Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;
6. рассмотреть равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах.

Содержание

Введение
Глава 1. Рыночный механизм
1.1 Рыночный спрос
1.1.1 Кривая, функция спроса
1.1.2 Эластичность спроса по цене
1.2 Рыночное предложение
1.1.3 Кривая, функция предложения
1.1.4 Эластичность предложения по цене
Глава 2. Рыночное равновесие
2.1 Равновесная цена и равновесный объем
2.2 Существование и единственность рыночного равновесия
2.3 Устойчивость равновесия
2.4 Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
2.5 Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
2.6 Паутинообразная модель
2.7 Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

· эластичный спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена, рис.1.5 а);

· неэластичный спрос (ED<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена, рис. 1.5 б);

· единичная эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяются на одну и ту же величину, рис.1.5 в);

· совершенно эластичный спрос (ED= ?). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, рис.1.5 г);

· совершенно неэластичный спрос (ED= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменении цены, рис.1.5 д).

Рис. 1.3. а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса ; г) совершенно эластичный спрос; д) совершенно неэластичный спрос. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 45с.

Эластичность  спроса по цене зависит  от ряда факторов:

1. незаменимость. Если  у товара есть  заменители (товары-субституты), то спрос будет  более эластичным, противоположным  образом влияет  отсутствие таковых;

2. значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным - на все другие группы товаров;

3. удельный вес  в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная  доля средств, эластичны, а  занимающие незначительную долю  бюджета - неэластичны;

4. временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Рыночное  предложение

Предложение Гальперин  В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 1997. - 48с. - количество благ, предлагаемых для  продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем  предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного  промежутка времени.

Объем предлагаемого  к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем  выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом  предложения.

Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения  можно записать как сумму объема предложения i - того продавца: QS = ? QSi Котерова Н.П. Микроэкономика. М.: Мастерство, 2003. - 155с.

Между ценой товара и тем его количеством, которое  предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения.

Кривая, функция предложения

Количество товара, которое производители готовы продать  при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.1.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно - в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.

Рис.1.4. Рынок продавца; Кривая предложения. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА* М, 1999. - 152с.

Функцией предложения  называют зависимость объема предложения  от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид:

QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z) Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 62с. ,

где QS - объем предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; C - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме  цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции  предложения от цены, которая характеризует  зависимость объема предложения  данного товара лишь от его цены:

Q = f (P) 50 лекций  по микроэкономике./ Аникин И.В., Баранов  И.Н., Бухвалов А.В., Ватник П.А., Гальперин  В.М., Игнатьев С.М./ СПб.: Экономическая  школа, 2000. - 31с.

По более высокой  цене на рынке предлагается большее  количество единиц товара, то есть объем  предложения увеличивается, когда  увеличивается цена. На рис.1.5 изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии  вправо вверх повышению цен соответствует  увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.

Рис.1.5. Кривая предложения. Джуха В.М., Панфилова  Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 65с.

Реакция предложения  на изменение цены также характеризуется  эластичностью.

Эластичность  предложения по цене

Эластичность предложения  по цене Емцов Р.Г., Лунин М.Ю. Микроэкономика. М.: Дело и Сервис, 1999.- 58с. - показатель степени чувствительности, реакции  предложения (?QS) на изменение цены товара (?p). Она рассчитывается по формуле:

ES = ?QS%/?p% Котерова Н.П. Микроэкономика. М.: Мастерство, 2003. - 159с.

Различают следующие  формы эластичности предложения:

· эластичное предложение (ES>1) - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена.

· неэластичное предложение (ES<1) - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена.

· Совершенно эластичное предложение (ES = ?) имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены.

· Совершенно не эластичное предложение (ES = 0) имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю, то есть величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены.

Рис.1.6. Формы эластичности предложения по цене. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА* М, 1999. - 121с.

На эластичность предложения  оказывают влияние различные  факторы: цены на сырье и уровень  заработной платы, ставка процента, наличие  резервных производственных мощностей, характер продукции. Важнейшее значение для эластичности предложения имеет  фактор времени, то есть период, в течение  которого производители имеют возможность  приспосабливать объем предложения  к изменению цены. Различают три  временных интервала:

· кратчайший рыночный период, который настолько мал, что  производители не успевают отреагировать  на изменение спроса и цены. В  этом периоде все факторы производства постоянны, а значит, и объем предложения  фиксирован;

· краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность  их использования, то есть переменными  становятся некоторые факторы производства - сырье, рабочая сила и другие;

· долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все  факторы производства.

Проанализировав рыночные составляющие, можно перейти к  их непосредственному взаимодействию.

Рыночное  равновесие

Выше были рассмотрены  спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти  две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает  равновесную цену и равновесный  объем или рыночное равновесие.

Иными словами, рыночное равновесие - это положение на рынке, при котором спрос на товар  равен его предложению.

Совместим линии спроса и предложения на одном графике  рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно  совершать сделки лишь в зоне, расположенной  под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует  все возможные на данном рынке  ситуации обмена. Это и есть рынок  одновременно как продавцов, так  и покупателей. Любая точка, принадлежащая  данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют  неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит  на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально  выгодную как для продавца, так  и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения  называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE - величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Рис.2.1. Рыночное равновесие Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Дело, 2000. - 53с.

Рассмотрим  подробнее равновесную  цену и равновесный  объем.

Равновесная цена и равновесный  объем

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного  равновесия. Равновесная цена - это  цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе  говоря, это единственная цена, соответствующая  условию:

PE = PD = PS

При данной цене на рынке  устанавливается и равновесное  количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD = QS

Равновесная цена выполняет  важнейшие функции:

· информационную - ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;

· нормирующую - она  нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и  на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему  следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос  производителя на ресурсы;

· стимулирующую - она  вынуждает производителя расширять  или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы  издержки «уложились» в цену и  осталась еще какая-то прибыль.

Чтобы окончательно определить понятие рыночного равновесия нужно  рассмотреть его свойства.

Существование и единственность равновесия

Из выше сказанного неявно предполагались следующие допущения:

· на рынке отдельного товара равновесие существует;

· равновесие существует только при единственном сочетании  значений цены и объема.

Однако можно привести примеры, в которых эти допущения  нарушаются:

· Объем предложения  и объем спроса не равны между  собой при любом неотрицательном  значении цены;

· Существует более  чем одно сочетание цена-объем, при  котором достигается равновесие на рынке.

Рассмотрим существование  равновесия на рынке. Оно возможно, если имеется одна или более неотрицательных  цен, при которых объемы спроса и  предложения равны и неотрицательны. При графическом изображении  это означает, что равновесие будет  существовать, если линия спроса и  предложения имеют, по крайней мере, одну общую точку.

На рис.2.2 изображены две ситуации, в которых линии  спроса и предложения не имеют  общих точек.

На рис.2.2 а) объем  предложения превышает объем  спроса при любой неотрицательной  цене.

На рис.2.2 б) цена спроса меньше цены предложения цена спроса определяется на графике как ордината точки на линии спроса и означает максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенный объем предлагаемого товара. В  свою очередь цена предложения определяется на графике как ордината точки  на линии предложения и означает минимальную цену, по которой продавцы готовы предложить определенное количество товара. при любом неотрицательном  объеме выпуска; сумма денег, которую  потребители готовы заплатить за данный товар недостаточна, чтобы  компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно.

Рис.2.2. Объем  предложения превышает объем  спроса при любой неотрицательной  цене а); цена предложения превышает  цену спроса при любом неотрицательном  объеме б). Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 2000. - 48с.

Перейдем к рассмотрению вопроса о единственности равновесия.

На рис.2.3 а) линия  спроса имеет нормальный вид, то есть характерный отрицательный наклон. В то же время линия предложения  меняет знак наклона при росте  цены, что приводит к существованию  двух положений равновесия - в точках E1 и E2.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие