, и соответственное  изменение общественного отношения  к данным проблемам.

   2.3. Правовое регулирование  рынка труда

   Изменение экономической ситуации в РФ, широкое  развитие негосударственного сектора  экономики, утрата государством функции  основного работодателя, признание  многообразия форм собственности - всё  это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений  и дополнений ТК РФ. Однако это не снимает вопроса о том, что  необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции  РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать  реалии сегодняшней экономической  ситуации.

   Условия трудовых отношений, возникающих в  процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного  человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

   Формирующееся в условиях экономической свободы  и конкуренции трудовое право  РФ не может игнорировать опыт регулирования  трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных  работников и работодателей в  принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались  ранее другими странами и разработать  специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

   Скорее  всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового  законодательства, отличающаяся гораздо  большей степенью вмешательства  государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских  структур в правовом плане не позволяет  передать регулирование большинства  вопросов, связанных с трудовыми  отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования  трудовых отношений.

   Вместе  с тем особенностью современной  государственной политики России является децентрализация регулирования  трудовых отношений. Государство, оставаясь  фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего  работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более  тесное участие работодателей и  профсоюзов в принятии социально-экономических  решений и определении условий  труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

   С учетом изложенного, к основным принципам  регулирования трудовых отношений, можно отнести следующие:

  1. признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника;
  2. учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  3. гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
  4. учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
  5. установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

   В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного  закона не достаточно, чтобы заметно  повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в  современных условиях массовые нарушения  прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных  актов, а с простым неисполнением  закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности  требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что  гарантированные государством права  работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для  гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и  унизительных ожиданий.

Информация о работе Рынок труда и качество рабочей силы