Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Республика Беларусь на сегодняшний день стремиться к рыночной экономике, и эта проблема является весьма актуальной. Поэтому целями данной работы являются: выявить, что же такое рыночная экономика, обозначить ее основные модели, их актуальность в различных экономически развитых странах; проанализировать, к какой из моделей принадлежит Республика Беларусь, обосновать наиболее важные проблемы, относящееся к этой модели; а также установить проблемы, связанные с формированием данной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Рыночная экономика, виды и модели………………………………..............5
2 Социально ориентированная и ее проблемы……………………………… 12
3 Рыночная экономика Республики Беларусь. Проблемы и
возможные пути решения……………………………………………...……..21
Заключение……………………………………………………………….……..32
Список использованных источников………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Рыночная экономика Республики Беларусь общие черты и национальные особенности.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Как известно, главной функцией любой  экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества. Она же и будет основной для социально ориентированной экономики, но, исходя из принципов данной системы, можно выделить и другие, не менее важные ее функции, такие как:

  1. удовлетворение социальных потребностей общества
  2. обеспечение социальной справедливости
  3. обеспечение материального и духовного благосостояния всех слоев населения
  4. смягчение социальных противоречий.

     Основными составляющими социально ориентированной  экономики являются государство и рынок. При этом соотношение  между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, так как оно будет зависеть от определенных условий: страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан и много другого. Несмотря на это данная экономическая система на сегодняшний день обладает преимуществами по сравнению с другими системами, поскольку она дает возможность создания иных моделей, которые в других условиях приведут экономику некоторой страны к более или менее позитивным социальным и экономическим результатам.

     Из  сказанного ранее, можно сделать  вывод, что суть социально ориентированной  экономики в том, что государство  обязуется обеспечить безопасную и  достойную жизнь для населения. Граждане доверяют государству, поэтому управление рыночной экономикой является одной из его функций, люди уверены, что оно может обеспечить стабильность и правомерность всех процессов,  которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

     Первая  из проблем, которая встает при осмыслении новой модели и которую нужно решать, выбрав путь формирования социально ориентированной рыночной экономики, состоит в том, чтобы определить, что же понимать под социальной справедливостью как внутренней составляющей новой модели. Ведь в этой системе она – не просто мечта, идеал, а встроенный компонент, органическое звено.

     Дело  в том, что другая составляющая –  рыночная экономика, ее суть и особенности  уже достаточно изучены, широко освещены и понимаются теперь примерно одинаково. А вот по поводу социальной справедливости сразу возникают еще многие вопросы: что это такое? Как нам с учетом наших особенностей ее понимать? Каковы критерии социальной справедливости? Каковы ее показатели и инструменты?

     Нужно признать, что разброс мнений тут  велик: от рыночной справедливости. Осуществляемой на основе конкуренции и прибыли, до коммунистической справедливости без эксплуататорских классов. Проблема социальной справедливости – древняя и сложная. Есть в ней и философский аспект. И социальный, и психолого-этнический и, конечно, экономический. Поэтому изучение и суждение должно быть системным, комплексным, с учетом конкретно-исторических и социокультурных факторов данной страны. Иначе важнейший принцип социальной справедливости не заработает, останется лишь на бумаге.[7, c.258]

     Социальная  справедливость, несмотря на не преодоленную еще ее неоднозначность, в общественном сознании большинства связана, прежде всего, с ее экономическим смыслом. А он состоит вовсе не в уравнительности, а в том, что каждый вознаграждается  по своим заслугам и каждый несет ответственность за принесенные им убытки. Позитивный, созидательный потенциал такого подхода доказан многократно. Думается, что этот подход может стать основой критерия социальной справедливости в социально ориентированной модели экономики.

     В целом же социальная справедливость много шире и включает все стороны  человеческого бытия: это и равенство  всех перед законом, и равноправие  наций, и равнодоступность образования, культурных благ, и забота о пожилых  людях и т.д. Чем более высокой ступени достигло общество, тем шире спектр его социальной справедливости.

     Вторая  проблема заключается в том, чтобы  найти условия сосуществования, более того, ”сотрудничества” двух, в значительной мере противоположных  начал: экономической эффективности механизма рынка и созидательного потенциала механизма социальной справедливости.

     Ведь  многие до сих пор считают это  невозможным. В значительной мере они  правы, но только тогда когда экономическая  эффективность рассматривается  в узком смысле как соотношение полученного экономического результата с произведенными издержками. Такая эффективность, несомненно, важна на микроуровне. На уровне предприятия. И то с некоторыми оговорками. А что касается общества, страны в целом, то здесь речь может идти только о совокупной, экономической и социальной, т.е. социально-экономической эффективности.

     Почему? Потому что в экономических процессах  соучаствуют социальные: это, прежде всего, основные субъекты экономики  – люди, работники. И потому что  сама экономика “работает” на потребности социума. А не удовлетворяя эти потребности, она не получит свою прибыль. И потому, что расходы на социальную сферу, на человека приносят все более явный и очень значительный экономический эффект, как это доказано практикой. Наконец, потому, что когда падает интерес человека, падают результаты экономики. Более того, деградирует сам человек, неизбежна деградация его профессиональных качеств и способностей, а это значит – новый упадок экономики.

     Таким образом, проблема не в том, чтобы  определять, разрывать экономическую эффективность и социальную сферу. А в том, чтобы, выйдя на принцип комплексной социально-экономической эффективности, находить методы ее достижения.

     Третья  проблема состоит в формировании эффективной ценовой политики. Как  утверждают специалисты в области рынка, самое главное в нем – это цена, т.е. ценовой сигнал, информирующий и направляющий множество субъектов на действия, достигающие в деле взаимного удовлетворения потребностей определенных результатов. Но так в теории, в идеале или при совершенном, чистом рынке. Реальная же несовершенная рыночная экономика, а тем более при ее социальной ориентации, неизбежно деформирует цены как информационные сигналы. Отсюда разнообразные искаженные экономические реакции на эти сигналы в условиях современного этапа экономики.

     К сказанному следует добавить, что  для реальной рыночной экономики  в современном ее виде характерно и такое явление, как асимметрия рыночной информации. Асимметричность  проявляется в том, что при  рыночном ценообразовании информация распределяется между рыночными субъектами неравномерно. Это может выражаться, скажем, в том, что информированность продавца о товаре будет полная, покупатель, даже зная цены и их динамику, будет знать о товаре отнюдь не все.

     Из  этого вытекает проблема: как, основываясь на преимуществах сигнальной системы рынка, построить мудрую, эффективную ценовую политику – одну из наиболее сложных составляющих экономической и социальной политики.

     Четвертая проблема – распределение и перераспределение  доходов. Дело в том, что социальная ориентация неизбежно связана с перераспределительными процессами. Они расширяются и умножаются. Но вместе с этим возрастает опасность серьезных нарушений ряда необходимых равновесных экономических состояний. А это чревато большими меньшими кризисными ситуациями. Как уходить от таких противоречий? Каковы должны быть критерии? Методы? Где здесь границы? – это сложные проблемы.

     Пятая проблема – это проблема государственного регулирования. Создать социально  ориентированный рынок может  только государство. Но оно же может дискредитировать или даже уничтожить[15, cтр. 211].

     Переход от одной экономической системы  к другой всегда резко осложняет  роль государства. А в той трансформации  системы, которая осуществляет ныне переход от так называемой плановой командно-административной к рыночной, при неизведанности пути, роль государства возрастает неизмеримо. Ведь механизм централизованного планирования уже разрушен и не действует, а механизм рынка его саморегулирования еще не работает. В таких условиях на плечи государства ложится огромный груз проблем и задач.

     Достаточно  заметить, что только основные функции  государства в переходной экономике  составляют три крупных блока. Во-первых, это блок административно-организационных  функций. В него входят такие функции, как:

     - установление целевых приоритетов и формирование “дерева целей”;

    -установление ”правил игры” на основе создания пакета законов, упорядочивающих экономические и другие отношения.

     Во-вторых, блок трансформационных функций:

  - по реформированию отношений собственности на основе разгосударствления и приватизации;

  - по реформированию банковской и всей финансовой системы;

  - по реформированию трудовых отношений и становления рынка труда;

  - по созданию инфраструктуры рынка;

  - по реформированию структуры производства.

     В-третьих, блок функций по регулированию рынка. К ним относятся: 

  - создание  и поддержание конкурентной среды;

  - стабилизация неравновесных экономических состояний;

  - антикризисные меры;

  - антиинфляционная политика;

  - осуществление мер социальных гарантий и социально защиты.

     Но  особенно велик груз ответственности  государства перед десятками  и сотнями миллионов людей, перед  своим народом, перед социумом. Поэтому  проблему особенностей, трансформации  государственного регулирования в  переходный период можно и нужно прорабатывать комплексно, во всех ее аспектах и с учетом специфики данной страны. А это под силу только целым институтам.

     Шестая  проблема – одна из важнейших –  проблема мотивации. Может ли быть мотивация  деятельности одной и той же  в разных экономических системах? Будет ли и может ли быть прибыль и ее максимизация такой же притягательной и решающей целью в системе социально-ориентированного рыночного хозяйства? Таковы проблемы этой группы. Притом их остроту не смягчает то, что приспосабливаясь к условиям, рыночное предприниматели модифицируют свою цель в ряд иных ориентиров: рост объема продаж, достижение лидерства в отрасли и т.п. Ведь эти подцели считаются достигнутыми при одном главном условии – они должны максимизировать прибыль. Значит, прибыль в этих случаях остается главной глубинной целью рыночного хозяйствования. Совместима ли такая мотивация энергии народа с новой моделью, с социальной ориентацией экономики?[7, c.261]

     Еще одна проблема мотивации касается труда. Живой труд, как известно, был и есть главным фактором производства. Без него любой капитал, а главное техника мертва. А главное, без него вообще нет никакой техники, технологии, науки и производства.

     Переход же к новому, научно-информационному  типу производства ставит во главу угла экономики человека с его инновационными способностями. И не только как действующее лицо субъекта новой экономики, но, прежде всего, как ее создателя, творца. Опыт других стан подтверждает то, что прорыв в современной экономике осуществляется, прежде всего, за счет современной квалификации и инновационной активности работников. А поскольку высокое качество труда – компетентность, инновационность, ответственность – становятся наиболее необходимыми и приоритетными проявлениями трудовой активности, проблема умелой мотивации высококачественного труда должна стать наиважнейшей. Заработная плата типа социального пособия не стимулирует трудового, а тем более творческого порыва. А без этого не может быть прорыва из многослойного кольца кризиса и выхода на орбиту экономики современного уровня.

     Практически не ощущаемое мотивационное воздействие  заработной платы основного массива  работников  и известное накручивание некоторых доходов на волне инфляционных процессов привели уже к разрегулированию зависимости заработной платы от реальной эффективности труда, к потере трудовых и моральных мотиваций. А это опасные потери [10, стр. 142].

     Седьмая проблема связана с решением глобальных проблем современности. Квинтэссенция  современного мира состоит в том, что человечество в своей масштабно возрастающей, стимулируемой гигантскими прибылями хозяйственной деятельности уже переступило порог возможности Земли и ее биосферы. Мир вступил в новую эпоху – эпоху антропогенной перегрузки нашей планеты. Вопрос стоит весьма остро – о выживании человечества.

     Уничтожая природу, человечество уничтожает себя. Потому спасение природы есть спасение человечества, и нет теперь у него более важной общей задачи. В принципе уже сложилась идея, и начались разработки новой стратегии развития человечества в условиях экономического кризиса. Это так называемая ноосферная модель устойчивого развития.

     Выбор социально-экономической системы  диктуется ныне исключительно ее способностью противостоять глобальной экологической катастрофе. Поэтому, выбрав путь социально ориентированной рыночной экономики. Мы должны учесть следующее. Рыночный, а точнее реально сложившийся рыночно-потребительский тип хозяйства, становится все более экологически опасным. Приоритетность материального обогащения без естественных амортизаторов морального, разумного и экологического плана дальше становится невозможной ввиду грозящей глобальной катастрофы человечества. Найти необходимую грань экономического роста и вместе с тем сохранения биосферы – труднейшая и важнейшая проблема нашей новой социально-экономической модели.

Информация о работе Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности