Рынок. Сущность, структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 07:43, реферат

Описание работы

1.Первоначально рынок рассматривался как базар – место рыночной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места – рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложные толкования. Под термином «рынок» следует понимать в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, и цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени-пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сферы обращения. Возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникает новое определение рынка как совокупности покупателей. Рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер. Он проникает в само производство. Покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения факторов производства в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.

Содержание

1. Определение категории рынка.
2. Типы рынка и его функции.
3. Системы и структура рынка.

Работа содержит 1 файл

экономика рынок и функци.docx

— 19.75 Кб (Скачать)

Рынок. Сущность, структура, функции.

1. Определение категории рынка.

2. Типы рынка и его функции.

3. Системы и структура рынка.

1.Первоначально рынок рассматривался как базар – место рыночной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места – рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложные толкования. Под термином «рынок» следует понимать в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, и цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени-пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сферы обращения. Возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникает новое определение рынка как совокупности покупателей. Рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер. Он проникает в само производство. Покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения факторов производства в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.

Рынок сегодня рассматривают  как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Различают  два типа хозяйственных связей:

1.Натурально-вещественные, безвозмездные в соответствии с объемом и структурой потреблений;

2.Товарные, осуществляемые посредством рынка.

Эти связи могут  быть не только на основе свободной  купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование  карточек и другие ограничения приводят к деформациям рыночных связей. Для  товарных отношений, осуществляемых посредством  рынка, очень важную роль не только прямые, но и обратные хозяйственные  связи. Можно выделить еще одно понимания  рынка как способа организации  и функционирования экономических  связей хозяйственных субъектов  и как общественные формы функционирования экономики, при которых обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

Рынок – сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственные связи, включая  прямые непосредственные контакты с  участием посредников.

2.Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях.Важнейшие функции рынка:

1.Саморегулирования  производства – предполагает согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированного спроса и предложения по объему и цене.

2.Стимулирующая, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью.

3.Регулирующая, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между сферами национального хозяйства.

4.Экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления, в соразмерности спроса с величиной заработной платы.

5.Эквивалентная – рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным эталоном, соизмеряя затраты и результаты. Таким образом выявляется ценность товара.

6.Демократизации  хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов.

История развития рынка позволяет  выделить следующие типы:

1.Неразвитый;

2.Свободный (классический).

3.Регулируемый.

4.Деформируемый.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер.

Свободный рынок:

1.Неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними.

2.Абсолютно свободный  доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества.

3.Абсолютная мобильность  факторов производства.

4.Абсолютная информированность  о рынке.

5.Абсолютная однородность  одноименных товаров, отсутствие  торговой марки.

6.Ни один участник  свободной конкуренции не в  состоянии оказывать непосредственное  влияние на решение другого  участника неэкономическими методами.

7.Цены устанавливаются  стихийно в ходе свободной  конкуренции.

8.Отсутствуют монополизм, монопсония и государственное  регулирование.

Несмотря на ряд  достоинств, существуют недостатки:

1.Рынок приводит  к дифференциации в уровне  жизни.

2.Механизм свободной  конкуренции не обеспечивает  экономику нужным количеством  денежной массы для развития  производства.

3.Принципы свободной  конкуренции не обеспечивают  соблюдения правил и норм поведения,  что приводит к нежелательным  эффектам.

4.Рынок не в  состоянии обеспечить общество  услугами, в которых нуждается  любой человек  и от которых никто не получает прибыли.

5.Рынок не реализует  научно-технические достижения для  фундаментальных исследований, а  они также крайне необходимы  для развития общества.

Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к труду. Рынок может регулироваться с помощью своего собственного рыночного механизма или государством (прямо или косвенно).

Государство в определенной степени обеспечит условия функционирования рынка, и чрезмерное приводит к их деформации. Основные черты деформированного рынка в условиях административно-командной системы:

1.Отсутствие многочисленных  рыночных субъектов, организующих  свою деятельность на основе  равных форм собственности.

2.Чрезмерная централизация  в распределении товарных ресурсов  и в их движении. Отсутствие  самостоятельности в коммерческой  деятельности.

3.Монополизм производителя  и торговца.

4.Несбалансированность  спроса и предложения.

5.Чрезмерный рост  цен, безудержная инфляция, бюджетный  дефицит и т.д.

6.Расцвет теневой  экономики.

7.Развал общенационального  рынка .

8.Замена товарно-денежных  отношений товарным обменом.

9.Деформация экономических  интересов всех субъектов рыночных  отношений, отсутствие мотивации  к эффективному труду.

10.Отсутсвие у  потребителя права выбора товара.

Условия, устраняющие деформацию:

1.Наличие в экономике  разнообразных форм собственности  и многообразных форм хозяйствования.

2.Достаточное количество  производителей, не менее 15-20 изготовителей  однотипной продукции.

3.Свобода выбора  партнеров по хозяйственным связям, способность свободно распоряжаться  частью своих доходов, отсутствие  жесткого администрирования товарного  распределения.

4.Право рыночных  субъектов самим устанавливать  цены.

5.Свободное маневрирование  ресурсами.

6.Полнота и доступ  всех хозяйственников к информации  о состоянии рынка.

7.Наличие рыночной  инфраструктуры.

3.Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаки структуры: тесная связь между ее элементами, определяющая их устойчивость и целостность. Совокупность всех рынков, расчлененная на отдельные элементы образует систему рынков. Можно выделить критерии для характеристики структуры и системы рынка:

1.По  объектам:


Информация о работе Рынок. Сущность, структура, функции