Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;
6. рассмотреть равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах.
Введение
Глава 1. Рыночный механизм
1.1 Рыночный спрос
1.1.1 Кривая, функция спроса
1.1.2 Эластичность спроса по цене
1.2 Рыночное предложение
1.1.3 Кривая, функция предложения
1.1.4 Эластичность предложения по цене
Глава 2. Рыночное равновесие
2.1 Равновесная цена и равновесный объем
2.2 Существование и единственность рыночного равновесия
2.3 Устойчивость равновесия
2.4 Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
2.5 Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
2.6 Паутинообразная модель
2.7 Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
Заключение
Список использованной литературы
На рис.2.3 б) представлен случай, когда кривые спроса и предложения совпадают в отрезке NM. Равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от P1 до P2 и равновесном объеме QE. Изменение цены в указанном диапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей - изменение объема предложения.
На рис.2.3 в) кривые
спроса и предложения также имеют
общий отрезок: в этом случае равновесие
устанавливается при любом
Рис.2.3. Неединственность равновесия. а) линия спроса и предложения имеют две общие точки; б) линия спроса и предложения имеют общий отрезок; в) равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2.Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 2000. - 49с.
Определив свойства равновесия необходимо установить является ли равновесие устойчивым или подвержено изменениям.
Устойчивость равновесия
Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашается, стремясь к равновесной цене PE, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время T, а на оси ординат цену P. Когда отклонения от равновесной цены (например, P1,P2) постепенно выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены рис.2.4 а), относительное - при небольших отклонениях от нее рис.2.4 б).
Если равновесие достигается
лишь в определенных пределах колебания
цены, то говорят о локальной
Рис.2.4. Локальная а) и глобальная б) устойчивость равновесия Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА* М, 1999. - 94с.
Анализ рыночного равновесия с точки зрения его устойчивости требует определенного представления о том механизме, посредством которого устанавливается равновесие на рынке. По-разному понимали действие этого механизма два крупнейших экономиста - Л.Вальрас и А.Маршалл.
Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения рис. 2.5. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке - избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.
Рис.2.5. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 1997. - 78с.
Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2 рис. 2.6. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров - продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Рис.2.6. Рыночное равновесие по А.Маршаллу. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 1997. - 78с.
Цена равновесия обычно
ниже максимально предполагаемой потребителями
цены, на величину излишка потребителя,
который составляет излишек, прежде
всего для состоятельных
Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя - это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.
Рис.2.7. Излишек производителя и потребителя. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 1997. - 79с.
Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.
· Реакция рынка на изменение спроса D рис.2.8 а) ;
Предположим, что объем предложения возрастает. Значит, возрастает спрос на данный товар. Дефицит QE1QE2 продукта Q при цене PE 1 повысит цену до PE 2 в результате установится новое равновесие в точке E2 .
· Реакция рынка на изменение предложения рис.2.8 б):
Предположим, что в результате применения новых технологий сократились издержки производства у производителей и как следствие, возросло предложение товара Q на рынке. Излишек E1B предложение товара при Q при цене PE1 вызовет падение цены до PE2. в результате установится новое равновесие в точке E2. размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии D (S) и наклона графиков D и S.
· При одновременном движении спроса и предложения. (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия PE и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится рис. 2.8 в).
Рис. 2.8. Рыночное равновесие а) при росте спроса; б) при росте предложения; в) при одновременном и однонаправленном изменении спроса и предложения. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА* М, 1999. - 149с.
Паутинообразная модель
Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.
Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Допустим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, тогда как объем предложения - от уровня цен предыдущего периода:
QiD = QiD (Pt),
QiS = QiS (Pt-1), Селищев А.С. Микроэкономика. СПб.: Питер,2003. - 125с.
где t - определенный период времени (t = 0,1,2,…,T). Это значит, что производители определяют в период t-1 объем предложения следующего периода, предполагая, что цены периода t-1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).
В этом случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.
Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и
предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.
Рис.2.9. Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной модели и регулярные колебания (б) вокруг него. Селищев А.С. Микроэкономика. СПб.: Питер,2003. - 126с.
Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.
Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.
Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
Рассмотрим статистические модели рыночного равновесия, в которых фактор времени не учитывается явно: динамические процессы в данном случае представляют собой как бы мгновенные «фотокадры». Можно проиллюстрировать динамические процессы методом сравнительной статики, при котором сдвиг показан соответственным перемещением линии спроса или предложения.
Такой сдвиг показан на рис. 2.10, где линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный наклон) на рис. 2.10 а), сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2. На рис. 2.10 б) сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема.
Рис.2.10. Сдвиг равновесия. 50 лекций по микроэкономике./ Аникин И.В., Баранов И.Н., Бухвалов А.В., Ватник П.А., Гальперин В.М., Игнатьев С.М./ СПб.: Экономическая школа, 2000. - 54с.
Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.
Для этого при использовании
метода сравнительной статики принято
различать три периода. Первый, в
котором все факторы
В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет строго вертикальна. Как видно из рис.2.11 а), в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.
Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то кривая предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком, рис.2.11б). При цене P0 продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара QK. Точно так же поступит и в том случае, если цена превысит уровень P0, например P1. однако при цене ниже P0, например P2, объем предложения составит Q2, тогда как количество товара в размере QK - Q2, может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам.