Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 07:43, реферат
1.Первоначально рынок рассматривался как базар – место рыночной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места – рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложные толкования. Под термином «рынок» следует понимать в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, и цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени-пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сферы обращения. Возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникает новое определение рынка как совокупности покупателей. Рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер. Он проникает в само производство. Покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения факторов производства в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.
1. Определение категории рынка.
2. Типы рынка и его функции.
3. Системы и структура рынка.
Рынок. Сущность, структура, функции.
1. Определение категории рынка.
2. Типы рынка и его функции.
3. Системы и структура рынка.
1.Первоначально рынок рассматривался как базар – место рыночной торговли, рыночная площадь. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места – рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложные толкования. Под термином «рынок» следует понимать в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, и цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени-пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сферы обращения. Возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникает новое определение рынка как совокупности покупателей. Рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер. Он проникает в само производство. Покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения факторов производства в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Различают два типа хозяйственных связей:
1.Натурально-вещественные, безвозмездные в соответствии с объемом и структурой потреблений;
2.Товарные, осуществляемые посредством рынка.
Эти связи могут быть не только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения приводят к деформациям рыночных связей. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль не только прямые, но и обратные хозяйственные связи. Можно выделить еще одно понимания рынка как способа организации и функционирования экономических связей хозяйственных субъектов и как общественные формы функционирования экономики, при которых обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
Рынок – сложнейшая
система взаимоотношений
2.Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях.Важнейшие функции рынка:
1.Саморегулирования производства – предполагает согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированного спроса и предложения по объему и цене.
2.Стимулирующая, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью.
3.Регулирующая, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между сферами национального хозяйства.
4.Экономичности, предполагающа
5.Эквивалентная – рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным эталоном, соизмеряя затраты и результаты. Таким образом выявляется ценность товара.
6.Демократизации хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов.
История развития рынка позволяет выделить следующие типы:
1.Неразвитый;
2.Свободный (классический).
3.Регулируемый.
4.Деформируемый.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер.
Свободный рынок:
1.Неограниченное
число участников рыночных
2.Абсолютно свободный
доступ к любой хозяйственной
деятельности всех членов
3.Абсолютная мобильность факторов производства.
4.Абсолютная
5.Абсолютная однородность
одноименных товаров,
6.Ни один участник
свободной конкуренции не в
состоянии оказывать
7.Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.
8.Отсутствуют монополизм, монопсония и государственное регулирование.
Несмотря на ряд достоинств, существуют недостатки:
1.Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни.
2.Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства.
3.Принципы свободной
конкуренции не обеспечивают
соблюдения правил и норм
4.Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли.
5.Рынок не реализует
научно-технические достижения
Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к труду. Рынок может регулироваться с помощью своего собственного рыночного механизма или государством (прямо или косвенно).
Государство в определенной
степени обеспечит условия
1.Отсутствие многочисленных
рыночных субъектов,
2.Чрезмерная централизация
в распределении товарных
3.Монополизм производителя и торговца.
4.Несбалансированность спроса и предложения.
5.Чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, бюджетный дефицит и т.д.
6.Расцвет теневой экономики.
7.Развал общенационального рынка .
8.Замена товарно-денежных отношений товарным обменом.
9.Деформация экономических
интересов всех субъектов
10.Отсутсвие у
потребителя права выбора
Условия, устраняющие деформацию:
1.Наличие в экономике
разнообразных форм
2.Достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции.
3.Свобода выбора
партнеров по хозяйственным
4.Право рыночных субъектов самим устанавливать цены.
5.Свободное маневрирование ресурсами.
6.Полнота и доступ
всех хозяйственников к
7.Наличие рыночной инфраструктуры.
3.Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Признаки структуры: тесная связь между ее элементами, определяющая их устойчивость и целостность. Совокупность всех рынков, расчлененная на отдельные элементы образует систему рынков. Можно выделить критерии для характеристики структуры и системы рынка:
1.По объектам: