Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является рассмотрение основных черт моделей рыночной экономики с выделением их национальных особенностей для дальнейшего использования опыта зарубежных стран в процессе формирования социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.
Для достижения этой цели, необходимо преодолеть ряд задач:
выявить понятие и сущность рыночной экономики как экономической системы;
рассмотреть следующие модели рыночной экономики, а именно американская, японская, шведская;
исследовать формирование социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…. 4
Рыночная экономика как экономическая система……………………….…….6
1.1Условия возникновения рыночной экономики……………………….…….6
1.2 Основные черты рыночной экономики………………………………..…....7
Национальные особенности рыночной экономики……………………….…..12
2.1 Модель рыночной экономики США………………...………………….….12
2.2 Шведская модель рыночной экономики…………………………………..15
2.3 Рыночная экономика в Японии…………………………………………….18
3. Формирование социально ориентированной рыночной экономики
в РБ: проблемы и перспективы…….…………………………………..………….21
Заключение………………………..……………………………………………..….27
Список использованной литературы…………………………..……………….....30

Работа содержит 1 файл

Рыночная экономика общие черты и национальные.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

     Ее  реализация предусматривает повышение  реальных располагаемых денежных доходов  населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 % в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

     Реализация  поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования  потенциала сильного государства, концепция  которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований. [19]

     Рассматривая особенности белорусской модели переходных процессов в экономике, выделим следующие основные черты экономической модели Республики Беларусь.

     Прежде всего, целевую направленность модели, которая задает главный вектор ее формирования и развития. Целевая направленность модели законодательно утверждается конституцией страны. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».

     Появление понятия «социальное государство» отразило новый поворот и новую сущность в деятельности современного государства. Эта сущность заключается в том, что на базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена во благо не отдельных, а всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых его групп.

     Следующим признаком новой экономики служит то, что знания превращаются в главный ресурс экономики. Знания и их использование создают превалирующую часть ВВП (до 80 – 90% в современных, прогрессивных отраслях). Не только в самом производстве, но и в непроизводственной сфере (образование, здравоохранение, финансы и т.п.) новые знания и информационные технологии производят, по сути, революционный сдвиг (к примеру, компьютерные технологии дистанционного образования).

     Третья черта – это активная интеграция, в том числе и на основе новых технологий и коммуникаций национальных рынков товаров и услуг в региональные и транснациональные. Мировые процессы определяются, прежде всего, дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

     Как видим, формирующаяся в мире новая экономика одной из главных своих опор имеет интеллект и его развитие.

     У Республики Беларусь есть возможности и необходимость «вписаться» в этот контекст мирового прогресса. Обусловленность этого направления связана к тому же с особенностями ресурсной базы экономики Беларуси. Ее относительная бедность природными ископаемыми, особенно энергетическими ресурсами, и относительно рисковая зона сельскохозяйственного производства вызывают необходимость обратиться к ресурсам интеллекта и сделать именно их основой экономического и социального развития.

     В течение последних лет отношение затрат на исследовательские разработки к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1%. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остается высокой. Из эксплуатируемых промышленными предприятиями 13,2 тыс. передовых производственных технологий, 31,4% внедрены до 1994 г.

     В результате формирования крупных производственных комплексов в реальном секторе экономики, развития науки и инновационной деятельности в белорусских  университетах и институтах, расширения международных экономических и научно-технических связей, государственной инновационной стратегии развития созданы необходимые условия обеспечения технологического прогресса.

     Вместе  с тем сложное экономическое положение реального сектора экономики, острый недостаток финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость рыночных механизмов препятствуют развитию спроса на исследования и разработки, взаимодействию между участниками инновационных процессов, а также инновационной инфраструктуры.

     В результате медленно осваиваются как отечественные, так и                  передовые   зарубежные разработки. Реализация задачи устойчивого социально-экономического развития Беларуси,   которое призвано обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, может быть достигнута только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующего усиления государственного регулирования, что в свою очередь является следующей чертой белорусской модели.

