Высокий
уровень безработицы в большинстве
стран Европейского союза, по сравнению
с США, Японией и другими странами
подталкивает большинство из них
к принятию мер по борьбе с безработицей.
Одновременно
здесь развиваются и либеральные
теории, которые в 1990-гг. активно экспортировались
в Россию. В частности, это теория «гибкого
рынка труда», которая в качестве одного
из основных принципов выдвигает сокращение
законодательно предусмотренных ограничений
на увольнения. «Гибким» считается рынок
труда, институты которого позволяют работодателям
свободно увольнять любое количество
работников (в первую очередь менее квалифицированных,
с сохранением «кадрового ядра») при ухудшении
конъюнктуры соответствующих товарных
рынков. Говоря об опыте развитых стран
уместно сослаться на США, которые считаются
в сознании ряда российских экономистов
бастионом рыночной экономики и примером
эффективной экономической политики.
Еще в 1930-е гг., в период Великой депрессии,
правительство этой страны финансировало
массовые общественные работы. В 1946 г.
в США был принят Закон «О занятости»,
согласно которому «в сферу постоянно
возобновляемых политических задач и
ответственности федерального правительства
входит использование всех доступных
средств, согласующихся с его общими целями
и обязательствами для координации и направления
всех своих планов, функций и ресурсов
на то, чтобы создавать и поддерживать
условия, при которых будут обеспечены
полезные возможности для занятости, включая
самозанятость для тех, кто способен, желает
и ищет работу, и обеспечивать максимальную
занятость, производство и покупательную
способность, действуя способами, рассчитанными
на использование и развитие свободного
конкурентного предпринимательства…»
Но
уже после вытеснения кейнсианцев
монетаристами в 1978 г. в США был
принят Закон «О полной занятости
и сбалансированном росте», в котором
уточнялись основные положения закона
1946 г., ставились перед правительством
конкретные задачи по стимулированию
инвестиций и производства, по снижению
уровня безработицы до 4%, а темпа инфляции
— до 03. Как следует из статистических
данных, к середине 1990-х гг. эти цели практически
были достигнуты — безработица в США опустилась
до 4–5%. (16, с. 82-88)
Что
касается российской истории, то в нашей
стране еще не было опыта проведения
целенаправленной эффективной политики
занятости в условиях, похожих
на современные. До революции 1917 г. в
стране была сильная переселенческая
политика, которая косвенно воздействовала
на занятость, т. к. способствовала перемещению
избыточных трудовых ресурсов из аграрно-перенаселенных
регионов в регионы нового освоения.
В
советский период были созданы биржи
труда, велся учет безработных, проводилась
как политика создания новых рабочих
мест в ходе индустриализации, так и
трудоустройство безработных. Для организации
данной работы был создан Наркомат труда.
Права на выбор человеком места работы
были ограничены. За январь — апрель 1918
г. на 72 действовавших биржах труда были
зарегистрированы 342,4 тыс. безработных,
при этом спрос поступил на 109,6 тыс. работников,
т. е. на 32%. Во второй половине 1918 г. этот
процент повысился до 83,5%5. В феврале 1920г.
было принято Постановление Совнаркома
о всеобщей трудовой повинности и создан
Главкомтруд (Главный комитет по всеобщей
трудовой повинности). В целом начало 1920-х
гг. характеризовалось острой нехваткой
рабочих кадров. В политике появились
понятия «трудовая мобилизация» и «трудовая
армия». В период нэпа принуждение к труду
временно ослабло, безработица, напротив,
возросла. Среди причин безработицы были
сокращение вооруженных сил, приток в
города бывших крестьян, периодические
чистки в советских учреждениях. Индустриализация
впоследствии решила проблему незанятости
в большинстве регионов страны.
В
РСФСР с 1930-х по 1980-е гг. в целом
наблюдался достаточно устойчивый дефицит
рабочей силы. Органы по трудоустройству
были восстановлены в 1960-е гг. и подчинены
Госкомтруду. В числе прочего данные органы
занимались оргнабором рабочей силы для
переселения в регионы нового освоения.
В 1991 г. на их основе была создана современная
служба занятости.
Но
уже в то время присутствовали гарантии
«права на труд» в Конституции СССР и Кодексе
законов о труде, регулярно, хотя и в условиях
неоправданной секретности, Госкомстатом
(ЦСУ) разрабатывались отчетные, а Госпланом
СССР — прогностические балансы трудовых
ресурсов от 1 года до 5 лет и более. Наиболее
долгосрочные прогнозы занятости в 1980-е
разрабатывались на 20 лет в рамках «Комплексной
программы научно-технического прогресса».
