Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка. Цель его состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. в осуществлении посредничества в движении денежных средств от инвесторов к эмитентам

Содержание

Введение.
1.Роль рынка ценных бумаг в экономике.
2.Механизм функционирования рынка ценных бумаг.
3.Становление рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
3.1.Развитие рынка ценных бумаг в республике Беларусь.
3.2.Проблемы рынка ценных бумаг и пути их решения.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

_________________________________________________________________

1.  Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития / Мн. : РИВШ БГУ, 2001.с.227 
 
 

бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 г. Уже этот закон и принятый позднее Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г определили возможную структуру и механизм функционирования рынка ценных бумаг в стране.

  Участники – это покупатели и продавцы на этом рынке. Продавцами изначально выступают эмитенты ценных бумаг, то есть те участники, которые выпустили свои ценные бумаги и желают их продать. Эмитентами могут быть коммерческие компании, государство, местные органы власти. В Республике 
Беларусь основным эмитентом ценных бумаг является государство. 
  Рынок ценных бумаг с его биржевым и обширным внебиржевым механизмом, с его сложной системой посредников является одной из основных форм существования и взаимодействия рыночных сил. Благодаря своей потенциальной масштабности и сложности он выступает наиболее чувствительным элементом рыночной системы, реагирующим на экономические потрясения и изменения в политике государства. Существование рынка ценных бумаг требует выполнения целого комплекса условий не только общеконцептуального  характера, но и частного в виде конкретных мер в области законодательства, институционального развития, монетарной, налоговой, инвестиционной, валютной политики. Становление и развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь наглядно подтверждает вышесказанное.   Наиболее плодотворным для обоснования необходимости формирования и развития рынка ценных бумаг является  выделение в его структуре двух сегментов  - рынка акций и рынка облигаций. В существовании рынка облигаций заинтересовано в первую очередь государство. Безусловно, в условиях переходной экономики государство призвано решать проблему безинфляционного финансирования бюджета с помощью выпуска и размещения государственных краткосрочных облигаций и сделать их основным инструментом денежно-кредитной политики при проведении операций на открытом рынке. Государственные обязательства в условиях инфляции  и общей нестабильности являются единственно привлекательными  финансовыми инструментами по своей надежности и доходности, так как в их размещении, участвует ограниченное число первичных  инвесторов и государства в состоянии корректировать доходность своих бумаг относительно уровня инфляции. В то же время оно не должно чрезмерно увлекаться использованием данного инструмента в условиях стабилизации экономики и преодоления кризисных явлений. В Республике Беларусь с самого начала возникновения рынка ценных бумаг и по настоящее время государственные ценные бумаги преобладают. Так по данным Департамента по ценным бумагам общий объем торгов за 2008 год на первичном рынке составлял 37,9 млн долларов США, в том числе облигациями – 37,9 млн долларов США, на вторичном рынке – 534 млн. долларов США, в том числе акциями – 91,7 млн .долларов США, облигациями – 534 млн долларов США. (1).

  Покупатель выпущенных акций и облигаций называется инвестором, поскольку юридическое или физическое лицо, покупая ценную бумагу, инвестирует в неё деньги. Целью инвестирования может быть получение в будущем дохода от ценных бумаг либо приобретение части компании. Инвесторов на рынке ценных бумаг подразделяют на две группы:  
-  индивидуальные инвесторы (или розничные инвесторы – физические и юридические лица);  
- институциональные инвесторы.

  К институциональным  инвесторам относят финансовые  организации, осуществляющие крупные систематические инвестиционные вложения в акции и облигации. В Беларуси – это страховые компании и банки. Поскольку у страховой компании находится в обращении большое количество денег, и они не нужны ей для непосредственной страховой работы в каждый любой день, то ей выгодно временно инвестировать эти деньги в ценные бумаги. Именно на инвестиционной деятельности страховщики зарабатывают основные свои доходы. Также поступают и банки.

  Для того  чтобы продавцы могли продавать,  а покупатели покупать, существуют элементы инфраструктуры рынка. Основными из них являются биржа, брокеры, депозитарии и некоторые другие профессиональные участники рынка ценных бумаг. Эти компании выполняют поручения по покупке или продаже ценных бумаг, эффективному размещению свободных средств инвестора, оказывают консультационные и прочие услуги. В Республике Беларусь важную роль в инфраструктуре рынка ценных бумаг играет Национальный банк. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет первичное размещение государственных ценных бумаг и расчеты, связанные с данными операциями; расчеты по результатам торгов ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" (далее — ОАО БВФБ), выплачивает купонный доход, пога-

_________________________________________________________________

1. cis.minsk.by – посещение 27.10.10 г.

шает государственные  ценные бумаги. Таким образом, посредством  этих операций центральным банком реализуется функция финансового агента Правительства. К функциям Национального банка в расчетно-клиринговой системе относят: резервирование для участия в торгах денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков и передачу в ОАО БВФБ информации об этой операции; осуществление переводов денежных средств по результатам торгов на основании распоряжений ОАО БВФБ.

  Важнейшим  элементом инфраструктуры и, в  то же время, одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг является биржа. История Белорусской валютно-фондовой биржи началась 17 лет назад. 4 марта 1993 года 18 ведущими коммерческими банками была создана Межбанковская валютная биржа в форме закрытого акционерного общества, основной задачей которого являлось организация торгов иностранными валютами. 24 марта 1993 года состоялись первые торги по российскому рублю. В 1995 году Национальным банком Республики Беларусь бирже было предоставлено право на организацию операций по купле-продаже фьючерсных контрактов на поставку иностранной валюты и иных финансовых активов.  24 сентября 1996 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.04.1996 №139 биржа была преобразована в Государственное учреждение Национального банка Республики Беларусь «Межбанковская валютная биржа». На протяжении 2 лет биржа являлась структурным подразделением Национального Банка и осуществляла функцию организации торгов иностранными валютами, а также согласно Постановлению Совета Министров от 01.10.1997 №1305/23 бирже было предоставлено право осуществлять деятельность по организации вторичного рынка государственных ценных бумаг (за исключением именных приватизационных чеков) и ценных бумаг Национального банка.  
На базе Государственного учреждения Национального банка Республики Беларусь «Межбанковская валютная биржа» в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 года №366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» 29 декабря 1998 года было создано открытое акционерное общество Белорусская валютно-фондовая биржа. Получив дополнительно лицензии на право проведение биржевой деятельности по ценным бумагам и деятельности депозитария, биржа стала организатором торгов на основных сегментах финансового рынка Республики Беларусь (валютном рынке, рынке государственных ценных бумаг, облигаций Национального банка Республики Беларусь, корпоративных ценных бумаг, облигаций местных займов, и вексельном рынке). Первые торги в ОАО “Белорусская валютно-фондовая биржа” состоялись 4 января 1999 года. Так же с 1999 года биржа начала выполнять функции расчетного депозитария на рынке эмиссионных негосударственных ценных бумаг и осуществлять клиринг по всем заключенным на её торгах сделкам. В 2007 году был запущен сектор срочного рынка. Первыми инструментами стали фьючерсы на курс доллара США и евро. Торгуемые инструменты и объем торгов, миллионов долларов США (за 2009 год) следующие 
ВСЕГО – 29 167,26, в том числе:

- иностранные валюты – 14 098,64 (доллар США с расчетами T+0; евро с расчетами T+1; российский рубль с расчетами T+1); 
- фьючерсные контракты – 11,25;

- фондовый рынок: 15 057,37 в том числе:

- государственные эмиссионные ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов – 13 727,32 (вторичное обращение); 
- негосударственные ценные бумаги 1 330,06 (акции субъектов хозяйствования – 44,34; облигации субъектов хозяйствования – 1 282,08; облигации местных займов – 3,64).(1)  mab.micex.ru

  На бирже  действуют дилеры, брокеры, а также доверительные управляющие – являющиеся профессиональными участниками, совершающими торговые операции на РЦБ, последние два осуществляют при этом посреднические функции. Дилеры осуществляют торговые операции за свой счет и от своего имени. Брокер является юридическим лицом, совершающим сделки с ценными бумагами за счёт клиента и в его интересах. В основном, частные инвесторы совершают операции с ценными бумагами с помощью брокеров.  
  Доверительные управляющие при осуществлении купли-продажи ценных бумаг отличаются тем, что не получают указаний от инвестора по характеру операций, совершая их по собственной инициативе. Пример доверительного управляющего – инвестиционный фонд. Он собирает средства инвесторов, но сам решает каким образом их инвестировать.  
Инвестиционный фонд, кстати говоря, традиционно является важным участником на рынке ценных бумаг. Во времена начала чековой приватизации в Беларуси несколько фондов успело появиться, но неразвитость рынка и свертывание процесса приватизации обрекла их на недолгую жизнь – им просто некуда было инвестировать средства. На сегодняшний день не осталось ни одного фонда. Однако, учитывая возможность скорого возвращения инвестиционных фондов в нашей стране, важно понимать суть и преимущества их работы.  
  На сайте Департамента по ценным бумагам можно найти перечень всех действующих профессиональных участников рынка ценных бумаг Беларуси. Все они имеют лицензию, находятся под постоянным присмотром Департамента по ценным бумагам, и значит, заслуживают определенного доверия. Для большей надежности можно обратиться к компаниям, входящим в «Ас

________________________________________________________________

1.  mab.micex.ru –посещение 24.10.10 г. 

социацию участников рынка ценных бумаг». К данным компаниям  предъявляются дополнительные требования самой Ассоциацией. Характеристика их количества приведена в Приложении 2. 
Помимо перечисленных посредников и биржи на рынке существуют депозитарии. Последние осуществляют функции, связанные с хранением, учетом и расчетами по ценным бумагам. В основном, акции и облигации не имеют физического воплощения, а лишь учитываются на так называемых счетах «депо». Как на расчетном счету компании находятся миллионы белорусских рублей, так на счете «депо» находятся принадлежащие гражданам или организациям ценные бумаги.  
  Все переводы ценных бумаг и много других вспомогательных действий с ними осуществляют депозитарии. Они также обязательно имеют лицензии. Система депозитарного учета в Беларуси имеет достаточно высокий уровень развития и считается более надежной чем, например, в России. Работа депозитариев состоит из непростых технических операций, в которые обычному участнику рынка ценных бумаг нет необходимости вникать. Многие банки предлагают услуги депозитария, и, как правило, компании обращаются в депозитарий своего обслуживающего банка.  
  Таким образом, модель фондового рынка Беларуси включает совокупность его участников (эмитентов и инвесторов), вспомогательные институты, обеспечивающие работу инфраструктуры рынка. Для устойчивой работы всю эту совокупность необходимо регулировать.  
  Регулированием рынка в Беларуси занимается, в основном, Департамент по ценным бумагам Министерства финансов. Департамент осуществляет контроль и надзор за выпуском и обращением ценных бумаг, а также за профессиональной и биржевой деятельностью. Он осуществляет финансовый контроль соблюдения участниками рынка законодательства о ценных бумагах. По вопросам выпуска и обращения ценных бумаг можно обращаться именно в Департамент по ценным бумагам.  
  Становление рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, как и в других странах определяется во многом, а, зачастую и в первую очередь, действующей нормативной базой, т.е законодательством и подзаконными актами из него вытекающими.Наиболее важными из них являются следующие:

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.,  Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г., Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 г.,IЗакон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г.I «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»,. Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г., «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» , Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г., «Об обращении переводных и простых векселей» ,Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. «Об ипотеке».

            3.2.Проблемы рынка ценных бумаг  и пути их решения. 

  Проблемы  рынка ценных бумаг определяются  факторами, которые воздействуют на него и формируют ту или иную модель его функционирования. Можно выделить 2 группы факторов: действующие внутри страны и внешние факторы.

 К первой  группе следует отнести:

- принадлежность  к развитым или формирующимся  рынкам;

- структура собственности;

- финансовая  глубина и финансовая структура  экономики, а ,также, ее отраслевая структура;

- экономическая  и финансовая политика государства;

- накопленные  диспропорции и проблемы в  организации рынка ценных бумаг;

- модель экономической  и политической системы. Политическая и социальная стабильность.

- модель экономического  поведения населения. Религиозный  фактор.

- внутристрановые  экономические циклы и экономическая  конъюнктура.

  Ко второй  группе относятся:

- долгосрочные  циклы мировой экономики;

- региональная  принадлежность;

- Зависимость  от рынка-лидера и взаимозависимость  с другими рынками;

- мировые цены  на нефть и сырье;

- сравнительная  конкурентоспособность страны и  ее фондового рынка;

- степень оцененности  ее фондового рынка;(1).

    Вследствие  достаточно низкого уровня развитии  рынка ценных бумаг в Республике Беларусь достаточно трудно оценить количественно соотношение между внутренними и внешними факторами, определяющими динамику рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Например,  в России, по оценке экспертов, внешние факторы на 80-90% определяют динамику рынка акций.(2).Можно лишь отметить, что дальнейшая либерализация экономики, которая происходит в настоящее время в стране, приведет к увеличению влияния внешних факторов.

 

1. . Я.М. Миркин  Рынок ценных бумаг России  М., 2002 г. с. 75

2.Там же, с.76 

Что касается деления  рынков на развитые и формирующиеся, то в рынок нашей страны, безусловно, следует отнести к последним. Например, используемый для характеристики данного фактора индикатор «Капитализация рынка акций/ВНП» составлял по данным Департамента по ценным бумагам всего 0,18% на 01.01.09 ,(1) тогда как, например, для России он уже в 2000 г. был на уровне 15,8%.(2). Другими словами, наш формирующийся рынок ценных бумаг, характеризуется низкой насыщенностью хозяйственного оборота ценными бумагами и , соответственно, ограниченной способностью к перераспределению денежных ресурсов.

  Структура  собственности в Республике Беларусь  тоже далека от идеальной, с  позиций развития рынка ценных бумаг. По оценке экспертов более 80% собственности в стране принадлежит государству.(3). Такие диспропорции ,и, прежде всего то, что государство является главным, а зачастую и  единственным игроком на рынке ценных бумаг естественно не способствуют его динамичному развитию.

  Политическая  и социальная стабильность, существующая  в нашей стране на протяжении  ряда последних лет, могла бы  способствовать решению проблемы динамики рынка ценных бумаг, но этого не произошло по ряду объективных и субъективных причин, и только, в последнее время наметились положительные тенденции в этой сфере.

  Сложно сказать,  что заставило правительство  Белоруссии начать приватизацию: крах мировой финансовой системы либо кризис внутри республики, вызванный неэффективным функционированием государственных предприятий. И хотя процесс приватизации в Белоруссии начался в 2008 г., власти пошли на этот шаг, когда национальная экономика еще не ощутила последствий мирового кризиса. Первой ласточкой, сформировавшей позитивные настроения на белорусском рынке ценных бумаг, стала отмена особого права государства ("золотой акции") на участие в управлении хозяйственными обществами, созданными на первом этапе белорусской приватизации в 1990-х гг. (Указ Президента РБ от 04.03.2008 № 144 «О признании утратившими силу некоторых указов (отдельного положения Указа) Президента Рес 

1. cis.minsk.by – посещение 27.10.10 г.

2. Я.М. Миркин Рынок ценных бумаг России М., 2002 г. с. 79

3. economy-law.com – посещение 26.10.10 г. 
 

Информация о работе Рынок ценных бумаг