Рынок ценных бумаг и его особенности в структуре финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Встав в начале 90-х на путь формирования цивилизованной экономики рыночного типа, в результате глубоких институциональных реформ, Россия добилась к настоящему времени определенных результатов. Несмотря на достаточно хаотическое развитие рынка в течение этого времени, на данном этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики. Такая система, как известно, состоит из бюджетного финансирования, системы банковского кредитования и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов. При этом системе прямого инвестирования следует уделить наибольшее внимание, так как первые две составляющие ограничены. Ресурсы государственного бюджета предельны исходя из самой сущности его формирования; бюджетное финансирование не должно и не может служить основным источником средств для развития экономики.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

      При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа  или скупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.

      Фондовый  рынок реагирует также на учетную  политику Центрального банка. Центральный  банк может предоставлять ссуды другим банкам. Это называется “учетом векселей”. Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.

      Фондовый  рынок реагирует также на изменение  обязательных резервных средств, которые  должны хранить банки в Центральном  банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является очень мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают довольно редко - раз в несколько лет.                    

      Рынок ценных бумаг испытывает воздействие  государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повышению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.

      В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое  количество облигаций с колеблющимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.

      Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом “О рынке ценных бумаг” представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации.

      Существование арбитража позволят не доводить подавляющее  количество конфликтов до суда.

      Надежность  выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием принципа полного предъявления, то есть полного раскрытия всей необходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторичный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии.

      Общим принципом является саморегулирование  институтов рынка ценных бумаг под  наблюдением государственных органов. Разрабатывается и внедряется стандартизация в бухгалтерский учет, формы отчетов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирующие органы систематически публикуют в специальных изданиях интерпретации законов и распоряжений, запретов и правил. Все регулирование направлено на создание обстановки законности, честности, открытости, гласности, защиты рынка и инвесторов от возможных махинаций и мошенничества.

 
3.2.Проблематика рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

В настоящее  время происходит сложный  процесс  создания структуры фондового рынка, который отвечал бы  международным стандартам. Рынок ценных бумаг начал  складываться  после  выхода постановления Совета Министров СССР №1195 от 15 октября 1988  года "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", в  котором были определены процедуры, связанные с изготовлением,  реализацией и приобретением акций работникам предприятий.  С  достаточной четкостью постановка бухгалтерского учета была  определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля  1991  года  "О  бухгалтерском учете ценных бумаг".

            Формирование рынка ценных бумаг в России  в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом  процессе  отводится также становлению единого экономического  пространства  между бывшими союзными республиками, в том числе странами СНГ.

            Приватизация означает преобразование государственной собственности  в собственность граждан или  юридических лиц.  В  нашей стране основным документом,  определяющим  практические  вопросы приватизации является Государственная программа приватизации  государственных и муниципальных предприятий в Российской  Федерации.

            Для решения таких  острых проблем, существующих в настоящее  время в России, как то: 

  • нехватка  инвестиционных  ресурсов  и оборотных средств в промышленности;
  • многомесячная  задолженность бюджетов по заработной  плате  и  пенсиям;
  • резко  возрастающие взаимные неплатежи, неплатежи в бюджет…

            Необходимо в настоящее  время разработать стратегические  и  тактические  шаги  по приоритетным направлениям развития рынка ценных бумаг. 

            Вместе с тем, несмотря на позитивные сдвиги в развитии  рынка ценных бумаг, значительные эмиссии  акций промышленных  предприятий  по отдельным акционерным обществам, вторичная их  эмиссия  и объемы капитальных вложений,  финансируемых за счет нее, пока  в целом недостаточны. Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам не удалось привлечь и временно свободные средства населения, к моменту  проведения специализированных денежных аукционов  у  населения  появился альтернативный инструмент для их вложения - облигации  государственного сберегательного займа. 

            В настоящее время  в России остро встала проблема низкой инвестиционной активности субъектов  предпринимательской  деятельности.

Это произошло  по нескольким причинам.

            Во-первых, это связано  с общим неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими  инвестиционными способностями  частного  сектора. 

            Во-вторых, проблема низкой инвестиционной  активности  усугубляется  острым кризисом неплатежей.

            В-третьих, на состояние  инвестиционной  деятельности большое  влияние оказывает завышенная  в связи с инфляцией   цена  кредитных  ресурсов,  делающая  их   недоступными реальному сектору.

            Значительный потенциал  финансовых ресурсов  для  инвестирования формируется на рынке ценных бумаг и прежде  всего  в  секторе корпоративных ценных бумаг. Масштабы привлечения  инвестиций  через механизм рынка ценных бумаг во многом  определяется  вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и  инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций, в том числе  государственных, участием в фондовых операциях как крупных  институциональных  инвесторов, так и значительных масс населения через систему инвестиционных фондов, инвестиционных и страховых компаний. 

                  Немногим раньше Банк России провел экспериментальный  аукцион по размещению Первого внутреннего  республиканского займа РСФСР 1991 г. Характеристики этого займа: срок обращения - 3 года; купонная ставка 8,5 %.

В ходе аукциона было реализовано облигаций на сумму 55 млн. руб. и, кроме того, были опробованы новые (для России) технологии выпуска и размещения облигаций:

  • безбумажный выпуск (в виде записей по счетам владельцев); аукционный сбор заявок;
  • определение цены реализации на основе конкуренции ценовых предложений продавца и покупателей.

                  Следующим этапом на пути становления рынка государственных  ценных бумаг стала начатая 10 августа 1992 г. Центральным банком Российской Федерации постоянная торговля облигациями  Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. ("30-летний заем"). Его основные параметры:

  • объем - 80 млрд. руб.;
  • номинал облигаций - 100 000 руб.;
  • купонная ставка - 15 % годовых;
  • срок обращения - 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.). 

                  Этот займ был  первый в России, котируемый Центральным  банком. Основным новшеством в технике  выпуска и обращения было использование  Главных территориальных управлений Банка России в качестве дилеров, осуществляющих операции по покупке и продаже облигаций от имени Банка России на основе еженедельно объявляемых котировок. Несмотря на достаточно многообещающую динамику размещения, долгосрочность выпущенных облигаций, даже при условии наличия "особой недели" (цены на эту неделю определялись за 13 месяцев до ее наступления) существенного развития рынка не наблюдалось.

                  Еще одним не очень  удачным проектом оказалась эмиссия  в сентябре 1993 года Золотых сертификатов.

Его основные параметры:

  • объем - рублевый эквивалент 100 тонн золота в ценах золота на Лондонской бирже, по курсу доллара Центрального банка РФ (размещена была незначительная часть);
  • номинал - рублевый эквивалент 10 кг. золота пробы 0,9999 в ценах золота на Лондонской бирже, по курсу доллара Центрального банка;
  • купонная ставка - 3 % годовых; срок обращения - 1 год.

            Минфин ежедневно  объявлял цену продажи Золотых сертификатов, пытался дробить номинал и  долями торговать на ММВБ. Однако вторичный  рынок так и не возник. Эта было обусловлено низкой доходностью, низкой ликвидностью и, отчасти, высоким номиналом данной ценной бумаги.

            Второй по важности нормативный акт - приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993 года “ О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями“. В нём, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО  осуществляются на ММВБ. Первый такой аукцион был проведен в мае 1993 г. Таким образом, ГКО объективно пополнили российский рынок ценных бумаг, адаптировав и развив его новый сегмент, связанный с мобилизацией крупных денежных средств для государства.

                  Третий нормативный  акт “Положение об обслуживании и  обращении выпусков ГКО” устанавливает, что обращение облигаций может  происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права  собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счёт  “депо”  их нового владельца.

 Министерство  финансов РФ, выпуская в обращение  ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования  бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются  на рыночных условиях. В 1993 году осуществление эмиссии государственных облигаций позволило перечислить на счёт Минфина  РФ чистую выручку в размере более 110 млрд. рублей, обеспечивая организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление  по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто  проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок  в  зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При этом ЦБР не  ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и его особенности в структуре финансового рынка