Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа
Особенностями металлургии являются высокие капитало-, материало-, энергоемкость производств. Металлургическая промышленность в значительной степени определяет уровень загрузки производственных мощностей ряда базовых отраслей экономики. На производство продукции металлургического комплекса расходуется 14% топлива, 33% электроэнергии от их общего потребления в промышленности, 40% сырья и минеральных ресурсов от общего их потребления в стране. Металлургические предприятия обеспечивают около 30% грузооборота железнодорожного транспорта.
Введение
Рынок цветных металлов
Рынок благородных металлов
Заключение
Cписок использованной литературы
Содержание
Введение
Рынок цветных металлов
Рынок благородных металлов
Заключение
Cписок использованной литературы
Особенностями металлургии являются высокие капитало-, материало-, энергоемкость производств. Металлургическая промышленность в значительной степени определяет уровень загрузки производственных мощностей ряда базовых отраслей экономики. На производство продукции металлургического комплекса расходуется 14% топлива, 33% электроэнергии от их общего потребления в промышленности, 40% сырья и минеральных ресурсов от общего их потребления в стране. Металлургические предприятия обеспечивают около 30% грузооборота железнодорожного транспорта.
Слова «цветные металлы» сейчас во многом ассоциируются с оборванными медными и алюминиевыми проводами, а также с большими деньгами, которые “крутятся” в этом бизнесе. Благородными именуются металлы, которые не подвержены окислению и коррозии. В настоящий момент насчитывается 8 благородных металлов - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: палладий, рутений, иридий, родий, осмий (в некоторых случаях к благородным причисляют и технеций, однако этот металл пока что не общепризнан). Однако монетарную функцию (то есть использование в качестве эквивалента материальных благ) выполняю три основных драгоценных металла: золото, серебро и платина. При этом главную «экономическую» роль играет золото: серебро в силу своего широкого распространения гораздо дешевле, а платина, во-первых, дороже (меньшие природные запасы и значительно более высокая температура выплавки в чистом виде), во-вторых, стала использоваться при финансовых расчётах совсем недавно.
Рассмотрим состояние рынка основных цветных и благородных металлов.
Падение внутреннего спроса на цветные металлы обусловлено главным образом глубоким спадом производства в основных отраслях - потребителях, таких, как машиностроение и ВПК, на долю которых приходится более 85% общего потребления этих металлов. Значительно снизилось потребление в электротехнической и радиотехнической промышленности и автомобилестроении, что связано с насыщением внутреннего рынка более качественной импортной продукцией этих отраслей.
Резкое сокращение внутреннего рынка заставило российских продуцентов расширять позиции на внешних рынках. За рубежи России вывозится 41—45% добываемой в стране нефти и 30—35% производимых нефтепродуктов, 30—33% газа, а по алюминию, никелю, меди, металлам платиновой группы и алмазам Россия занимает ведущее место среди стран-экспортеров, оказывая значительное влияние на конъюнктуру мирового рынка. Объем экспорта цветных металлов в 2001 г. по сравнению с 1991 г. увеличился почти в 6 раз и составил 86% от объема их производства против 20,7% в 1991 г., а доля России в мировом экспорте этих металлов за этот период выросла с 7% до 20%.
В то же время стоимость экспорта основных цветных металлов в 2002 г. сократилась по сравнению с 2001 г. на 6,2%, при этом физический объем поставок снизился на 8,8%. Экспорт рафинированной меди составил около 521 тыс. т, что на 13,7% меньше, чем в 2001 г., необработанного никеля - 279 тыс. т (увеличение в 1,6 раза по сравнению с 2001 г.), необработанного алюминия — 2762 тыс. т (снижение на 11,2%).
В структуре экспорта основных цветных металлов увеличился удельный вес никеля — с 19,4% (2001 г.) до 32,3% (2002 г.), уменьшилась доля меди — с 15,7 до 13,5% и алюминия — с 64,9 до 54,2%.
Алюминий первичный. Более половины российского экспорта цветных металлов (в стоимостном выражении) составляет алюминий первичный (в слитках). В то же время свыше 60% сырья для производства алюминия импортируется как из стран СНГ (Украина, Казахстан), так и из стран дальнего зарубежья (Австралия, Ямайка, Греция и др. страны), что обусловлено значительным разрывом в имеющихся мощностях по добыче и производству сырья и выпуску металла.
В 90-е годы экспорт первичного алюминия ежегодно возрастал и в 2000 г. достиг 3,2 млн. т. В перспективе в связи с намечаемым ростом промышленного производства в стране внутренняя потребность в алюминии, как и в других цветных металлах, безусловно, увеличится, что не может не сказаться на снижении объемов российского экспорта. Экспорт в страны СНГ в общем объеме российского экспорта этого металла не превышает 3—7% в год, при этом основная часть металла (85—95%) поставляется в Казахстан и Украину. Эти же страны являются основными поставщиками в Россию алюминиевого лома для производства вторичного алюминия.
Экспорт алюминия из России, по данным таможенной статистики, в 2001—2002 гг. уменьшился соответственно на 3,3% (до 3,07 млн. т) и 11,1% (до 2,75 млн. т). Тем не менее на фоне глобального упадка мировой алюминиевой промышленности ситуация для российских производителей выглядит более оптимистично. Этому способствует рост потребления алюминия на внутреннем российском рынке и неплохие конкурентные позиции российских предприятий на мировом рынке.
Экспорт алюминия приносит 6,2—6,5% стоимости совокупного экспорта черных и цветных металлов (4,1 млрд. долл. в 2000 г.). В 2001 г. в структуре экспорта основных цветных металлов удельный вес алюминия вырос с 59,9% до 65,1%. Экспорт в основном ориентирован на страны дальнего зарубежья, в которые поставляется около 98% вывозимого за рубеж металла. Основными импортерами российского алюминия в последние годы были США, Япония, ФРГ и Франция. Российские алюминиевые компании не собираются переориентироваться на увеличение поставок алюминия в США. Более перспективными выглядят алюминиевые рынки стран Азии. На Японию, Китай и Республику Корея приходится до 50% прямых экспортных поставок России.
Медь. Внутреннее потребление меди в России за период 1991— 2001 гг. сократилось с 792,5 тыс. т до 231 тыс. т, или почти в 3,4 раза. В то же время производство рафинированной меди за последние пять лет увеличилось на 45,7% (до 894,5 тыс. т в 2002 г.). Резкое снижение внутреннего спроса на медь, имевшее место в начале 90-х годов, заставило российских продуцентов переориентироваться на внешний рынок. Экспорт меди начал расти быстрыми темпами и в 2000 г. достиг 644,2 тыс. т, в 1992 г.— 179,8 тыс. т.
Начиная с 2001 г. экспорт российской меди стал сокращаться быстрыми темпами в связи, во-первых, с неблагоприятной ситуацией на мировом рынке этого металла, сложившейся в последние два года, и, во-вторых, в связи с ростом внутреннего спроса на медь. В 2002 году экспорт меди сократился на 12,9% в сравнении с уровнем 2001 г., при этом внешнеторговые цены в среднем снизились на 6,8%. Это в общей сложности привело к сокращению общей стоимости российского экспорта меди на 18,8%.
Никель. Россия по экспорту никеля и его продуктов занимает одно из первых мест в мире. Значительное падение спроса на никель на внутреннем рынке России и рынках стран СНГ при росте объемов его производства способствовало увеличению экспорта российского никеля, объемы которого, по данным Государственного таможенного комитета РФ, в 2002 г. достигли 278,6 тыс. т, в 1991 г. — 70,8 тыс. т.
Экспорт необработанного никеля из России, включая из складских запасов, достигнув в 1997 г. рекордной величины в 221,9 тыс. т, начиная с 1998 г. начал сокращаться: в 1998 г. — на 3,5% (до 214,2 тыс. т), в 1999 г.— еще на 1,3% (до 211,4 тыс. т). В 2000 г. сложились наиболее благоприятные условия для российского экспорта никеля. Укрепление мировой экономики в этот период сопровождалось повышением спроса и ростом цен на металл. И хотя в 2003 году по сравнению с 1999 г. физические объемы экспорта снизились на 6,8%, суммарная стоимость экспортных поставок увеличилась на 51,6%.
Однако в 2001 г. кризисные явления, проявившиеся в экономике развитых западных стран (в особенности в США), серьёзно ударили по российским производителям цветных металлов. Падение спроса и снижение мировых цен на никель в течение года почти на 20% обусловили снижение как физических, так и стоимостных показателей российского экспорта. По сравнению с 2000 г. объемы экспорта снизились на 4,4%, а суммарная стоимость продаж — на 37,1%. Специалисты РАО «Норильский никель» объясняют это падением мирового спроса на нержавеющую сталь, продуценты которой потребляют до двух третей производимого в мире никеля.
В 2002 г. положение на мировом рынке никеля несколько улучшилось, и сложились более благоприятные условия для развития российского экспорта (было поставлено за рубеж 278,6 тыс. т (на 46,5% больше, чем в 2001 г.).
Основными импортерами российского никеля являются страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Швейцария, Нидерланды, Финляндия и др.) и США. Доля продаж металлического никеля Россией в страны СНГ весьма незначительна (0,2—0,5% от общего объема экспорта). Основным покупателем российского никеля является Украина (85—90% от общего объема торговли со странами СНГ).
Свинец. Во внешней торговле свинцом значительную роль сыграло снижение внутреннего потребления металла наряду с ростом его производства. При этом темпы падения внутреннего потребления намного опережали темы снижения производства металла. Особенно быстрыми темпами производство свинца росло в последние годы — в 2,2 раза (с 28 тыс. т в 1996 г. до 61,8 тыс. т в 2001 г.). Такой значительный рост производства был обусловлен в основном за счет вторичного свинца (главным образом за счет переработки отживших срок аккумуляторных батарей). Эти обстоятельства с учетом поставок свинца из стран СНГ позволили значительно увеличить его экспорт на рынки западных стран: если до 1992 г. Россия не поставляла свинец на внешние рынки, то в 2001 г. было экспортировано 8,7 тыс. т металла.
Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Швеция и Индия, а из стран СНГ — Украина и Белоруссия.
Начиная с 1998 г. для российских экспортеров конъюнктура свинца на внешних рынках сложилась крайне неблагоприятная: произошло падение мировых цен с 531,1 долл. за т в январе 1998 г. до 443,2 долл. за т в декабре 2002 г. Это стало главным фактором спада российского экспорта этого металла за последние 5 лет.
Цинк. Россия за годы реформирования экономики превратилась в крупного экспортера рафинированного цинка: в 2001 г. объем поставок металла за рубеж достиг 113,9 тыс. т (3,1% мирового экспорта). Производство цинка в стране превышает объемы его внутреннего потребления почти в 1,8 раза, что связано со значительными объемами переработки цинкового сырья на металлургических заводах России, поставляемого из зарубежных стран (в основном из Казахстана, Ирана, Китая, стран Западной Европы и Южной Америки).
Внутреннее потребление цинка в России в последнее десятилетие было на много ниже производства металла. Это обстоятельство с учетом поставок из стран СНГ позволило значительно увеличить экспорт металлического цинка на рынки западных стран. Если в 1990 г. экспорт цинка составил всего 2 тыс. т, то в 1999 г. было экспортировано 118,2 тыс. т цинка. В 2000—2001 гг. объемы экспорта металла сократились соответственно до 117,2 и 113,9 тыс. т. Это было вызвано ростом внутреннего потребления и неблагоприятной ситуацией на мировом рынке этого металла. До 2005 г. ожидается сохранение экспорта цинка в пределах 110—120 тыс. т.
