Рынок и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение закономерностей и особенностей становления современного рынка Республики Казахстан.
Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:
-дано понятие рынка как экономической категории и условия возникновения рынка;
-изучены субъекты рынка и его основные элементы;
-рассмотрены сущность, виды и функции рынка;
-исследованы теоретические основы особенностей становления современного рынка в Республике Казахстан;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЗНАЧЕНИЯ
РЫНКА 6
1.1 Рынок как экономическая категория. Условия возникновения
рынка 6
1.2 Субъекты рынка и его основные элементы 11
1.3 Сущность, виды и функции рынка 13
2 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 20
2.1 Итоги текущей ситуации на финансовом рынке Казахстана 20
2.2 Особенности и обращение финансовых инструментов на
финансовом рынке Казахстана за 2008 год 21
2.3 Особенности сближения финансовых рынков России и Республики
Казахстан в 2008 г. Сравнительная характеристика 24
3 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА 26 3.1 Преимущества и недостатки современного рынка 26
3.2 Сущность рыночного механизма и его совершенствование 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

Рынок в РК курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

           ВВЕДЕНИЕ                                                                                             3

      1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ  И ЗНАЧЕНИЯ

            РЫНКА                                                                                              6

      1.1 Рынок как экономическая категория.  Условия возникновения 

            рынка                                                                                                      6

      1.2 Субъекты рынка и его основные  элементы                                       11

      1.3 Сущность, виды и функции рынка                                                   13

      2     ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА

             В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН                   20

      2.1  Итоги текущей ситуации на финансовом рынке Казахстана           20

      2.2  Особенности и обращение финансовых инструментов на

             финансовом рынке Казахстана  за 2008 год                                       21

      2.3 Особенности сближения финансовых рынков России и Республики

             Казахстан в 2008 г. Сравнительная характеристика                    24

      3    ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА    26 3.1 Преимущества и недостатки современного рынка                   26

      3.2  Сущность рыночного механизма и его совершенствование          29

             ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                               31

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                    33 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Данная  курсовая работа посвящена теме, в  которой раскрывается сущность рынка, его виды и функции, являющейся оптимальной на сегодняшний день, так как жизнь общества непосредственно связана с рынком. С древних времен  существования человечества рынок определялся как место торговли товарами.

      В современной экономике Республики Казахстан рынок играет важную роль в развитии предпринимательской сферы деятельности. Рынок интересует предпринимателя прежде всего по двум направлениям:

      -положение товара, который он уже производит, и ситуация, складывающаяся вокруг него;

      -возможности для расширения своей доли рынка путем увеличения поставок товара или начала производства нового товара, в котором ощущается потребность на этом рынке.

      Следовательно, экономического эффекта можно достичь  путем изучения рынка.

      Рынок также генерирует эквивалентные, то есть экономически равноправные отношения во всех областях производства, на всех уровнях хозяйственной жизни, культивирует знание, професиональность, компетентность, творческое отношение к работе [6,с.127].

      Актуальность  исследования. Рынок является "измерительным устройством" человеческого труда. Вся гамма качеств, которые несет в себе энергия человеческого труда, в конечном итоге находит свое выражение в форме числа (стоимость товара, цена товара) в рыночной среде. Элементами товарности есть не только материальные вещи, предметы и услуги, а и результаты интеллектуального труда - идеи, управленческие решения, изобретения, результаты художественной деятельности и т.п. Невоспроизведенная уникальность "подарков природы" (земли, воздух, воды и др.) также является элементом товарности и потому также имеет свою ценовую оценку.

      Кроме того, рынок стабилизирует денежное обращение, поддерживает авторитет национальных денежных единиц; создает действующий механизм мотивации работы; поддерживает "здоровье" сферы потребления; стимулирует разные формы бизнеса; утверждает уважение к писаным и неписаным правилам человеческого сосуществования.

      Все выше сказанное свидетельствует  о том,что социальное и экономическое развитие Республики Казахстан невозможно без развития ее рыночной системы.

      Целью данного исследования является рассмотрение закономерностей и особенностей становления современного рынка Республики Казахстан. 