В балансах косвенно присутствовало незанятое
население, что в 1980-е гг. служило причиной
принятия ряда постановлений об ускоренном
создании дополнительных рабочих мест
в неблагополучных по занятости регионах
(уже тогда на территории РСФСР к ним относились
республики Северного Кавказа). (19, с. 45
– 53)
Таким
образом, в каждой стране есть собственный
набор факторов, воздействующих на рынок
труда и безработицу. Даже международно
признанные экономические закономерности
могут по-разному действовать в различных
условиях, или не действовать вообще. Политика
занятости должна быть адекватна реальному
набору факторов конъюнктуры рынка труда,
действующих в данной стране в конкретных
условиях.
3.2.
Основные направления
решения проблем
занятости в России
Сокращение
безработицы как главная цель политики
на рынке труда затрагивает интересы миллионов
людей и одновременно способствует решению
общегосударственных макроэкономических
задач.
Направления
государственной политики в решении
проблем безработица представлены
в табл. 1, (3-12)
Таблица
1
Экономическая
политика в сфере занятости
№
и наименование
проблемы |
Идея (концепт)
решения |
Нормативно-
правовой акт, организационно-управленческое
решение |
1.1. Высокий
уровень безработицы, низкий уровень занятости |
• Установление
основ политики создания рабочих мест
и снижения безработицы в Российской Федерации,
включающих меры по «освобождению» части
рабочих мест от трудовых мигрантов (,
меры по созданию специализированных
рабочих мест для инвалидов и другие предложения
по различным аспектам социальной политики,
осуществлению инвестиционной политики
для создания рабочих мест. |
ФЗ «О внесении
изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации».
ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской
Федерации «О занятости населения
в Российской Федерации», Постановление
Правительства РФ "Об утверждении Федеральной
целевой программы «Создание рабочих
мест в Российской Федерации» |
1.2. Избыточный
приток низкоквалифицированных трудовых
мигрантов. |
• Создание перечня
профессий, требующих высокой квалификации
и дефицитных на российском рынке труда
и обеспечение приема и адаптации иммигрантов-
профессионалов, а также потенциальных
инвесторов.
• Создание системы
управляемой миграции посредством
закрепления правил размещения (расселения)
прибывающих на территорию Российской
Федерации иммигрантов из- за рубежа
|
• ФЗ «О миграции».
• Распоряжение
Правительства РФ «О внесении изменений
в Концепцию регулирования миграционных
процессов в Российской Федерации» |
1.3. Структурные
диспропорции на рынке труда.
1.4. Недостаток специалистов
в сфере высоких технологий.
1.5. Отток высококвалифицированных
специалистов |
• Установление
основ политики расширения занятости
в науке, обрабатывающей промышленности,
услугах высокой квалификации (образовании
и др. ).
• Разработка федеральной
программы, направленной на развитие кадрового
потенциала в сфере высоких технологий |
• ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской
Федерации «Об образовании».
• Постановление
Правительства РФ «Об утверждении Федеральной
целевой программы «Создание рабочих
мест в Российской Федерации». |
1.6. Трудоустройство
не по специальности выпускников вузов |
• Трансформация
перечня приоритетов государственной
образовательной политики, постановка
ценностно - ориентированных задач общеобразовательных
программ и смена ориентиров содержания
образования с индивидуалистических на
коллективно-ценностные, введение нацеленности
на важность трудовых мотиваций.
• Закрепление
порядка распределения обучающихся
на бюджетной основе выпускников вузов.
• Введение новой
системы образования (закрепление
правовых форм, порядка создания и
деятельности образовательных организаций,
создаваемых крупными корпорациями). |
• ФЗ «О внесении
изменений Закон Российской Федерации
«Об образовании».
• ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон
«О высшем и послевузовском профессиональном
образовании».
|
1.7. Отсутствие
стимулов у юридических лиц- работодателей
по оказанию содействия работникам в обучении
и повышении квалификации |
• Установление
налоговых льгот для юридических
лиц на оплату обучения и переподготовку
своих сотрудников |
• ФЗ «О внесении
изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации» |
2. Неэффективность государственной
политики в сфере занятости.
2.1. Дефицит четких
представлений у органов государственной
власти, отвечающих за политику занятости,
о причинах (факторах) кризиса на рынке
труда.
2.2. Недоучет отрицательных
социальных и экономических последствий
безработицы
2.3. Отсутствие юридической
ответственности органов государственного
управления за состояние занятости
2.4. Отсутствие комплексной
государственной политики
занятости.
2.5. Ориентация политики
на социальную поддержку зарегистрированных
безработных вместо создания рабочих
мест
2.6. Недостаточный
уровень государственных инвестиций в
создание рабочих мест
2.7. Отсутствие законодательного
ограничения на массовое высвобождение
работников |
• Установление
требования о представлении Президенту
Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации Национального доклада
по проблемам занятости в Российской Федерации,
подготавливаемого Министерством труда
и социального развития Российской Федерации
и Минэкономразвития России.
• Включение
в перечень полномочий Минэкономразвития
России координации разработки Национального
доклада по проблемам занятости, разработку
прогнозов и программ, оказывающих влияние
на состояние занятости населения.
• Закрепление
положений об ответственности органов
государственного управления за проведение
политики занятости.
• Закрепление
понятия и основных направлений
государственной политики занятости,
а также положений об ответственности
органов государственной власти за ее
проведение.
• Установление
обязанности Минфина России осуществлять
приоритетное финансирование программ
по созданию рабочих мест, расширению
занятости и минимизации безработицы,
приоритетному финансированию демографической
политики, здравоохранения, образования,
программ минимизации бедности и других
наиболее важных социальных программ.
• Закрепление
понятия и основных направлений
государственной политики занятости,
включающей в себя специфические аспекты
фискальной, инвестиционной, структурной,
промышленной политики, оказывающих влияние
на занятость населения.
• Переориентация
государственной экономической политики
в сфере занятости на создание рабочих
мест
Разработка федеральной
программы, направленной на развитие кадрового
потенциала в сфере высоких технологий.
• Разработка программ
создания рабочих мест на уровне субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований
· Создание эффективного
механизма финансирования программ создания
рабочих мест (создание Государственного
внебюджетного инвестиционно-кредитного
фонда)
· Введение ограничений
на массовое высвобождение работников. |
•ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации
».
• Постановление
Правительства РФ «О внесении изменений
в Положение о Министерстве экономического
развития и торговли Российской Федерации».
• Постановление
Правительства РФ «О внесении изменений
в Положение о Министерстве финансов Российской
Федерации»
• ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской
Федерации «О занятости
населения в
Российской Федерации».
• Постановление
Правительства РФ «О внесении изменений
в Положение о Министерстве экономического
развития и торговли Российской Федерации».
• Постановление
Правительства РФ«О внесении изменений
в Положение о Министерстве финансов Российской
Федерации»
• ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской
Федерации «О занятости
населения в
Российской Федерации».
• Постановление
Правительства РФ «Об утверждении федеральной
целевой программы «Создание рабочих
мест в Российской Федерации»
|
3. Недостатки
государственного управления и государственного
регулирования в сфере рынка труда.
3.1. Отсутствие
отраслевого министерства в сфере труда
и
занятости.
3.2. Отсутствие официальных
прогнозов отраслевой и профессионально
- квалификационной структуры занятости
3.3. Недостаток финансовых
ресурсов у службы занятости для эффективного
проведения политики содействия занятости
3.4. Недостаток квалифицированных
кадров в Федеральной службе по труду
и занятости |
• Создание Министерства
труда и социального развития
РФ с функциями осуществления государственной
политики в сфере занятости и безработицы
и осуществления нормативно- правового
регулирования в данной сфере.
• Включение
в перечень полномочий Минэкономразвития
России координации разработки Национального
доклада по проблемам занятости, разработку
прогнозов и программ, оказывающих влияние
на состояние занятости населения.
• Дополнение официальных
прогнозов численности занятых
и безработных Минэкономразвития
России прогнозами отраслевой и профессиональной
структуры занятости.
• Увеличение финансирования
из федерального бюджета расходов на проведение
политики создания рабочих мест и снижения
безработицы.
• Восстановление
Государственного фонда занятости
населения РФ как государственного
внебюджетного социального фонда,
осуществляющего функции по обеспечению
занятости и сокращению безработицы
• Придание статуса
государственных служащих работникам
Федеральной службы по труду и занятости.
• Повышение
оплаты труда работникам Федеральной
службы по труду и занятости |
• ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской
Федерации «О занятости населения в Российской
Федерации».
• Постановление
Правительства РФ «Об утверждении Положения
о Министерстве труда и социального развития
Российской Федерации»
• Указ Президента
РФ «О внесении изменения в Указ
Президента Российской Федерации «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной
власти »
• Постановление
Правительства РФ «Об утверждении Положения
о Государственном фонде занятости населения
Российской Федерации»
• Указ Президента
РФ «Об установлении предельной штатной
численности Министерства труда и социального
развития Российской Федерации и Федеральной
службы по труду и занятости». |
|
Таким
образом, в государственной политике
выделяют следующие направления:
Во-первых,
совершенствование действующего законодательства
в сфере занятости населения.
Правительство должно сделать такие
шаги, как создание рабочих мест
в перспективных отраслях экономики,
поддержка малого бизнеса и предпринимательства.
