Рынок медицинских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Также существует несколько основных видов рынков: рынок потребительских товаров, рынок средств производства, рынок капитала и капитальных активов, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок труда, рынок жилой площади, рынок инвестиций; рынок денег, валют и ценных бумаг и другие.
Но главным для студентов медицинского вуза является рынок медицинских услуг. Именно этот рынок я попытаюсь рассмотреть подробнее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………………………….....5

2.Функции рынка………………………………………………………………………………………………..6

3.Виды рынков……………………………………………………………………………………………………6

4.Рынок медицинских услуг и товаров…………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

ГБОУ ВПО СГМУ.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

1) Воспроизводственная, обеспечивающая непрерывность процесса производства и воссоздания, расширения всего многообразия мед услуг, лекарственных средств, специального оборудования и других товаров мед назначения их доступности, качества и развития. Поставляя и сбывая  на рынке свою продукцию потребителям мед товаров и услуг, предприниматель приобретает на вырученные средства необходимые ему производственные ресурсы и за счёт этого продолжает оказывать услуги и производить товары не только в прежних объёмах, но и увеличить их посредством инвестиций, создавать новые рабочие места во внебюджетном секторе здравоохранения, уменьшая число бюджетополучателей. [2.214]

2) регулирующая, обеспечивающая сохранение управляемости в медико-производственном комплексе при возникновении в нем негосударственного, частного сектора. Регулируя производящие изменения в производстве и потреблении медико-фармацевтической продукции, рынок помогает приспосабливать производство к структуре потребностей населения страны в целом и её регионов в медико-фармацевтической помощи, устанавливать и поддерживать прямые и обратные связи между производителями и потребителями мед услуг, работ, товаров,  налаживать взаимовыгодное сотрудничество врачей с производителями мед средств, препаратов, способствуя тем самым укреплению и развитию единого здравоохранения на основе производственно-торговых связей. [2.214]

3) ценообразующая, заключающаяся в том, что, объединяя сопоставляя спрос и предложение товаров и услуг, рынок уравновешивает их и одновременно формирует рыночную цену как результат торга между продавцами и покупателями.[2.215]

4) Стимулирующая, выполняя роль эффективного инструмента снижения удельных производственных затрат, содействующая экономии общественного труда и повышению продуктивности занятости работников медико-производственного комплекса.[2.215]

5) Санирующая, проявляющая в том, что рыночные отношения укрепляют «здоровье» экономического организма медико-фармацевтических структур, излечивают их от разного рода «болезней», вынуждая предпринимателей совершенствовать технологию производства, снижать издержки,  экономно расходовать материальные, финансовые, трудовые и временные ресурсы, заниматься санитарно-просветительской работой, рынок очищает здравоохранение от профессионально слабых и экономически неэффективных организаций и субъектов, создавая в то же время дополнительные возможности для более продуктивных и перспективных.[2.215]

6) Конкурентная, выражающаяся в профессиональном и социально-экономическом рыночном соперничестве организаций МПК за достижение высоких результатов в диагностике, лечении и реабилитации больных, в сервисном обслуживании пациентов, в производстве лекарственных средств и других товаров мед назначения, а также в их стремлении к наиболее полному удовлетворению потребностей здравоохранения в услугах и товарах повышенного спроса.[2.215] 

Следует отметить, что успешная реализация перечисленных  функций рынка мед услуг и  товаров имеет место лишь в  условиях развитых, законодательно подкреплённых, цивилизованных рыночных отношений, гармонично сочетающихся с надёжным государственным регулированием коммерческой мед деятельности и подкрепляемых высокой культурой субъектов этой деятельности.

Виды рынков:

Широко распространено разделение рынков на виды в зависимости от природы, характера, назначения товаров, продаваемых на рынке. Применительно к рынкам мед услуг и товаров представляется целесообразным выделить следующие разновидности рынков:

а) Лечебно-профилактических и диагностических услуг (хирургических, терапевтических, стоматологических и др.)

б) Санитарно-эпидемиологических услуг

в) Санаторно-лечебных услуг

г) Услуг лечебной физкультуры

д) Услуг скорой медицинской помощи

е) Услуг по медицинскому обслуживанию на дому

ж) Консультационных медицинских услуг

з) Лекарственных препаратов

и) Средств лечения и защиты от болезней

к) Медицинского оборудования, аппаратуры, технических средств

л) Научных и проектных разработок в области медицины

м) Наряду с этой основной структурой рынка товаров и услуг мед  

Назначения, должна существовать инфраструктура такого рынка в виде:

1) Рынка труда медицинских работников

2) Рынка услуг мед образования

3) Рынок мед литературы[2.221]

По мере развития медицины, медицинской промышленности, углубления рыночных отношений в  здравоохранении круг рынков, связанных с укреплением здоровья людей, будет расширяться.

Предпосылки возникновения рынка услуг здравоохранения

1) Наличие и многообразие форм собственности и видов хозяйствования. (В случае болезни каждый имеет возможность получить мед помощь в нескольких вариантах. Обратиться в поликлинику по месту жительства, в платную хозрасчётную поликлинику, в ведомственную поликлинику, к частнопрактикующему врачу, заняться самолечением.)

2) Неограниченное число участников конкуренции, равный, свободный доступ на рынок и выход из него. (Врач имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, получить прибыль.)

3) Равный доступ всех мед учреждений к имеющимся ресурсам. (Хозяйствующие субъекты должны иметь равные возможности приобретения мед оборудования, лекарственных препаратов, получения кредитов, привлечения рабочей силы.)

4) Наличие у каждого участника конкуренции полного объёма рыночной информации. (Возможность выбора услуги со стороны потребителя, пациента.)

5) Возможность регулирования, управления рыночными процессами в здравоохранении[3.42]

Механизм  рынка услуг здравоохранения  функционирует благодаря взаимодействию трёх основных параметров: спроса, предложению  и цене.

Спрос-это  количество мед услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период по определённой цене.

На спрос  действуют не только цена, но и ряд  других факторов.

Детерминанты  спроса (факторы, смещающие кривую спроса):

1) Уровень доходов населения

2) Изменение в структуре населения.  Например, старение населения: рост числа пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

3) Численность пациентов в стране

4) Изменение вкусов пациентов (мода на пластические операции привела к большому спросу на них)

5) «Форсирование спроса» на медицинские услуги (врачи иногда своим диагнозами и рекомендациями способны увеличивать спрос на их услуги)

Предложение-это  количество медицинских услуг, которое  врачи могут оказать в определённый период времени населению.

Предложение главным образом зависит от цены.

Но на предложение действует не только цена, но и ряд других факторов

Детерминанты  предложения (факторы, вызывающие изменение  кривой предложения):

1) Количество врачей: чем их больше, тем больше предложение мед услуг

2) Стоимость мед оборудования: повышение ожидаемой стоимости мед оборудования в конце концов сокращает предложение мед услуг

3) Совершенствование мед оборудования: если вводится более совершенное мед оборудование, то снижаются издержки и при прочих равных условиях оказывается большее количество мед услуг

4) Налоги: повышение налога снижает предложение

5) Выход на рынок мед услуг новых конкурентов вне зависимости от цен увеличит предложение.[3.47] 

 

 

 Заключение 

В самом  общем виде рынок – это система  экономических отношений, которые  складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо  производить, то есть какие  товары и услуги должны быть  предложены потребителям?

2. Как производить,  то есть какой из способов изготовления следует применить?

3. Для кого  следует эти товары и услуги  производить, то есть кто может  претендовать на их получение  в свою собственность?

Для решения  этих вопросов рынок выполняет ряд  функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.

Рынки различаются  по разным признакам. Рынок характеризуется  не только количеством продавцов  и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает  от производителя к продавцу и  от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Также очень  важным понятием в рыночной экономике  является понятие «инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает  осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс. 

Роль рынка  в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой  структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Рынок как  социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой  - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

В практике реформа экономики привела к  возрастанию роли маркетинга в сфере  производства товаров и услуг. Маркетинг  становится неотъемлемой частью управления здравоохранения.

Здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.

При этом ценообразование  становится одной из важнейших проблем  здравоохранения.

Цена –  важнейший элемент рыночных отношений. В условиях рыночного механизма  цена определяется как равновесная между спросом и предложением. Важную роль играет изучение спроса, так как именно от него будет зависеть дальнейшая деятельность предприятия. На основании обработки и анализа полученных результатов планируется цена услуги. Однако в здравоохранении экономические отношения не могут быть чисто рыночными. Уровень цен на медицинские услуги должен, с одной стороны, не создавать сверх прибыли для медицинских учреждений и не ограничивать доступ граждан к основным медицинским услугам, а с другой стороны не приводить к резкому и необоснованному увеличению объема спроса на услуги и нерентабельной деятельности медицинских учреждений.

Развитие  рыночных отношений в здравоохранении  привело учреждение к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности способствует развитию организации.

Информация о работе Рынок медицинских услуг