      Исходя  из данной целевой установки, в работе решены               следующие задачи:

      -дано понятие рынка как экономической категории и условия возникновения рынка;

      -изучены субъекты рынка и его основные элементы;

      -рассмотрены сущность, виды и функции рынка;

      -исследованы теоретические основы особенностей становления современного рынка в Республике Казахстан;

  • проведено исследование итогов текущей ситуации на финансовом рынке Казахстана 2008 года;
  • сформулированы выводы по данной работе

      Предметом исследования является становление современного рынка.

      Объектом  исследования выступает финансовый рынок Республики Казахстан.

       Теоретическая и методологическая база: Методологической основой исследования является системный  междисциплинарный подход, позволяющий  использовать теоретические положения  как классической и современной  социологии, экономики, так и других наук (философии, социальной психологии, политологии, демографии, экологии и др.). Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы потребностей общества, возникновения и развития потребностей, устойчивого развития человека в обществе.

      Новизна и практическая значимость: Рынок, который базируется на правовых основах, является экономической "технологией", с помощью которой создаются условия для эффективного хозяйствования, динамизма производства. Такие конкретные проявления эффективности, как производительность труда, качество работы, экономичность производства, научно-технический прогресс, в значительной мере предопределяются рыночно-конкурентной средой.

       Структура работы: Курсовая работа состоит из трех глав, 33 страницы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ И

      ЗНАЧЕНИЯ РЫНКА 

      1.1 Рынок как экономическая  категория. Условия возникновения

      рынка 

      В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется  такой важнейший их элемент, как  рынок. Поэтому причины возникновение товарно-денежных отношений раскрывают и причины возникновения товарного обращения и рынка. Вместе с тем рынок (как отдельный элемент) - это сложное образование, он имеет свою собственную структуру, для его функционирования и развития необходимы специфические условия. Со времени возникновения рынка разные направления и школы экономической мысли неоднозначно толковали его сущность.

      Рынок как одна из категорий товарного  производства в процессе эволюции испытал  важные количественно-качественные изменения, которые не могли не сказаться на его определении в последние свыше два столетия. В работах А. Смита и Д. Рикардо термин "рынок" не приобрел четкого политэкономического определения, поскольку его относили к внешним явлениям рыночной экономики, а потому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса [8,с.45].

      Первую  попытку дать научное определение  рынка сделал французский экономист  О. Курно. По его мнению, этот термин обозначает "любой район, на котором  взаимоотношения покупателей и продавцов свободные, поэтому цены на одни  и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". Английский экономист А. Маршалл утверждал, что "чем совершенее рынок, тем более сильной является тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и тоже время платили за одну  и туже вещь одинаковую цену". В учебнике "Экономикс" рынок рассматривается как "институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".

      Рынок - понятие более широкое и вместительное, чем мы иногда думаем. Это и универмаги, универсамы, разные палатки, где покупают продукты питания, одежда, обувь, товары ежедневного употребления. Существуют рынки, на которых продают и покупают ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовые биржи.

      На  товарных биржах, где продают товары (зерно, цемент, сахар) по стандартным  показателям качества, покупатели и продавцы вступают в конкретные отношения. Два участника, или больше, берут на себя юридические обязательства, которыми определяются их действия и ответственность. Эти и прочие отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров формируют рынки.

      Как явление хозяйственной жизни  рынок появился много сотен лет  назад вследствие развития производства и обмена, которые породили товарное хозяйство. Состоялось это через развитие общественного разделения труда, появление экономически самостоятельных, юридически независимых субъектов хозяйствования и перехода от натурального производства к прямому продуктообмену, а потом и к товарному обмену  и рынку.

      Хотя  товарное производство, рынок, конкуренция  существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка — в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

      Переход от натурального хозяйства к товарному  связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

      Исторические  условия возникновения рынка  были следующими [10,с.258]: 

      Первое  условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных  ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

      Разделение  труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались  в продуктах земледелия, а земледельцы  соответственно в пище. Обмен все  более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

      Бартер  — одна из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось  совершать не один, а несколько  обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.  Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

      Второе  условие — это экономическая  обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частичных интересов и разделение труда между товаропроизводителями. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Информация о работе Рынок и его сущность