     Целью государственной политики в области  развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение  конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды. [21]

     Ещё одной особенностью модели преобразований в Республике Беларусь являются их последовательность и постепенность. Отказавшись от варианта шоковой терапии, республика проводит эволюционное реформирование экономики с активным участием государства в формировании рыночной инфраструктуры. Это позволяет смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения.

     Это условие, в свою очередь, обуславливает  наличие следующей особенности: смешанности  экономической системы. При этом под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания в экономике страны двух разных форм хозяйства – рыночной (прибыльной) и нерыночной (несоориентированной на прибыльность), а также двух механизмов регулирования – рыночного и государственного.

     Для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества):

  • выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры;
  • значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу;
  • высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров;
  • многовекторные внешнеэкономические связи.  [22]

     Все особенности белорусской модели объеденяет последняя черта – ориентация на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народа.

     Таким образом, за два десятилетия Республика Беларусь достигла высоких темпов экономического роста, которые продолжают увеличиваться. Несмотря на то, что экономические подъемы прерываются спадами и даже кризисами, государство уверенно движется к поставленной цели, т. е. к построению социально ориентированной модели рыночной экономики, которая обладает своими характерными особенностями:

  • целевая направленность;
  • интеллектуально – инновационная направленность;
  • активная интеграция;
  • последовательность и постепенность построения;
  • смешанности  экономической системы;
  • высокая роль государства;
  • социальная ориентация;
  • опора на национальную стратегию устойчивого развития.
 
 
 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Сегодня рыночная экономика существует практически  во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей. Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д.

     Анализируя рассмотренный материал, можно сделать слудующие выводы:

  • Условиями возникновения рынка являются:
  1. Общественное разделение труда и специализация;
  1. Экономическая обособленность производителей;
  2. Разрешение проблемы трансакционных издержек;
  3. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.
  • Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса.
  • Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.
  • Существуют различные модели рыночной экономики. В свою очередь, американская модель имеет следующие черты:
  1. Высокая степень предпринимательской активности, а также ее поощрение;
  1. Ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
  2. Относительно небольшая доля государственного бюджета и ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов;
  3. Обогащение наиболее активной части населения, отсутствие задачи социального равенства и создание приемлемого уровня жизни малообеспеченных групп.
  • Швецкая модель имеет следующие особенности:
  1. высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями (кооперационная культура);
  2. в экономической сфере - высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании (симбиозе) крупных предприятий с малыми и средними (инновационный климат);
  3. в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда (социальная ориентация).
  • Японская модель обладает следующими характеристиками:
  1. жестокое государственное регулирование, т.е. мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач;
  2. ярко выраженная экспортная ориентация экономики для создания мощного фонда накоплений и инвестиций (в новых индустриальных странах очень высока экспортность хозяйства);
  3. широкое привлечение иностранного капитала ( в первую очередь для развития научно-технического прогресса);
  4. создание крупных национальных монополий, имеющих возможности для постоянного улучшения качества продукции и конкурентной борьбы на внешних рынках.
  • После того как Республика Беларусь получила независимость, возникла необходимость утвердить собственную стратегию экономического развития и перспективный план экономического развития. И так, была выбрана модель социально ориентированной экономики, которая имеет следующие отличительные черты:
  1. Целевая направленность, которая законодательно утверждается конституцией страны. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».
  2. Социальная ориентация. Конечной целью государственной политики является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений. На базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена во благо не отдельных, а всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых его групп.
  3. Интеллектуально – инновационная направленность. В настоящее время знания превращаются в главный ресурс экономики.
  4. Активная интеграция. Уже сегодня мировые процессы активно движутся в направлении глобализации, которая не возможна без интеграции.
  5. Последовательность и постепенность построения. Это позволяет смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения.
  6. Смешанности  экономической системы. Под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания, совмещения в экономике страны двух разных форм хозяйства – рыночной (прибыльной) и нерыночной (неориентированной на прибыльность), а также двух механизмов регулирования – рыночного и государственного.
  7. Высокая роль государства. Переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно, он нуждается в государственном регулировании. Рыночная экономика требует длительного времени для своего становления, поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов.
  8. Опора на национальную стратегию устойчивого развития. Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности