Рыночная экономика и особенности её становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В декабре 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного существования. В области внешней и внутренней политики российское руководство определило несколько приоритетных задач. Главная из них – глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

Содержание

Введение................................................................................................3
1. Понятие и сущность рыночной экономики...................................4
1.1. Возникновение и развитие рынка.....................................................4
1.2. Функции рынка...................................................................................6
1.3. Роль конкуренции...............................................................................8
1.4 Аргументы в пользу рыночной экономики......................................12
1.5 Аргументы против рыночной экономики........................................13
2. Особенности формирования рыночной экономики в России… 15
3.Предприятия в условиях перехода к рынку………………………18
3.1. Проблемы крупных предприятий………………………………….18
3.2. Условия рыночной адаптации предприятий………………………19
Заключение...........................................................................................21
Список используемой литературы...............................

Работа содержит 1 файл

печать.docx

— 81.70 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Нижегородский государственный университет  им. Н. И. Лобачевского

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Рыночная экономика и особенности  её становления в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка ЦЭП – 11

                                                                                              Студенова Ю. А.

Научный руководитель: Смирнова Т. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012 
Содержание

     Введение................................................................................................3

     1. Понятие и сущность рыночной экономики...................................4

1.1. Возникновение и развитие  рынка.....................................................4

1.2. Функции рынка...................................................................................6

1.3. Роль конкуренции...............................................................................8

1.4 Аргументы в пользу рыночной экономики......................................12

1.5 Аргументы против рыночной экономики........................................13

     2. Особенности формирования рыночной экономики в России… 15

     3.Предприятия в условиях перехода к рынку………………………18

3.1. Проблемы крупных предприятий………………………………….18

3.2. Условия рыночной адаптации  предприятий………………………19

     Заключение...........................................................................................21

     Список используемой  литературы.....................................................22

Приложение. Экономико-статистический анализ структуры валового внутреннего продукта за период с 1992 – 2000 года…………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Говоря о современном  положении дел в экономике  нашей страны, невозможно не затронуть  тот факт, что она переживает  грандиозные перемены. В декабре  1991 года Российская Федерация  вместе с другими республиками  бывшего Советского Союза вступила  на путь самостоятельного существования.  В области внешней и внутренней  политики российское руководство  определило несколько приоритетных  задач. Главная из них –  глубокая реформа экономики, переход  к рыночным методам хозяйствования.

В целом российская экономика может  служить объектом для огромнейшего исследования.  Мне же хотелось уделить  внимание вопросу о рыночном статусе  российской экономики, который она  получила совсем недавно. Я пыталась отразить в своей работе сущность и основные черты рыночной экономики, а также особенности рыночной экономики современной России.

Известно, что в наследие от Советского Союза с его плановым ведением хозяйства, России досталась не только экономика в плачевном состоянии, но и громадный внешний долг. За последние годы российская экономика  претерпела множество самых разных изменений. Одни, я считаю, пошли  ей на пользу,  другие -  нет.

Выбранная мною тема довольно сложна для осмысления, но, несмотря на это, она не может не волновать, так  как я верю, что огромные размеры  территории, обилие природных богатств, развитая промышленная база, высокие  технологии и эффективно используемые трудовые ресурсы страны в конечном итоге должны помочь ей занять достойное  место среди ведущих мировых  держав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность рыночной  экономики.

 

1.1. Возникновение и развитие  рынка.

 

Основой существования человеческого  общества является производство материальных благ и услуг. Известно, что все  виды производства осуществляются в  условиях общественного разделения труда. Общественное разделение труда – это величайшее благо для общества, так как оно предполагает специализацию товаропроизводителей на производстве отдельных товаров или групп товаров. Тем самым углубляется и совершенствуется рациональное использование ограниченных ресурсов. Оборотной стороной общественного разделения труда является обмен. Человеческие потребности разнообразны и постоянно возрастают. Человек может их удовлетворить, только пользуясь результатами труда множества производителей, приобретая их результаты на рынке. А это значит: общественное разделение труда предполагает обмен, который осуществляется на рынке.

Обмен играет исключительную роль в  общественном производстве. Он служит промежуточным звеном, связывающим  собственно производство и потребление, что означает: прежде чем производственный товар будет потреблен, он должен пройти через рынок – сферу  обмена. Таким образом, обмен и  есть обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления.

Итак, человек идет на рынок покупать необходимые товары и услуги, чтобы  удовлетворить свои потребности. Покупателем на рынке является каждый человек. Совокупность покупателей материальных благ – товаров – формирует спрос на эти товары, следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности. Но у людей разный уровень доходов и разные возможности покупать, а это означает, что для удовлетворения потребностей одного желания мало. Нужно еще быть способным оплатить покупку товаров: желание превратить в возможность, а возможность – в действительность. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. В дальнейшем мы будем иметь в виду именно такой спрос, хотя в своей рыночной стратегии фирма должна изучать и потенциальный спрос – желание потреблять и ориентироваться на него.

Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного  спроса, то есть формирует предложение. Предложение-есть желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке. Способность же предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому не всегда, тем более не везде, эта способность столь значительна, чтобы удовлетворить потребности людей.

Таким образом, на рынке встречаются  производители (предложение), с одной  стороны, и потребители (спрос) –  с другой. Следовательно, рынок –  это реальное или воображаемое место, где встречаются люди и заключают  сделку (покупают – продают). Формулировок рынка много, но суть одна -  встреча  производителя и потребителя, спроса и предложения, в результате которой осуществляется купля – продажа товаров.

При встрече, заключении сделки, торговле, их результатом является определение  цены товара, денежного выражения  его стоимости. Цена – важнейшая  категория рынка, его главное  оружие. Понятие цены известно всем, касается всех, является предметом  разговора для всех. Поэтому изменение цен, их динамика есть не что иное, как распределение и перераспределение общественных доходов. Одних она может разорить, других – обогатить. Доходы одних передать другим. Таким образом, категория рынка связана с категорией цены в такой степени, что мы имеем полное основание сказать – цены управляют рынком.

 

Наконец еще одной – особой –  категорией рынка является конкуренция, без которой рыночная система  вообще не может существовать.

В итоге пять экономических категорий  составляют основу рыночной системы: рынок, спрос, предложение, цена, конкуренция.

 

Важнейшими историческими условиями  возникновения рынка являются:

 

1. Общественное разделение труда и специализация. В любом обществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности и специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, то есть производством продукции при относительно меньших издержках, упущенных возможностей.

 

2. Экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и так далее).

 

3. Разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность.

4. Для эффективного функционирования рынка так же необходима и самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

 

Иногда рынок определяют как  сферу купли – продажи товаров  и услуг. Но сфера рынка не ограничивается только этими отношениями. Так же он включает социально-экономические  отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические  отношения (различные конкретные формы  организации рынка и т.д.). Это  дает основания рассматривать рынок  в функционирующей экономической  системе как самостоятельную  подсистему. Вся экономическая система  представляет собой совокупность различных  подсистем в теснейшей взаимосвязи  и взаимозависимости.

 

 

1.2. Функции рынка

 

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических  функциях, выражающих основное  назначение данной категории.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Рынок содействует углублению общественного  разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция  актуальна сейчас для России и  может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики и обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? Как производить?

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал  А. Смит: “предприниматель имеет в  виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой  направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он часто  более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда  сознательно стремится служить  им“. [1]

Современный рынок регулируется не только “невидимой рукой“, но и государством.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. “Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей“ (О. Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок составляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в “гигантский компьютер“, собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов  рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: “Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…“. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Информация о работе Рыночная экономика и особенности её становления в России