Во-вторых, повышение
качества рабочей силы и конкурентоспособности
граждан на рынке труда, обеспечение отраслей
экономики рабочими и специалистами определенных
профессий и квалификации, разработка
прогнозов потребности в рабочих и специалистах.
В-третьих,
содействие занятости, стимулирование
создания и сохранения рабочих мест, совершенствование
форм социального партнерства на социальных
рынках.
В-четвертых,
для регулирования трудовой миграции
необходимо совершенствование нормативной
правовой базы по вопросам привлечения
и использования иностранной рабочей
силы.
В-пятых,
повышение эффективности деятельности
органов службы занятости (16, с. 88 – 97)
Заключение
Таким
образом, рынок труда представляет
собой систему общественных отношений
в согласовании интересов работодателей
и наемной рабочей силы. Основные элементы
рынка труда: субъекты рынка труда, правовые
аспекты, регламентирующие отношения
субъектов на рынке труда; конъюнктуру
рынка труда; систему социальной защиты
и др. Основными субъектами рынка труда
являются работодатели и наемные работники.
Российский
рынок труда начал свое становление
в начале 90-х годов как один
из главных компонентов рыночной
экономики и к настоящему времени
процесс создания данного рынка
в стране завершен. В эволюции российского
рынка труда легко различимы два четко
очерченных этапа: первый (1991-1998 гг.) стал
отражением глубокой трансформационной
рецессии, второй (1999-2008 гг.) – энергичного
посттрансформационного подъема. Но и
на том, и на другом его поведение сохраняло
явные признаки "нестандартности".
За два последних десятилетия в стране
наблюдался рост трудоспособного населения.
Прирост составил около 7 млн. человек.
Среди
положительных моментов можно
отметить рост уровня образования.
Однако, качество образования оставляет
желать лучшего. Поддержка малого предпринимательства
способствует развитию многих сфер
деятельности в стране, особенно сферы
услуг.
Адаптация
рынка труда в России породила
следующие проблемы:
- Рост безработицы.
На 1 сентября 2009 г. Общая численность
безработных составила 6 млн. человек,
что в процентном содержании от данных
прошлого года 139,2 %. Прирост числа безработных
составил 39,2 %. Число зарегистрированных
безработных – немногим более двух миллионов
человек. Наблюдается снижение как регистрируемой,
так и общей безработицы. Уровень общей
безработицы, выросший с 5,8% (в октябре
2008 года) до 9,5% (апрель 2009), к октябрю 2009
года также снизился и составил 7,8% от численности
экономически активного населения или,
в абсолютном выражении 6,0 млн. человек.
Примерно с середины марта фиксируется
снижение числа зарегистрированных безработных
в отдельных субъектах Российской Федерации.
Причем, если в конце марта снижение числа
зарегистрированных безработных было
зафиксировано лишь в 6 субъектах Российской
Федерации, то на данный момент снижение
числа зарегистрированных безработных,
фиксируется в подавляющем числе субъектов
РФ. (26)
- Изменение
распределения рабочей силы по секторам
экономики;
- Появление
миллионов беженцев. В нашей стране их
насчитывается более 10 млн. С каждым годом
в Россию прибывает из стран ближнего
зарубежья несколько сотен человек. Так
например, в 2008 году в страну по официальным
данным прибыли 281 614 иммигрантов. С каждым
годом поток увеличивается. Достаточно
провести сравнение с данными 2004 г., когда
количество въехавших в РФ достигло самого
низкого уровня – 119 157 человек. (26)
- «Утечка мозгов»
в постиндустриальные страны;
- Проблема
неполной занятости (особенно обострилась
в связи с кризисом);
- В отличие
от западных стран в нашей стране наблюдается
отрицательная тенденция концентрации
инвестиций в северно-центральном округе,
в частности в Москве. Наиболее перспективные
и талантливые трудовые ресурсы рано или
поздно оказываются в столице. Таким образом,
можно сделать вывод, что рынок труда Москвы
достиг международного уровня. Заработные
платы специалистов существенно отличаются
от зарплат в целом по стране и нередко
данный показатель выше, чем в США и западных
странах. Все это неблагоприятно сказывается
на экономическом состоянии регионов,
недостаток инвестиций, государственного
финансирования и квалифицированных кадров
тормозят развитие в целом по стране.
Для
решения данных проблем разные страны
в разное время использовали
различные методы. Часто копирование методов,
законов, институтов с Западной Европы
и США ни к чему хорошему не приводит. В
российской практике многие закономерности
просто не действуют. Сказывается особый
менталитет русского народа и сложившаяся
система ценностей в стране. К тому
же способы распределения рабочей силы
в советское время радикально отличаются
от российского рынка труда.