Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является рассмотрение основных черт моделей рыночной экономики с выделением их национальных особенностей для дальнейшего использования опыта зарубежных стран в процессе формирования социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.
Для достижения этой цели, необходимо преодолеть ряд задач:
выявить понятие и сущность рыночной экономики как экономической системы;
рассмотреть следующие модели рыночной экономики, а именно американская, японская, шведская;
исследовать формирование социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…. 4
Рыночная экономика как экономическая система……………………….…….6
1.1Условия возникновения рыночной экономики……………………….…….6
1.2 Основные черты рыночной экономики………………………………..…....7
Национальные особенности рыночной экономики……………………….…..12
2.1 Модель рыночной экономики США………………...………………….….12
2.2 Шведская модель рыночной экономики…………………………………..15
2.3 Рыночная экономика в Японии…………………………………………….18
3. Формирование социально ориентированной рыночной экономики
в РБ: проблемы и перспективы…….…………………………………..………….21
Заключение………………………..……………………………………………..….27
Список использованной литературы…………………………..……………….....30

Работа содержит 1 файл

Рыночная экономика общие черты и национальные.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

     Таким образом,  шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы, демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни.  
 

2.3 Рыночная экономика в Японии

     Теперь  рассмотрим японскую модель. Япония сейчас занимает одно из центральных мест в мировой политике и экономике. Но в начале 20 в. это государство в основном было аграрным, у него не существовало какой-либо развитой промышленности, также осуществлялось давление со стороны «главных колонизаторов», рынок сбыта национальной продукции все уменьшался и уменьшался, продукция становилась менее конкурентоспособной. Чтобы не стать рынком сбыта продукции развитых стран, это государство провело серию реформ. После чего эта аграрная страна к концу 20 в. выходит на первые позиции по производству наукоемкой продукции в мире, и становится главным ее импортерам. Сейчас это государство входит в группу стран, которые называют «молодыми тиграми». Но что же стоит за экономикой этой страны? [12, c. 49].

     Главной особенностью экономики Японии является высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества.

     Вмешательство государства в экономику Японии осуществляется преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служат налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставляются либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состоит в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952—1955 гг. промышленность получала из этих источников 28% необходимых ей финансовых средств. [13, c. 320] Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса «высокой иены» преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса. [14, c. 470]

     Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую политику). [13, c. 320]

     Еще одной из особенностей японской модели является присутствие государственного планирования. На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики.

     Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов — план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. [14, c. 470]

     В сфере предпринимательства в японской модели наблюдается следующая особенность, а именно наличие различных торговых и деловых традиций, коренящихся в исторических и культурных особенностях развития общества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этой стране связан с таким понятием, как «группирование».

     В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. Отдельные авторы характеризуют японскую систему как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного разрешения противоречий между спросом и предложением. Они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопониманию и согласию.

     Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу» («группирование») в виде объединений, охватывающих разные сферы экономики.

     Объединение представляет собой группу хорошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожидания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, который действует, невзирая на личность партнера и учитывает лишь иены. В объединении посредством тесного человеческого общения формируется взаимное доверие, и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате применения разных санкций повышается денежная ответственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нарушение морали.

     Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в японской модели. Одной из особенностей является наличие пожизненного найма. Количество постоянных работников в фирмах составляет примерно 30%. Следующая особенность - это продолжительный рабочий день, он составляет примерно 57,7 часов в неделю. Также для этой модели характерен низкий уровень заработной платы, поэтому конкурентоспособность продукции японских производителей высока. Особенностью является и то, что существует разница оплаты труда мужчин и женщин примерно в 2 раза. Отличительной особенностью трудовых отношений в Японии считается то, что трудовые отношения строятся на философии «фирма – наш общий дом» Использование рабочей силы в основном  базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит выше, чем успех отдельного человека. [16].

     Японцы уже давно зарекомендовали себя как наиболее требовательные потребители компактной, многофункциональной и бесшумной продукции. Японцы очень внимательны к внешнему виду, дизайну и упаковке товаров. Нельзя забывать и про энергосбережение, где Япония — безусловный лидер. Значимость вышеназванных аспектов, в которых Япония уже преуспела, растет во всем мире.

     Последняя особенность этой модели, которую я хотела бы отметить – это протекционистская политика государства которую вела Япония долгое время.

     Таким образом, японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. 

 

  1. ФOРМИРOВAНИЕ СOЦИAЛЬНO OРИЕНТИРOВAННOЙ РЫНOЧНOЙ ЭКOНOМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛAРУСЬ
 

     В Беларуси социальные и экономические  реформы начались после распада Советского Союза уже как в суверенном государстве в условиях политического и экономического кризиса (уровень ВВП, потребления и промышленного и сельскохозяйственного производства упал, возникла скрытая безработица, уровень инфляции повышался и т. д.). Правительство республики на основании понимания общеполитической обстановки в стране на разных этапах утверждало различные цели и стратегии реформ. Благодаря более чем многолетним усердным поискам удалось добиться определенных результатов.

     После распада СССР правительство Беларуси приняло курс на ликвидацию его последствий. Однако принятые реформы не произвели ожидаемого эффекта: экономический спад продолжал углубляться вплоть до 1994 года: ВВП, промышленное производство и капитальные вложения снижались; ухудшалось положение и в социальной сфере: повышался уровень безработицы, снижались реальные доходы населения. Основной целью государственной политики было достижение финансовой стабилизации.

     Осенью 1996 г. была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы. Это пятилетие явилось переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших в стране после распада СССР, а также проводимых с 1991 по 1994 год либеральных экономических реформ.

     В целях вывода страны из кризисного состояния в 1994 году была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. Реализация Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы позволила, начиная с 1996 года преодолеть спад производства, обеспечить ежегодные приросты валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, потребительских товаров, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ - по мере созревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление государственного контроля за процессами ценообразования, разгосударствления и приватизации.

     Экономическое положение страны стабилизировалось, достигнут существенный рост по важнейшим социально-экономическим показателям. Валовой внутренний продукт за пятилетие увеличился на 36%, продукция промышленности - на 65%, инвестиции в основной капитал - на 26%, ввод жилья - на 81%. Производство потребительских товаров возросло на 81%, розничный товарооборот - более чем в два раза. Реальные денежные доходы населения повысились на 71%. [17]

     В последующие годы экономический  рост продолжал набирать обороты. Были составлены программы социального  развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 и 2006 – 2010 годы.

     Сегодня мы уже можем посмотреть проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в котором даны оценка социально–экономического развития Республики Беларусь в 2006 — 2010 годах и анализ положения Республики Беларусь в мире, определены внешние и внутренние факторы экономического развития, цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально–экономического развития национальной экономики на 2011 — 2015 годы, направления и меры по их реализации, в том числе пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования.

     В соответствии с этой программой Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательской способности увеличился за текущее пятилетие почти на 70 %, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

     В 2006 — 2010 годах в развитии экономики  можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

     Вместе  с тем в ходе реализации Программы  социально–экономического развития Республики Беларусь 2006 -2010 гг. в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высокой импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

     Государственная политика в 2011 — 2015 годах будет направлена на решение указанных проблем  и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально–экономического развития страны и существенное повышение  уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе. Уровень жизни будет расти динамичнее. Белорусский рубль сохранит стабильность. Новые и модернизированные предприятия обеспечат людям достойные рабочие места, а стране рост экспорта. [18]

     Основные  направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

     Главная цель — рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Информация о работе Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности