Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Республика Беларусь на сегодняшний день стремиться к рыночной экономике, и эта проблема является весьма актуальной. Поэтому целями данной работы являются: выявить, что же такое рыночная экономика, обозначить ее основные модели, их актуальность в различных экономически развитых странах; проанализировать, к какой из моделей принадлежит Республика Беларусь, обосновать наиболее важные проблемы, относящееся к этой модели; а также установить проблемы, связанные с формированием данной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Рыночная экономика, виды и модели………………………………..............5
2 Социально ориентированная и ее проблемы……………………………… 12
3 Рыночная экономика Республики Беларусь. Проблемы и
возможные пути решения……………………………………………...……..21
Заключение……………………………………………………………….……..32
Список использованных источников………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Рыночная экономика Республики Беларусь общие черты и национальные особенности.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Государственное вмешательство в экономику незначительно. Государство регулирует те аспекты воспроизводства, которые не поддаются эффективному регулированию на основе свободной конкуренции.

     Аналогичный характер имеет и социальная политика, которая призвана восполнить то, что  не может сделать рынок семья  для удовлетворения социальных потребностей граждан. В результате наблюдается большой разрыв в уровне жизни богатых и бедных, резкое различие в уровне зарплаты.

     К особенностям американской модели рынка  относится и ярко выраженный антициклический, антиинфляционный характер вмешательства государства в рыночную экономику. Государство оказывает регулирующее воздействие на рынок на всех трех уровнях управления: федерального правительства, правительства штатов, муниципалитетов. Это регулирование осуществляется прежде всего через систему государственного лицензирования производства определенных товаров, ограничения вывоза ряда товаров в другие страны. Контроль за денежным обращением осуществляется при помощи банковского кредита. Правительство выступает регулятором и на рынке труда путем определения минимального размера зарплаты, создания фронта общественных работ.

     Таким образом, в американской экономике  государство играет важную роль в  утверждении правил экономической  игры, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

     Шведская  модель рыночной экономики.

     Для Швеции характер другой подход к решению  социальных проблем. Существующая в  Швеции экономическая система, обычно характеризуемая как смешанная  экономика, базируется на сочетании и взаимодействии трех основных форм собственности: частной, государственной и кооперативной. В основе шведской системы лежат рыночные отношения на конкурентных началах в сочетании с активным использованием государственного регулирования [17, cтр.46].

     Основными целями шведской модели являются: поддержание  высокой и стабильной занятости, быстрый экономический рост, выравнивание доходов населения, поддержание  регионального экономического равновесия, достижение стабильности цен. Государственное регулирование здесь осуществляется прежде всего через регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне и государственную собственность на предприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и формирование стоимости рабочей силы.

     Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, в основе которой лежат три основных принципа: равенство, понимаемое как обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; предоставление социальных гарантий населению, предусматривающих всевозможные ситуации; достижение полной занятости трудоспособного населения. Сокращение имущественного неравенства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Социальная политика обеспечивает высокий уровень удовлетворения социальных потребностей через трансфертные платежи.

     В Швеции практически самый высокий  среди индустриально развитых стран  уровень занятости. Этому способствует как мощное профсоюзное движение, так и политика государства по переобучению работников. По сравнению с США доля затрат на переквалификацию работников в госбюджете Швеции выше, чем доля затрат на пособия по безработице.

     Для успешного проведения социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% ВНП, тогда как в других развитых странах он колеблется в пределах 30-40%. Начиная с 80-х гг. шведское правительство пошло на снижение его среднего уровня, однако и сейчас этот уровень остается весьма высоким.

     Следует отметить, что для шведской модели характерны противоречия между поддержанием высокого уровня занятости, реализации социальных программ, с одной стороны, и обеспечением высоких темпов роста, повышением эффективности, борьбой с инфляцией – с другой. Обострение этих противоречий привело к снижению конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, значительному сокращению темпов внедрения новейших технологий в производство, снижению общей эффективности производства. После относительно благополучного периода экономического роста и подъема эта скандинавская страна вплотную подошла к роковой грани. Поэтому даже социал-демократическая партия, находящаяся у власти, приняла программу выхода из экономического кризиса, предусматривающую сокращение социальных программ. Пришлось отказаться от “социальной уравниловки”, усилить монетарные регуляторы, ослабить прямое государственное вмешательство в перераспределительные процессы.

     Немецкая  модель рыночной экономики.

     Широкую известность получила немецкая модель рыночной экономики, называемая социальным рыночным хозяйством, для которого характерны значительный удельный вес государственной собственности, сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства. При этом действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, качества продукции, защиту добросовестной конкуренции, охрану окружающей среды. Здесь велико участие государства в хозяйственной деятельности, которое проявляется прежде всего в решении социальных проблем, в производстве общих благ, таких, как охрана окружающей среды, строительство общих дорог и т.д.

     Государственное регулирование, согласно этой модели, направлено на устранение препятствий  в развитии свободной конкуренции  прежде всего предприятий, созданных  самой свободной конкуренцией. Здесь на лицо отход от остаточного принципа регулирования рынка, поскольку признается необходимость сознательного поддержания воспроизводства условий свободной конкуренции и отрицается стихийный характер этого процесса. Под условиями свободной конкуренции понимается помимо частной собственности на средства производства такая ситуация, когда рост рынка осуществляется в связи с ростом числа хозяйственных единиц и углублением общественного разделения труда на основе отраслевой перестройки экономики.

     Считается, что накопление капитала в форме  роста числа хозяйственных единиц и изменения структуры экономики  содержит больше предпосылок для  роста рынка, чем накопление капитала в форме роста размеров хозяйственных  единиц при неизменной структуре экономики. Поэтому конкуренцию здесь рассматривают не только как борьбу за место на рынке, но и как взаимодействие различных звеньев общественного разделения труда, дающее толчок его росту. Поддержание второй стороны конкуренции и является предметом регулирования в рамках германской модели рынка.

     Особенностью  германской модели является регулирование  экономики посредством кредитно-денежной политики, а не бюджетно-финансовой, что связано с традиционно  более высокой организацией финансового  капитала в Германии по сравнению с США. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения осуществляется не через налоговую систему, а скорее через поддержание оптимального сочетания между величиной совокупного ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.

     Важным  каналом регулирования рынка  является валютно-финансовое регулирование, осуществляемое путем поощрения  экспорта как источника валюты и  содействия импорту, обеспечивающему  благоприятный валютный курс марки.

     Специфика германской модели проявляется и в бюджетно-налоговой политике. Размеры налогов и госбюджета увязываются с темпами роста экономики. Налоговая политика направлена на сдерживание чрезмерного роста производства в рамках сложившейся неэффективной структуры экономики и ставит непосредственной задачей не перераспределение, а замораживание инфляционных доходов.

     Особое  место в германской модели занимает политика доходов и занятости. Государство  поощряет доходы производителей, которые  вносят вклад в рост рынка, включая его экспортную часть, прогрессивные структурные сдвиги в экономике. Ведется борьба чрезмерной дифференциации в уровнях доходов как фактора ограничения рынка.

     Японская  модель рыночной экономики.

     Для нее типично смещение социальных функций от государства в сторону фирм и организаций. Этим она отличается от шведской и немецкой моделей и в то же время от американской, придающей особую значимость личности, ее деловитости и предприимчивости [16, cтр.389].

     В Японии фирмы не только дают работу домашним хозяйствам, но и берут на себя функции обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, проявляют заботу об обучении и образовании подрастающего поколения, о переподготовке и повышении квалификации взрослого населения.

     Центральным звеном японской модели хозяйствования выступает система пожизненного  найма, призванная консолидировать население страны, обеспечивать “сотрудничество” работников и работодателей, преданность работников фирмам, на которых они работают, притом с максимальной отдачей и творческой инициативой. Сущность системы пожизненного найма состоит в том, что предприятие поддерживает тесную связь с высшими и средними учебными заведениями, обеспечивая их слушателям производственную практику. При этом самые солидные фирмы или корпорации поддерживают связь с самыми элитными учебными заведениями. Ежегодно фирма принимает определенное количество выпускников, определяя их на 1-2 года в качестве практикантов. За это время практикант перемещается из одного отдела в другой, где он обучается, практикуется, проходит оценочную аттестацию.

     После окончания практики полученные оценки взвешиваются и практикант зачисляется  на определенную должность в тот  отдел, где он наиболее проявил себя. Размер заработной платы зависит  не только от должности, но и от стажа работы. Для данной системы весьма характерна подвижность службы: через каждые 3-5 лет работник перемещается по служебной лестнице. Если это невозможно или нецелесообразно, он перемещается в горизонтальной плоскости на такую же или аналогичную должность, но в другой отдел. По достижении 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин работники кроме управляющих высшего звена отправляются с почестями на пенсию, а их место занимают более молодые работники. Благодаря этому осуществляется четкая ротация кадров. В случае, если работник проявил преданность фирме, последняя может гарантировать занятость не только детям, но и внукам работника.

     Система пожизненного найма содержит ряд  льгот и поощрений. Весьма поощряется рационализаторство и изобретательство, участие в кружках качества.  Кроме случаев банкротства работник практически не может быть уволен из фирмы. Во избежание увольнений фирма идет на сокращение рабочего дня, перевод работников в другие отделы или в другие филиалы, ограничивает прием новых работников, предлагает более ранний выход на пенсию с повышением выходного пособия, поощряет добровольный выход на пенсию.

     Следует отметить, что системой пожизненного найма охватывается от 25-35% работников, остальные – временные рабочие. Они увольняются без всяких осложнений, за счет чего фирмы гибко приспосабливаются к условиям рыночной конъюнктуры. Поэтому каждый молодой японец старается хорошо учиться, зарекомендовать себя на производстве с тем, чтобы оказаться включенными в систему пожизненного найма.

     Модель  социально ориентированного рыночного социализма (китайская модель).

     Характерна  для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в  сторону широкого использования  системы рыночных отношений; активного  сотрудничества с развитыми и  развивающимися странами, особенно в области инвестиционной политики; проводящих обширную деятельность, с одной стороны, по развитию индивидуальных, интеллектуальных и предпринимательских способностей, а с другой – по выравниванию возможности для каждого жителя страны получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и передовой цивилизации.

     Пример  подобной экономической и социальной политики характерен для современного Китая. Благодаря проводимым мерам  страна за время экономических реформ добилась очень высоких среднегодовых темпов прироста валового внутреннего продукта – 12%. В осуществлении проводимых реформ большая роль принадлежит государству, которое планирует и регулирует денежно-кредитные отношения, осуществляет ценообразование на основные виды товаров и услуг.

     Ввиду того, что 80% населения составляют жители села, много внимания уделяется аграрным преобразованиям. Земля здесь остается в государственной собственности, но коллективные хозяйства распущены, а земля передана в аренду сроком на 30 лет, при этом разрешено выплачивать арендную плату натурой. Аграрная реформа прошла настолько успешно, что в стране срок аренды был продлен еще на 30 лет. Была разрешена сдача земли в аренду другим лицам, т.е. субаренда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Социально ориентированная  политика и ее проблемы 

     В социально ориентированной экономике  можно выделить некоторые принципы, основанные на опыте формирования этой системы в странах Запада:

  1. социальная рыночная экономика может быть реализована только на основе права, в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение общепринятых законов, особенно в сфере экономики;
  2. принцип свободы экономической деятельности в рамках существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело и трудиться на его благо, взять на себя экономическую ответственность за результаты;
  3. принцип полной занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство;
  4. принцип установления социальных гарантий, равных для всех возможностей;
  5. принцип социальной справедливости для всех слоев населения и граждан;
  6. принцип социальной защиты людей, оказавшихся незащищенными;
  7. принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния;
  8. принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством;
  9. принцип социальной ответственности граждан за экономическую эффективность своей и общей деятельности, за свой образ жизни [17, стр. 46].

Информация о работе Рыночная экономика Республики Беларусь: общие черты и национальные особенности