Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: в экономике рыночного типа широкое развитие получил такой механизм регулирования экономических процессов, как рынок ценных бумаг. Это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением. Рынок ценных бумаг представляет собой сферу реализации экономических отношений, выражаемых финансовым капиталом, и является частью финансового рынка, на котором капиталы аккумулируются, а затем инвестируются в реальный сектор экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНЫЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ) АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5

1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг, их типы и виды 5

1.2 Понятие, сущность и структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг 10

1.3 Участники рынка ценных бумаг 12

1.4 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг 15

2. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ 18

2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 18

2.2 Государственная регистрация выпусков ценных бумаг 22

2.3 Основные проблемы рынка ценных бумаг 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг.docx

— 108.40 Кб (Скачать)

     - платы за регистрацию сделок;

     - доходов от продажи информации;

     - доходов от обращения денежных  средств, находящихся в распоряжении  организации;

     - поступлений от продажи своих  технологий расчетов, программного  обеспечения и т.п.;

     - других доходов.

     Организатор торговли – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Организатор  торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

     - правила допуска участника рынка  ценных бумаг к торгам;

     - правила допуска к торгам ценных  бумаг;

     - правила регистрации сделок;

     - правила заключения и сверки  сделок;

     - порядок исполнения сделок;

     - правила ограничивающие манипулирование  ценами;

     - расписание предоставления услуг  организаторам торговли на рынке  ценных бумаг [2, c. 311].

     Таким образом, участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в  определенные экономические отношения  по поводу обращения ценных бумаг. 

 

1.4 Деятельность фондовой  биржи как эмитента  регулируемого рынка  ценных бумаг

 

     По  мере формирования рынка ценных бумаг  возникает необходимость в учреждении специальных органов, в основные функции которых входят организация  торгов, контроль и регулирование  оборота ценных бумаг. Такими органами являются фондовые биржи, существование  которых обусловлено мировой  практикой функционирования финансовых рынков.

     Фондовая  биржа - это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации в целях ознакомления всех заинтересованных лиц регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг (ст. 24 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах) [8, c. 98].

     Объединяя профессиональных участников рынка  ценных бумаг в одном помещении, фондовые биржи создают условия  для концентрации спроса и предложения, а также повышения ликвидности  рынка в целом. Для бирж присуща  определенная система организации торговли, к основным принципам которой относятся:

     - проверка качества и надежности  продаваемых ценных бумаг;

     -установление  на основе аукционной торговли  единого курса на одинаковые  ценные бумаги одного эмитента;

     - гласность совершаемых на бирже  операций.

     Отличительной чертой биржи является некоммерческий характер ее деятельности. Для того чтобы извлекать высокую прибыль  от работы биржи, потребовалось бы максимально  увеличить сборы с ее членов, что  вынудило бы часть из них искать иное место для совершения сделок. Доходы биржи ограничиваются суммами, необходимыми для обеспечения ее нормального функционирования и развития, и не используются на выплату дивидендов субъектам, внесшим свои средства в уставный капитал биржи.

     В Республике Беларусь в соответствии со ст. 25 Закона «О ценных бумагах и  фондовых биржах» фондовая биржа  должна быть образована в форме открытого  акционерного общества.

     Следует отличать учредителей фондовой биржи  от ее акционеров и членов. Членами фондовой биржи могут быть акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Устав и правила фондовой биржи должны предусматривать, что членство в ней доступно для любого профессионального участника рынка ценных бумаг. Необходимо отметить, что членами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные лица. При этом физическое лицо, обладающее долевым участием в уставном фонде члена биржи, не может быть руководителем или сотрудником другого члена биржи, а также служащим самой биржи.

     Фондовая  биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, расчетов и  учета по сделкам, различные правила  и другие документы, связанные с деятельностью биржи. При этом центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи, если они противоречат действующему законодательству. Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций, не может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительных услуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и др.

     В Республике Беларусь биржевой рынок  представлен, главным образом, открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»

     Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственным допустимым местом торгов. К таким  бумагам, в частности, относятся: государственные  кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочные  облигации Национального банка  Республики Беларусь, облигации местных  займов и ценные бумаги открытых акционерных обществ, прошедшие оценку качества и надежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.

     Торги в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» организуются в рамках секции валютного рынка, секции фондового  рынка и секции срочного рынка. Сделки с финансовыми активами заключаются  только в электронных торговых системах. Участники торгов имеют возможность  работать с использованием автоматизированных рабочих мест, расположенных в  залах торгов, или установить удаленный  торговый терминал в своем офисе.

     В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членом Международной ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой является содействие формированию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли [2, c. 434].

     Можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности биржи является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективной торговли ценными бумагами. 

 

2. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ:  СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

2.1 Государственное  регулирование рынка  ценных бумаг

 

     Государственное регулирование рынка ценных бумаг  — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти  действия.

     К основным целям регулирования рынка  ценных бумаг относятся:

     - создание необходимых условий для работы всех участников рынка;

     - защита участников рынка, в том числе инвесторов, от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;

     - обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

     - создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности;

     - создание новых инструментов для расширения и совершенствования существующего рынка ценных бумаг, а также, при необходимости создание новых рынков;

     - воздействие на рынок для достижения каких-либо общественных целей (например, снижение инфляции, рост экономики) [8, c. 189].

     Процесс государственного регулирования рынка  ценных бумаг включает:

     - создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положений, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, размещение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются разнообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;

     - лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;

     - страхование инвесторов и защита их прав;

     - аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

     - постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);

     - контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;

     - систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приостановление действия или отзыв лицензий на право осуществления профессиональной деятельности — вплоть до уголовных наказаний;

     - предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);

     - предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресурсов на покрытие расходов государства.

     Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее  регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и  обществом в целом.

     Можно выделить две основные модели регулирования  фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно  государственными органами и лишь небольшая  часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для  второй модели характерна передача максимально  возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в  контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой  основные контрольные функции, возможность  в любой момент вмешаться в  процесс саморегулирования.

     Государство через законодательную базу и  свои органы управления регулирует рынок  ценных бумаг напрямую — административно, и косвенно — экономически. Административное регулирование государства заключается  в установлении обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации всех видов ценных бумаг, лицензировании профессиональной деятельности по ценным бумагам, обеспечении гласности  и равной информированности всех участников рынка. Косвенное управление рынком ценных бумаг государство  осуществляет посредством экономических рычагов, в число которых входят налогообложение, определение уровня ставки рефинансирования, проведение центральным банком операций на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования [5, c. 567].

     Нормативной правовой основой регулирования  рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:

     Гражданский кодекс Республики Беларусь;

     Указ  Президента Республики Беларусь 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»;

     Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах и фондовых биржах»;

     Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах»;

     Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ»;

Информация о работе Рынок ценных бумаг