Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение закономерностей и особенностей становления современного рынка Республики Казахстан.
Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:
-дано понятие рынка как экономической категории и условия возникновения рынка;
-изучены субъекты рынка и его основные элементы;
-рассмотрены сущность, виды и функции рынка;
-исследованы теоретические основы особенностей становления современного рынка в Республике Казахстан;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЗНАЧЕНИЯ
РЫНКА 6
1.1 Рынок как экономическая категория. Условия возникновения
рынка 6
1.2 Субъекты рынка и его основные элементы 11
1.3 Сущность, виды и функции рынка 13
2 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 20
2.1 Итоги текущей ситуации на финансовом рынке Казахстана 20
2.2 Особенности и обращение финансовых инструментов на
финансовом рынке Казахстана за 2008 год 21
2.3 Особенности сближения финансовых рынков России и Республики
Казахстан в 2008 г. Сравнительная характеристика 24
3 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА 26 3.1 Преимущества и недостатки современного рынка 26
3.2 Сущность рыночного механизма и его совершенствование 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Третье
условие связано с развитием
и углублением общественного
разделения труда, в том числе
отношений специализации и
Наличие подобных предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя.
Рынок — понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении людей рынок как место купли-продажи ассоциировался, прежде всего, с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли и продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.
В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).
Вышеназванные
определения рынка неполны и
односторонни. Рынок есть система экономических
отношений между людьми, предприятиями,
государствами, опирающаяся, прежде всего
на принцип, согласно которому все в мире
продается и покупается, обменивается
на свободной основе, без принуждения,
но с соблюдением правил платности. Иначе
говоря, рынок — это экономические отношения,
строящиеся на основе рыночных законов
и принципов [5,с.259].
1.2
Субъекты рынка
и его основные
элементы
Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов. Ими являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.
Государство
как субъект рыночного
Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на. рынке все товары своего торгового ассортимента. Приобретают же предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.
Домашнее хозяйство — это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги.
Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, по которым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и покупаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую — направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.
Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Наконец,
в третьих, это конкуренция. Цель каждого
предпринимателя - максимизация прибыли,
а следовательно, и расширение масштабов
хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью
приводит к взаимной борьбе предпринимателей
за наиболее выгодные условия производства
и сбытов товаров, рост объемов производства,
и они выступают по отношению друг к другу
как соперники или конкуренты. Если предложение
какого-либо товара больше, чем спрос на
него, то усиливается конкурентная борьба
между продавцами. Каждый из них, чтобы
продать свой товар, зачастую вынужден
снижать цену, что, как правило, влечет
за собой сокращение данного товара. Если
спрос больше, чем предложение, то конкурировать
друг с другом вынуждены уже покупатели.
Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный
товар, каждый из них старается предложить
по возможности более высокую цену, чем
это могут сделать его соперники. Цена
повышается, и это стимулирует увеличение
предложение данного товара [7,с.147].
1.3
Сущность, виды и
функции рынка
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:
-производство;
-распределение;
-обмен;
-потребление.
Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
Однако
между производством и
Но
распределение – это не только
следствие производства. От того, как
распределяются результаты труда, во многом
зависит эффективность
Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Функции бывают [11,с.65]:
1.
Информационная. Через постоянно
меняющиеся цены, процентные ставки
на кредит рынок дает
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
2.
Посредническая. Экономически обособленные
производители в условиях
3.
Ценообразующая. Поступающие обычно
на рынок продукты и услуги
одного назначения содержат
4.
Регулирующая – самая важная.
Она связана с воздействием
рынка на все сферы экономики,
и прежде всего на
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».