Рынок медицинских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Также существует несколько основных видов рынков: рынок потребительских товаров, рынок средств производства, рынок капитала и капитальных активов, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок труда, рынок жилой площади, рынок инвестиций; рынок денег, валют и ценных бумаг и другие.
Но главным для студентов медицинского вуза является рынок медицинских услуг. Именно этот рынок я попытаюсь рассмотреть подробнее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………………………….....5

2.Функции рынка………………………………………………………………………………………………..6

3.Виды рынков……………………………………………………………………………………………………6

4.Рынок медицинских услуг и товаров…………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

ГБОУ ВПО СГМУ.doc

— 79.50 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

1. Сущность и условия возникновения рынка……………………………………………….....5

2.Функции рынка………………………………………………………………………………………………..6

3.Виды рынков……………………………………………………………………………………………………6

4.Рынок медицинских услуг и товаров…………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………………………………..18 

 

Введение  

Рынок - это  объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки. А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.

Под современным  рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рынок- это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются, представляет рыночную структуру.

Основное  экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют  потребители, путем применения самой  эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Цель экономистов  любой страны состоит в том, чтобы  добиться такого сочетания капитализма  и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические системы  располагаются где-то между крайностями  чистого капитализма и командной экономики.

Также существует несколько основных видов рынков: рынок потребительских товаров, рынок средств производства, рынок  капитала и капитальных активов, рынок инноваций, рынок духовного  и интеллектуального продукта, рынок  труда, рынок жилой площади, рынок инвестиций; рынок денег, валют и ценных бумаг и другие.

Но главным  для студентов медицинского вуза является рынок медицинских услуг. Именно этот рынок я попытаюсь  рассмотреть подробнее. 

 

Основная  часть

1. Сущность и условия возникновения рынка

Рынок-механизм взаимодействия покупателей и продавцов, производителей  и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил[883,1]

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться ещё в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разделения натурального хозяйства  и развития производства товаров  на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Рынок обслуживает  производство, обмен, распределение  и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на неё. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребителей рынок - это канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.[104,1]

Исходя из всего вышеперечисленного, можно  сделать вывод, что рынок-совокупность товарно-денежных отношений, которые налаживают деятельность трёх экономических субъектов: домашнего хозяйства, фирмы и государства.

Рассматривая  эволюцию рыночных отношений, некоторые  учёные выделяют три условия возникновения  рынка:[105,1]

     1)разделение труда, которое ведёт к специализации и обмену.

Первоначально обмен имел очень примитивные  формы.  Сначала люди производили  только такое количество продукции, которое необходимо для их жизнедеятельности, но в дальнейшем стало производиться  продукции больше, чем люди могут употребить. Этот излишек впоследствии привел к появлению бартера, а в последующем и к появлению денег.

  2)самостоятельность  экономических агентов (способность  хозяйствующих субъектов).

Товарный  обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого.

  3)свобода  предпринимательства.[106,1]

2. Функции рынка

Функции рынка  определяются стоящими перед ним  задачами.

Принято выделять несколько функций рынка: ценообразующая (регулирование размера цены), регулирующая (регулирование объёма производства), санирующая («очищение» экономики от неэффективно функционирующих предприятий) , посредническая(рынок – посредник между производителями и потребителями), информационная.

3. Виды рынков [4]

а) Рынок предметов потребления и услуг. Рынок потребительских товаров и услуг являет собой сферу обращения, с помощью которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей разных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Услуга - это особенная потребительская стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности человека. Особенностью услуги как товару (в сравнении с обычным товаром, воплощенным в вещи) есть то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуги совпадает с процессом ее создания, с деятельностью, а их невозможно накапливать, транспортировать. Составными элементами рынка предметов потребления является производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники и тому подобное) и текущего потребления. Данный рынок наиболее склонен к колебанию спроса и предложения денежного оборота, инфляции. Этот рынок непосредственно влияет на благоустройство нации. Для функционирования рынка товаров и услуг нужная развитая гуртовая и розничная торговля.  
В пределах потребительских товаров и услуг нужно выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных или непродовольственных товаров. Каждый из них владеет собственной спецификой как разных сфер, которые выпускают товары и услуги, так и способами и формами их продвижения от производителей к потребителям.

б) Рынок средств производства. Свобода экономической деятельности хозяйничающих субъектов, их самостоятельность зависит от обеспеченности средствами производства, возможности свободной реализации продукции, установления цен на нее, заключение договоров. Предпринимательство существует лишь тогда, когда каждое юридическое или физическое лицо имеет возможность свободно приобрести любые средства производства. 

В рынке  средств производства выделяют рынок  средств труда и рынок предметов  труда. Рынок средств труда разделяется  на рынок нового и употребимого оборудования, а также рынок специфического оборудования, которое изготовляется на индивидуальные заказы. 
в) Финансовый рынок - это определенная совокупность экономических отношений по поводу организации и покупки-продажи свободных денежных средств и их превращения на денежный капитал. Субъектами этих отношений являются предприятия разных форм собственности, населения, коммерческие банки, финансово-кредитные организации но др. Объектами финансового рынка являются особенности сбережения населения, временно свободные средства, которые образуются в процессе оборота промышленного и торгового капитала но др. Финансовый рынок включает: рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютный рынок.

г) К рынку капиталов относят прежде всего товары и услуги производственного назначения или такие товары и услуги, которые непосредственно не предназначаются для удовлетворения потребностей населения, а непрямым чином (через поставку оборудования, машин, технологии, сырье, материалы) направленные на решение заданий из удовлетворения потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерное постоянство и долгосрочность производственных связей, велико масштабность коммерческих операций, поскольку, как правило, с этим рынком связано решение проблем инвестиций или капитальных вложений. 
 
Поскольку конкуренция стимулирует активное внедрение новой техники и технологии, разработку новых моделей товаров, повышения их качества, предприятия нуждаются во все новых инвестициях. Важным их источником является кредит, который предоставляется в виде ссуды и являет собой необходимый компонент финансового рынка - кредитный рынок. 
 
д) Кредитный рынок является системой отношений между ссудодателями и заемщиками по поводу ссуды в товарной или денежной форме. Субъектами кредитного рынка выступают юридические лица (предприятия, организации, банки, государство) через свои полноправные органы, а также физические лица(граждане). 
 
е) Рынок ценных бумаг является прямым продолжением кредитного рынка. Ценные бумаги - это денежные документы, которые определяют взаимоотношения между субъектами, что их выпустили и теми, кто приобрел их. Они предусматривают выплату доходу в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, предусмотренных настоящими документами, лицам, которые являются их владельцами.  
Различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. На первичном рынке осуществляется продажа новых бумаг после их эмиссии (выпуску). Вторичный рынок ценных бумаг, на котором вращающиеся раньше выпущенные акции и облигации, то есть осуществляется их перепродажа, обслуживается фондовой биржей.  
ж) Валютный рынок - это такой специфический рынок, где предметом покупки-продажи являются разные национальные валюты. Его функционирование предопределенно развитием внешнеэкономических связей между разными странами и необходимостью взаимных расчетов. С точки зрения организационных отношений этот рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран, в виде валютных бирж. Важнейшими для мировых валютных операций Нью-йоркская, Лондонская, Парижская и Токийская валютные биржи. 
Практика функционирования рыночной системы свидетельствует, что запрещение осуществлять валютные операции всем участникам экономической жизни приводит до формирования черного или так называемых параллельных рынков валюты, на которых курсы валют отклоняются от официальных курсов.

з) Рынок труда - это само регулированная система распределения рабочей силы со специфическими факторами конкуренции между ее владельцами за наиболее выгодные условия и оплату труда, а также между работодателями - за привлечение наиболее квалифицированной рабочей силы. Субъектами отношений на рынке труда выступают владельцы предприятий (работодатели) - "покупатели" и отдельные личности  - "продавцы". Рынок труда выполняет такие функции:

1) оценивает полезность (потребительскую стоимость) и ценность (стоимость) рабочей силы, то есть того или другого вида труда;  
2) регулирует спрос и предложение труда, распределяет рабочую силу между отраслями экономики и регионами страны.

Функционально организационная структура рынка труда включает у себя принципы государственной политики в отрасли занятости, правовую регуляцию трудовых отношений, систему подготовки кадров, систему найма, систему переподготовки и переквалификации рабочих, которую осуществляют биржи труда.

и) Рынок информации - это совокупность экономических отношений по поводу сбора, проработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения. Информация является редким благом, для получения которого нужны определенные расходы. Между производителем и потребителем на рынке информации есть посредники, основное задание которых - сбор и продажа информации. Эти рынки отличаются один от другого степенью осведомленности и возможности реальных действий таких посредников в реализации товаров и услуг. 
 
Важным элементом рынка информации является информация о конкурентах. Средством сбора соответствующей информации является пересмотр профессиональных журналов, встречи со специалистами, приглашение консультантов и тому подобное. Особенностью такого товара как информация есть то, что засекреченная, малоизвестная информация стоит дорого, ведь "кто владеет информацией - владеет миром" и "любая монополия начинается с монополии на информацию", а информация известна всем не стоит ничего. Этот товар не имеет второй свежести".

4. Рынок медицинских услуг и товаров

Рынок медицинских  услуг - это совокупность медицинских  технологий, изделий медицинской  техники, методов организации медицинской  деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

Основные  функции рынка мед услуг и  товаров мед назначения являются:

Информация о работе Рынок медицинских услуг