Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:39, реферат
Также существует несколько основных видов рынков: рынок потребительских товаров, рынок средств производства, рынок капитала и капитальных активов, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок труда, рынок жилой площади, рынок инвестиций; рынок денег, валют и ценных бумаг и другие.
Но главным для студентов медицинского вуза является рынок медицинских услуг. Именно этот рынок я попытаюсь рассмотреть подробнее.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………………………….....5
2.Функции рынка………………………………………………………………………………………………..6
3.Виды рынков……………………………………………………………………………………………………6
4.Рынок медицинских услуг и товаров…………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………………………………………..18
1) Воспроизводственная, обеспечивающая непрерывность процесса производства и воссоздания, расширения всего многообразия мед услуг, лекарственных средств, специального оборудования и других товаров мед назначения их доступности, качества и развития. Поставляя и сбывая на рынке свою продукцию потребителям мед товаров и услуг, предприниматель приобретает на вырученные средства необходимые ему производственные ресурсы и за счёт этого продолжает оказывать услуги и производить товары не только в прежних объёмах, но и увеличить их посредством инвестиций, создавать новые рабочие места во внебюджетном секторе здравоохранения, уменьшая число бюджетополучателей. [2.214]
2) регулирующая, обеспечивающая сохранение управляемости в медико-производственном комплексе при возникновении в нем негосударственного, частного сектора. Регулируя производящие изменения в производстве и потреблении медико-фармацевтической продукции, рынок помогает приспосабливать производство к структуре потребностей населения страны в целом и её регионов в медико-фармацевтической помощи, устанавливать и поддерживать прямые и обратные связи между производителями и потребителями мед услуг, работ, товаров, налаживать взаимовыгодное сотрудничество врачей с производителями мед средств, препаратов, способствуя тем самым укреплению и развитию единого здравоохранения на основе производственно-торговых связей. [2.214]
3) ценообразующая, заключающаяся в том, что, объединяя сопоставляя спрос и предложение товаров и услуг, рынок уравновешивает их и одновременно формирует рыночную цену как результат торга между продавцами и покупателями.[2.215]
4) Стимулирующая, выполняя роль эффективного инструмента снижения удельных производственных затрат, содействующая экономии общественного труда и повышению продуктивности занятости работников медико-производственного комплекса.[2.215]
5) Санирующая, проявляющая в том, что рыночные отношения укрепляют «здоровье» экономического организма медико-фармацевтических структур, излечивают их от разного рода «болезней», вынуждая предпринимателей совершенствовать технологию производства, снижать издержки, экономно расходовать материальные, финансовые, трудовые и временные ресурсы, заниматься санитарно-просветительской работой, рынок очищает здравоохранение от профессионально слабых и экономически неэффективных организаций и субъектов, создавая в то же время дополнительные возможности для более продуктивных и перспективных.[2.215]
6) Конкурентная,
выражающаяся в профессиональном и социально-экономическом
рыночном соперничестве организаций МПК
за достижение высоких результатов в диагностике,
лечении и реабилитации больных, в сервисном
обслуживании пациентов, в производстве
лекарственных средств и других товаров
мед назначения, а также в их стремлении
к наиболее полному удовлетворению потребностей
здравоохранения в услугах и товарах повышенного
спроса.[2.215]
Следует отметить, что успешная реализация перечисленных функций рынка мед услуг и товаров имеет место лишь в условиях развитых, законодательно подкреплённых, цивилизованных рыночных отношений, гармонично сочетающихся с надёжным государственным регулированием коммерческой мед деятельности и подкрепляемых высокой культурой субъектов этой деятельности.
Виды рынков:
Широко распространено разделение рынков на виды в зависимости от природы, характера, назначения товаров, продаваемых на рынке. Применительно к рынкам мед услуг и товаров представляется целесообразным выделить следующие разновидности рынков:
а) Лечебно-профилактических и диагностических услуг (хирургических, терапевтических, стоматологических и др.)
б) Санитарно-эпидемиологических услуг
в) Санаторно-лечебных услуг
г) Услуг лечебной физкультуры
д) Услуг скорой медицинской помощи
е) Услуг по медицинскому обслуживанию на дому
ж) Консультационных медицинских услуг
з) Лекарственных препаратов
и) Средств лечения и защиты от болезней
к) Медицинского оборудования, аппаратуры, технических средств
л) Научных и проектных разработок в области медицины
м) Наряду с
этой основной структурой рынка товаров
и услуг мед
Назначения, должна существовать инфраструктура такого рынка в виде:
1) Рынка труда медицинских работников
2) Рынка услуг мед образования
3) Рынок мед литературы[2.221]
По мере развития медицины, медицинской промышленности, углубления рыночных отношений в здравоохранении круг рынков, связанных с укреплением здоровья людей, будет расширяться.
Предпосылки
возникновения рынка услуг
1) Наличие и многообразие форм собственности и видов хозяйствования. (В случае болезни каждый имеет возможность получить мед помощь в нескольких вариантах. Обратиться в поликлинику по месту жительства, в платную хозрасчётную поликлинику, в ведомственную поликлинику, к частнопрактикующему врачу, заняться самолечением.)
2) Неограниченное число участников конкуренции, равный, свободный доступ на рынок и выход из него. (Врач имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, получить прибыль.)
3) Равный доступ всех мед учреждений к имеющимся ресурсам. (Хозяйствующие субъекты должны иметь равные возможности приобретения мед оборудования, лекарственных препаратов, получения кредитов, привлечения рабочей силы.)
4) Наличие у каждого участника конкуренции полного объёма рыночной информации. (Возможность выбора услуги со стороны потребителя, пациента.)
5) Возможность регулирования, управления рыночными процессами в здравоохранении[3.42]
Механизм
рынка услуг здравоохранения
функционирует благодаря
Спрос-это количество мед услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период по определённой цене.
На спрос действуют не только цена, но и ряд других факторов.
Детерминанты спроса (факторы, смещающие кривую спроса):
1) Уровень доходов населения
2) Изменение в структуре населения. Например, старение населения: рост числа пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.
3) Численность пациентов в стране
4) Изменение вкусов пациентов (мода на пластические операции привела к большому спросу на них)
5) «Форсирование спроса» на медицинские услуги (врачи иногда своим диагнозами и рекомендациями способны увеличивать спрос на их услуги)
Предложение-это
количество медицинских услуг, которое
врачи могут оказать в
Предложение главным образом зависит от цены.
Но на предложение действует не только цена, но и ряд других факторов
Детерминанты предложения (факторы, вызывающие изменение кривой предложения):
1) Количество врачей: чем их больше, тем больше предложение мед услуг
2) Стоимость мед оборудования: повышение ожидаемой стоимости мед оборудования в конце концов сокращает предложение мед услуг
3) Совершенствование мед оборудования: если вводится более совершенное мед оборудование, то снижаются издержки и при прочих равных условиях оказывается большее количество мед услуг
4) Налоги: повышение налога снижает предложение
5) Выход на
рынок мед услуг новых конкурентов вне
зависимости от цен увеличит предложение.[3.47]
Заключение
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого
следует эти товары и услуги
производить, то есть кто
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.
Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие «инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.
В практике реформа экономики привела к возрастанию роли маркетинга в сфере производства товаров и услуг. Маркетинг становится неотъемлемой частью управления здравоохранения.
Здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.
При этом ценообразование становится одной из важнейших проблем здравоохранения.
Цена – важнейший элемент рыночных отношений. В условиях рыночного механизма цена определяется как равновесная между спросом и предложением. Важную роль играет изучение спроса, так как именно от него будет зависеть дальнейшая деятельность предприятия. На основании обработки и анализа полученных результатов планируется цена услуги. Однако в здравоохранении экономические отношения не могут быть чисто рыночными. Уровень цен на медицинские услуги должен, с одной стороны, не создавать сверх прибыли для медицинских учреждений и не ограничивать доступ граждан к основным медицинским услугам, а с другой стороны не приводить к резкому и необоснованному увеличению объема спроса на услуги и нерентабельной деятельности медицинских учреждений.
Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждение к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности способствует развитию организации.