Рынок цветных металлов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Особенностями металлургии являются высокие капитало-, материало-, энергоемкость производств. Металлургическая промышленность в значительной степени определяет уровень загрузки производственных мощностей ряда базовых отраслей экономики. На производство продукции металлургического комплекса расходуется 14% топлива, 33% электроэнергии от их общего потребления в промышленности, 40% сырья и минеральных ресурсов от общего их потребления в стране. Металлургические предприятия обеспечивают около 30% грузооборота железнодорожного транспорта.

Содержание

Введение
Рынок цветных металлов
Рынок благородных металлов
Заключение
Cписок использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 101.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

Рынок цветных металлов

Рынок благородных металлов

Заключение

Cписок использованной литературы


Введение

 

Особенностями металлургии являются высокие капитало-, материало-, энергоемкость производств. Металлургическая промышленность в значительной степени определяет уровень загрузки производственных мощностей ряда базовых отраслей экономики. На производство продукции металлургического комплекса расходуется 14% топлива, 33% электроэнергии от их общего потребления в промышленности, 40% сырья и минеральных ресурсов от общего их потребления в стране. Металлургические предприятия обеспечивают около 30% грузооборота железнодорожного транспорта.

Слова «цветные металлы» сейчас во многом ассоциируются с оборванными медными и алюминиевыми проводами, а также с большими деньгами, которые “крутятся” в этом бизнесе. Благородными именуются металлы, которые не подвержены окислению и коррозии. В настоящий момент насчитывается 8 благородных металлов - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: палладий, рутений, иридий, родий, осмий (в некоторых случаях к благородным причисляют и технеций, однако этот металл пока что не общепризнан). Однако монетарную функцию (то есть использование в качестве эквивалента материальных благ) выполняю три основных драгоценных металла: золото, серебро и платина. При этом главную «экономическую» роль играет золото: серебро в силу своего широкого распространения гораздо дешевле, а платина, во-первых, дороже (меньшие природные запасы и значительно более высокая температура выплавки в чистом виде), во-вторых, стала использоваться при финансовых расчётах совсем недавно.

Рассмотрим состояние  рынка основных цветных и благородных металлов.

Рынок цветных металлов

Падение внутреннего спроса на цветные металлы обусловлено главным образом глубоким спадом производства в основных отраслях - потребителях, таких, как машиностроение и ВПК, на долю которых приходится более 85% общего потребления этих металлов. Значительно снизилось потребление в электротехнической и радиотехнической промышленности и автомобилестроении, что связано с насыщением внутреннего рынка более качественной импортной продукцией этих отраслей.

Резкое сокращение внутреннего рынка заставило российских продуцентов расширять позиции на внешних рынках. За рубежи России вывозится 41—45% добываемой в стране нефти и 30—35% производимых нефтепродуктов, 30—33% газа, а по алюминию, никелю, меди, металлам платиновой группы и алмазам Россия занимает ведущее место среди стран-экспортеров, оказывая значительное влияние на конъюнктуру мирового рынка. Объем экспорта цветных металлов в 2001 г. по сравнению с 1991 г. увеличился почти в 6 раз и составил 86% от объема их производства против 20,7% в 1991 г., а доля России в мировом экспорте этих металлов за этот период выросла с 7% до 20%.

В то же время стоимость экспорта основных цветных металлов в 2002 г. сократилась по сравнению с 2001 г. на 6,2%, при этом физический объем поставок снизился на 8,8%. Экспорт рафинированной меди составил около 521 тыс. т, что на 13,7% меньше, чем в 2001 г., необработанного никеля - 279 тыс. т (увеличение в 1,6 раза по сравнению с 2001 г.), необработанного алюминия — 2762 тыс. т (снижение на 11,2%).

В структуре экспорта основных цветных металлов увеличился удельный вес никеля — с 19,4% (2001 г.) до 32,3% (2002 г.), уменьшилась доля меди — с 15,7 до 13,5% и алюминия — с 64,9 до 54,2%.

Алюминий первичный. Более половины российского экспорта цветных металлов (в стоимостном выражении) составляет алюминий первичный (в слитках). В то же время свыше 60% сырья для производства алюминия импортируется как из стран СНГ (Украина, Казахстан), так и из стран дальнего зарубежья (Австралия, Ямайка, Греция и др. страны), что обусловлено значительным разрывом в имеющихся мощностях по добыче и производству сырья и выпуску металла.

В 90-е годы экспорт первичного алюминия ежегодно возрастал и в 2000 г. достиг 3,2 млн. т. В перспективе в связи с намечаемым ростом промышленного производства в стране внутренняя потребность в алюминии, как и в других цветных металлах, безусловно, увеличится, что не может не сказаться на снижении объемов российского экспорта. Экспорт в страны СНГ в общем объеме российского экспорта этого металла не превышает 3—7% в год, при этом основная часть металла (85—95%) поставляется в Казахстан и Украину. Эти же страны являются основными поставщиками в Россию алюминиевого лома для производства вторичного алюминия.

Экспорт алюминия из России, по данным таможенной статистики, в 2001—2002 гг. уменьшился соответственно на 3,3% (до 3,07 млн. т) и 11,1% (до 2,75 млн. т). Тем не менее на фоне глобального упадка мировой алюминиевой промышленности ситуация для российских производителей выглядит более оптимистично. Этому способствует рост потребления алюминия на внутреннем российском рынке и неплохие конкурентные позиции российских предприятий на мировом рынке.

Экспорт алюминия приносит 6,2—6,5% стоимости совокупного экспорта черных и цветных металлов (4,1 млрд. долл. в 2000 г.). В 2001 г. в структуре экспорта основных цветных металлов удельный вес алюминия вырос с 59,9% до 65,1%. Экспорт в основном ориентирован на страны дальнего зарубежья, в которые поставляется около 98% вывозимого за рубеж металла. Основными импортерами российского алюминия в последние годы были США, Япония, ФРГ и Франция. Российские алюминиевые компании не собираются переориентироваться на увеличение поставок алюминия в США. Более перспективными выглядят алюминиевые рынки стран Азии. На Японию, Китай и Республику Корея приходится до 50% прямых экспортных поставок России.

Медь. Внутреннее потребление меди в России за период 1991— 2001 гг. сократилось с 792,5 тыс. т до 231 тыс. т, или почти в 3,4 раза. В то же время производство рафинированной меди за последние пять лет увеличилось на 45,7% (до 894,5 тыс. т в 2002 г.). Резкое снижение внутреннего спроса на медь, имевшее место в начале 90-х годов, заставило российских продуцентов переориентироваться на внешний рынок. Экспорт меди начал расти быстрыми темпами и в 2000 г. достиг 644,2 тыс. т, в 1992 г.— 179,8 тыс. т.

Начиная с 2001 г. экспорт российской меди стал сокращаться быстрыми темпами в связи, во-первых, с неблагоприятной ситуацией на мировом рынке этого металла, сложившейся в последние два года, и, во-вторых, в связи с ростом внутреннего спроса на медь. В 2002 году экспорт меди сократился на 12,9% в сравнении с уровнем 2001 г., при этом внешнеторговые цены в среднем снизились на 6,8%. Это в общей сложности привело к сокращению общей стоимости российского экспорта меди на 18,8%.

Никель. Россия по экспорту никеля и его продуктов занимает одно из первых мест в мире. Значительное падение спроса на никель на внутреннем рынке России и рынках стран СНГ при росте объемов его производства способствовало увеличению экспорта российского никеля, объемы которого, по данным Государственного таможенного комитета РФ, в 2002 г. достигли 278,6 тыс. т, в 1991 г. — 70,8 тыс. т.

Экспорт необработанного никеля из России, включая из складских запасов, достигнув в 1997 г. рекордной величины в 221,9 тыс. т, начиная с 1998 г. начал сокращаться: в 1998 г. — на 3,5% (до 214,2 тыс. т), в 1999 г.— еще на 1,3% (до 211,4 тыс. т). В 2000 г. сложились наиболее благоприятные условия для российского экспорта никеля. Укрепление мировой экономики в этот период сопровождалось повышением спроса и ростом цен на металл. И хотя в 2003 году по сравнению с 1999 г. физические объемы экспорта снизились на 6,8%, суммарная стоимость экспортных поставок увеличилась на 51,6%.

Однако в 2001 г. кризисные явления, проявившиеся в экономике развитых западных стран (в особенности в США), серьёзно ударили по российским производителям цветных металлов. Падение спроса и снижение мировых цен на никель в течение года почти на 20% обусловили снижение как физических, так и стоимостных показателей российского экспорта. По сравнению с 2000 г. объемы экспорта снизились на 4,4%, а суммарная стоимость продаж — на 37,1%. Специалисты РАО «Норильский никель» объясняют это падением мирового спроса на нержавеющую сталь, продуценты которой потребляют до двух третей производимого в мире никеля.

В 2002 г. положение на мировом рынке никеля несколько улучшилось, и сложились более благоприятные условия для развития российского экспорта (было поставлено за рубеж 278,6 тыс. т (на 46,5% больше, чем в 2001 г.).

Основными импортерами российского никеля являются страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Швейцария, Нидерланды, Финляндия и др.) и США. Доля продаж металлического никеля Россией в страны СНГ весьма незначительна (0,2—0,5% от общего объема экспорта). Основным покупателем российского никеля является Украина (85—90% от общего объема торговли со странами СНГ).

Свинец. Во внешней торговле свинцом значительную роль сыграло снижение внутреннего потребления металла наряду с ростом его производства. При этом темпы падения внутреннего потребления намного опережали темы снижения производства металла. Особенно быстрыми темпами производство свинца росло в последние годы — в 2,2 раза (с 28 тыс. т в 1996 г. до 61,8 тыс. т в 2001 г.). Такой значительный рост производства был обусловлен в основном за счет вторичного свинца (главным образом за счет переработки отживших срок аккумуляторных батарей). Эти обстоятельства с учетом поставок свинца из стран СНГ позволили значительно увеличить его экспорт на рынки западных стран: если до 1992 г. Россия не поставляла свинец на внешние рынки, то в 2001 г. было экспортировано 8,7 тыс. т металла.

Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Швеция и Индия, а из стран СНГ — Украина и Белоруссия.

Начиная с 1998 г. для российских экспортеров конъюнктура свинца на внешних рынках сложилась крайне неблагоприятная: произошло падение мировых цен с 531,1 долл. за т в январе 1998 г. до 443,2 долл. за т в декабре 2002 г. Это стало главным фактором спада российского экспорта этого металла за последние 5 лет.

Цинк. Россия за годы реформирования экономики превратилась в крупного экспортера рафинированного цинка: в 2001 г. объем поставок металла за рубеж достиг 113,9 тыс. т (3,1% мирового экспорта). Производство цинка в стране превышает объемы его внутреннего потребления почти в 1,8 раза, что связано со значительными объемами переработки цинкового сырья на металлургических заводах России, поставляемого из зарубежных стран (в основном из Казахстана, Ирана, Китая, стран Западной Европы и Южной Америки).

Внутреннее потребление цинка в России в последнее десятилетие было на много ниже производства металла. Это обстоятельство с учетом поставок из стран СНГ позволило значительно увеличить экспорт металлического цинка на рынки западных стран. Если в 1990 г. экспорт цинка составил всего 2 тыс. т, то в 1999 г. было экспортировано 118,2 тыс. т цинка. В 2000—2001 гг. объемы экспорта металла сократились соответственно до 117,2 и 113,9 тыс. т. Это было вызвано ростом внутреннего потребления и неблагоприятной ситуацией на мировом рынке этого металла. До 2005 г. ожидается сохранение экспорта цинка в пределах 110—120 тыс. т.

Олово. На состояние рынка олова в России наиболее отрицательное влияние оказало резкое падение внутреннего спроса на металл и ограниченность возможности выхода на мировой рынок из-за весьма высокой себестоимости производства и сильной конкуренции со стороны основных оловодобывающих стран (в основном Китая). В то же время темпы падения внутреннего спроса на олово, намного превышающие темпы снижения его производства, создали условия для наращивания экспорта. Если в 1990 г. объёмы потребление олова были выше объемов его производства (дефицит покрывался за счет импорта), то начиная с 1992 г. появились излишки олова, которые стали поставляться на экспорт по заниженным ценам. Объёмы поставок олова на мировой рынок с 1992 г. по 1996 г. выросли с 3,2 тыс. т до 8,9 тыс. т (в 2,8 раза). В период же 1997—1999 гг. объемы российского экспорта резко снизились, в связи с неблагоприятной конъюнктурой мирового рынка. Так, в 1999 г. было поставлено за рубеж всего 0,8 тыс. т олова (в 1996 г. — 8,9 тыс. т), а начиная с 2000 г. экспорт марочного олова в страны Запада практически прекратился. Сокращение поставок марочного олова в страны Запада было вызвано значительным снижением выпуска марочного олова на Новосибирском ОК и трудностями сбыта на внешнем рынке, так как затраты на производство металла были значительно выше, чем мировые цены.

Экспорт металлического олова из России в страны СНГ снизился с 1,45 тыс. т (1996 г.) до 0,7 тыс. т (1999 г.), а его доля в общем объеме продаж металла за рубеж возросла с 16,3% до 87,6%. Однако в 2000-2001 гг. в связи с резким сокращением экспорта металла в страны Запада поставки олова в страны СНГ начали увеличиваться и в 2001 г. составили 1,8 тыс. т.

Основными странами — импортерами российского олова являются Нидерланды и Казахстан. В небольших количествах (десятки и первые сотни тонн) олово поставлялось в Польшу, Украину, Узбекистан и Турцию. В то же время импорт металла из этих стран вырос до 2,5 тыс. т. Это обстоятельство связано с тем, что цены на отечественный металл стали значительно превышать цены мирового рынка, в связи с чем российским потребителям стало более выгодно покупать олово за рубежом, в основном в Китае.

Вольфрам. Существенное сокращение спроса на вольфрам из-за снижения уровня производства в машиностроении и со стороны предприятий ВПК, а также неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, имевшие место в последнее десятилетие, привели к резкому снижению производства вольфрама. С 1991-го по 2001 г. внутреннее потребление 60%-ного вольфрамового концентрата сократилось почти в 7,3 раза (с 29,4 тыс. т до 4 тыс. т), а производство концентратов за этот же период — в 4,7 раза (с 24,4 тыс. т до 5,1 тыс. т).

В настоящее время вольфрамовая промышленность России не только покрывает значительно снизившуюся внутреннюю потребность в вольфраме, но и поставляет излишки концентрата на внешний рынок. Весьма высокая себестоимость в основном из-за низкого качества руды и высоких издержек производства, а также несоответствие качества выпускаемых концентратов мировым стандартам делают российские концентраты неконкурентоспособными на мировом рынке. Тем не менее Россия, импортировавшая ранее концентраты вольфрама (в 1990 г. — 6,2 тыс. т), в последние годы стала наращивать экспорт вольфрамовой продукции, главным образом в виде ферровольфрама и паравольфрамата аммония. В пересчете на 60%-ной концентрат экспорт России увеличился с 1,14 тыс. т (1993 г.) до 3,3 тыс. т (1996 г.), в 1997 г. достиг 8,8 тыс. т, причем значительная часть вольфрама была поставлена из государственного резерва. Начиная с 1999 г. объемы экспорта вольфрамового концентрата сократились и в 2001 г. составили 3,2 тыс. т (оценка). Из-за отсутствия платежеспособного спроса на внутреннем рынке более половины произведенного в России вольфрамового концентрата поставляется на мировой рынок по демпинговым ценам.

Титан. Россия является одной из крупнейших стран мира по производству губчатого титана и титанового проката: мощности российских предприятий по выпуску титановой губки позволяют не только обеспечить внутренние потребности страны, но и экспортировать значительное количество этой продукции, выступая основным конкурентом США и Японии.

Информация о работе Рынок цветных металлов