Олово. На состояние рынка олова в России наиболее отрицательное влияние оказало резкое падение внутреннего спроса на металл и ограниченность возможности выхода на мировой рынок из-за весьма высокой себестоимости производства и сильной конкуренции со стороны основных оловодобывающих стран (в основном Китая). В то же время темпы падения внутреннего спроса на олово, намного превышающие темпы снижения его производства, создали условия для наращивания экспорта. Если в 1990 г. объёмы потребление олова были выше объемов его производства (дефицит покрывался за счет импорта), то начиная с 1992 г. появились излишки олова, которые стали поставляться на экспорт по заниженным ценам. Объёмы поставок олова на мировой рынок с 1992 г. по 1996 г. выросли с 3,2 тыс. т до 8,9 тыс. т (в 2,8 раза). В период же 1997—1999 гг. объемы российского экспорта резко снизились, в связи с неблагоприятной конъюнктурой мирового рынка. Так, в 1999 г. было поставлено за рубеж всего 0,8 тыс. т олова (в 1996 г. — 8,9 тыс. т), а начиная с 2000 г. экспорт марочного олова в страны Запада практически прекратился. Сокращение поставок марочного олова в страны Запада было вызвано значительным снижением выпуска марочного олова на Новосибирском ОК и трудностями сбыта на внешнем рынке, так как затраты на производство металла были значительно выше, чем мировые цены.
Экспорт металлического олова из России в страны СНГ снизился с 1,45 тыс. т (1996 г.) до 0,7 тыс. т (1999 г.), а его доля в общем объеме продаж металла за рубеж возросла с 16,3% до 87,6%. Однако в 2000-2001 гг. в связи с резким сокращением экспорта металла в страны Запада поставки олова в страны СНГ начали увеличиваться и в 2001 г. составили 1,8 тыс. т.
Основными странами — импортерами российского олова являются Нидерланды и Казахстан. В небольших количествах (десятки и первые сотни тонн) олово поставлялось в Польшу, Украину, Узбекистан и Турцию. В то же время импорт металла из этих стран вырос до 2,5 тыс. т. Это обстоятельство связано с тем, что цены на отечественный металл стали значительно превышать цены мирового рынка, в связи с чем российским потребителям стало более выгодно покупать олово за рубежом, в основном в Китае.
Вольфрам. Существенное сокращение спроса на вольфрам из-за снижения уровня производства в машиностроении и со стороны предприятий ВПК, а также неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, имевшие место в последнее десятилетие, привели к резкому снижению производства вольфрама. С 1991-го по 2001 г. внутреннее потребление 60%-ного вольфрамового концентрата сократилось почти в 7,3 раза (с 29,4 тыс. т до 4 тыс. т), а производство концентратов за этот же период — в 4,7 раза (с 24,4 тыс. т до 5,1 тыс. т).
В настоящее время вольфрамовая промышленность России не только покрывает значительно снизившуюся внутреннюю потребность в вольфраме, но и поставляет излишки концентрата на внешний рынок. Весьма высокая себестоимость в основном из-за низкого качества руды и высоких издержек производства, а также несоответствие качества выпускаемых концентратов мировым стандартам делают российские концентраты неконкурентоспособными на мировом рынке. Тем не менее Россия, импортировавшая ранее концентраты вольфрама (в 1990 г. — 6,2 тыс. т), в последние годы стала наращивать экспорт вольфрамовой продукции, главным образом в виде ферровольфрама и паравольфрамата аммония. В пересчете на 60%-ной концентрат экспорт России увеличился с 1,14 тыс. т (1993 г.) до 3,3 тыс. т (1996 г.), в 1997 г. достиг 8,8 тыс. т, причем значительная часть вольфрама была поставлена из государственного резерва. Начиная с 1999 г. объемы экспорта вольфрамового концентрата сократились и в 2001 г. составили 3,2 тыс. т (оценка). Из-за отсутствия платежеспособного спроса на внутреннем рынке более половины произведенного в России вольфрамового концентрата поставляется на мировой рынок по демпинговым ценам.
Титан. Россия является одной из крупнейших стран мира по производству губчатого титана и титанового проката: мощности российских предприятий по выпуску титановой губки позволяют не только обеспечить внутренние потребности страны, но и экспортировать значительное количество этой продукции, выступая основным конкурентом США и Японии.