Рыночная экономика. Ее особенности и главные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика является наиболее распространенным типом экономических систем в мире. Она представляет собой организацию экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные (служащие интересам государственной казны) рычаги.

Работа содержит 1 файл

введение в экономику инвестиций.docx

— 40.19 Кб (Скачать)

          Для  эффективного функционирования  рыночного хозяйства необходимо  было третье условие – самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства.  Внерыночное регулирование хозяйства  было неизбежно в любой системе.  Однако чем меньше был окован  товаропроизводитель, тем больше  простора было для развития  рыночных отношений в этом  хозяйстве.

        Таким образом, исходя из приведенных выше положений, основные черты рынка можно сформулировать следующим образом.

        Во-первых, наличие  обособленных товаропроизводителей, самостоятельно определяющих объем  выпускаемой продукции; выбирающих  поставщиков и потребителей; назначающих  цены; распределяющих остаточную  прибыль; несущих ответственность  за результаты своей деятельности.

        Во-вторых, свободное  ценообразование. Большая часть  цен на рынке устанавливается  стихийно.  Государственный контроль над ценами допустим только в ограниченной сфере (детское питание, диетическое питание, товары первой необходимости).

         В-третьих,  конкуренция – основной двигатель  рыночных отношений и экономических  соревнований (состязаний) между различными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, побуждающая производителей ориентироваться на спрос. Конкуренция является свойством товарного производства, способом его развития. Рыночной конкуренции принадлежит особая роль. Благодаря ей непрерывно осуществляется поиск используемых факторов производства, создание новых жизненных благ, повышается качество товаров и услуг, снижаются цены. Конкуренция не только выявляет будущие потребности и эффективные технологии, но ставит всех, чьи доходы зависят от рынка, перед выбором: либо опередить тех, кто добился успеха, либо частично или полностью лишиться своего дохода, а возможно и исчезнуть с рынка.

        Это и есть  своего рода соперничество между  товаропроизводителями за более  выгодные условия производства и сбыта своих товаров. При этом различают два вида конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.  Последняя приводит к выравниванию нормы прибыли отдельных отраслей до средней для всего хозяйства в целом.

         В-четвертых,  развитая инфраструктура обеспечивает  нормальную жизнедеятельность рынка.

         В-пятых,  отказ государства от прямого  участия в хозяйственной деятельности  субъектов рынка при сохранении  косвенного вмешательства в управление  через налог, цены, кредиты, дотации,  целевое финансирование, государственный  заказ.

          При  этом среди основных условий,  на которых должен базироваться  рынок для обеспечения своей  жизнедеятельности на современном  этапе функционирования и развития, можно выделить следующее: 

1) наличие многообразия форм  собственности;  
2) обеспечение устойчивого финансового состояния;  
3) наличие предмета рынка;  
4) соблюдение конкуренции товаропроизводителей;  
5) наличие стабильного социального климата;  
6) обеспечение необходимого уровня подготовки населения и квалификации персонала;  
7) организация централизации банковской и фондовой систем.  
Выделение в качестве основного условия функционирования и развития рынка наличие многообразия форм собственности не вызывает сомнений.  
    

        Причастность к собственности - это самый мощный признак, побуждающий людей к предпринимательской деятельности, так как только собственник имеет свободу хозяйственной деятельности: по своему усмотрению распоряжается имуществом, формирует производственную программу, выбирает поставщика и потребителя, устанавливает цены, распоряжается прибылью; только собственник несет полную ответственность за результаты работы. Именно конкуренция здесь выступает в качестве важнейшего фактора, стимулирующего активность производителей.

         В соответствии  с Гражданским кодексом Российской  Федерации, Законом о частной  собственности в экономике предусмотрены  различные виды собственности.  При этом основной собственностью  признается частная. В государственной собственности остаются транспорт, связь и т. д., в муниципальной - собственность общественных организаций, собственность совместных предприятий, акционерных обществ, отдельных граждан и т.д.

          При  переходе к рынку  предприятия  проходят  три этапа: разгосударствление, коммерциализацию и приватизацию.

          Переход  от государственной формы собственности  к иным формам проходит через  разгосударствление, приватизацию. Разгосударствление  – это процесс преобразования  государственной формы собственности  в иные формы путем продажи или передачи ее на определенных условиях или утрате государством возможности непосредственного воздействия на предприятие.

         Коммерциализация  – это один из способов разгосударствления  предприятий, как правило, не  предусматривающий изменение форм  собственности. При коммерциализации  предприятия остаются государственными, но меняются условия их функционирования  в соответствии с требованиями  рыночной экономики.  Коммерциализация  ведет за собой ликвидацию  так называемых «вышестоящих  организаций (главков, объединений,  управлений, торгов и т.п.). предприятию не могут отдаваться приказы, оно само ответственно за результаты своей деятельности, но и не может рассчитывать на опеку со стороны государства. При коммерциализации отношения предприятия с партнерами строятся на коммерческой основе. Предприятия сами устанавливают цены на продукцию, руководствуясь лишь законодательными и нормативными актами, решает вопросы снабжения, установления ставок оплаты труда, распределения и использования чистой прибыли.

            Приватизация – это приобретение  в частную собственность у  государства или местных органов  власти предприятий или цехов,  производственных участков, преобразуемых  в самостоятельные предприятия.  Приватизации предприятий всегда  предшествует аудиторская (проверочная), консалтинговая (консультационная) помощь  независимых, авторитетных предприятий,  фирм.

            Существуют различные пути (способы)  приватизации:

    1. Продажа акций компаний всем желающим;
    2. Передача собственности другим частным предприятиям;
    3. Продажа активов предприятия (или самого предприятия, например, с аукциона). В этом случае от покупателей не требуется соблюдение каких-либо условий. Главная цель продажи – как можно дороже продать и получить максимальную прибыль;
    4. Продажа акций рабочим, инженерам, занятым на приватизируемом предприятии;
    5. Продажа предприятия, сданного в аренду с правом выкупа;
    6. Продажа по конкурсу. В этом случае от покупателей требуется выполнение определенных условий: сохранение профиля предприятия, ограничение цен, определенная форма платежа и т.д.;

Безвозмездная передача предприятия (чаще всего его части в виде льготы).

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий (преобразование их в частные коллективные предприятия) имеет следующие достоинства:

    1. Способствует повышению эффективности, конкурентоспособности, устойчивости в условиях изменяющихся спроса и предложения;
    2. Дает полную хозяйственную административную самостоятельность;
    3. Создает условия для функционирования полноценного рынка;
    4. Обеспечивает выполнение договорных обязательств перед банками, держателями акций и ценных бумаг, поставщиками, потребителями и др.
    5. Позволяет оформить задолженность кредиторам в виде векселей;
    6. Повышает материальную заинтересованность работающих в получении прибыли при малом риске;
    7. Стимулирует техническое и социальное развитие предприятия.

 

 

 

Источниками средств для приватизации могут быть:

 

    1. Часть чистой прибыли, остающейся у предприятия;
    2. Амортизационные отчисления и выручка от продажи имущества (за вычетом расхода при продаже);
    3. Кредиты банка и другие заемные средства;
    4. Личные средства работающих (сбережения, ваучеры, наследство);
    5. Акции и другие ценные бумаги.

 

 

 Фирма в системе рыночных отношений.  

Понятие и цели фирмы (предприятия).    

При микроэкономическом анализе  главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в  современной экономике именно фирмы  производят основную массу товаров  и услуг, которые удовлетворяют  потребности человека.

Предприятие - это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самодостаточностью, зарегистрированное как юридическое лицо, имеющий счет в банке и другие нормативно закрепленные атрибуты.


 

Фирма - это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность.


 

   

Фирма является первичным  звеном в системе хозяйствования, именно здесь осуществляется процесс  соединения факторов производства, создаются  товары и услуги, реализуются экономические  интересы субъектов хозяйствования. Фирма имеет следующие характерные  признаки:

это всегда организация людей (коллектив) связанный разделением  и кооперацией труда, общими экономическими интересами

деятельность на фирме  осуществляется путем использования  комплекса машин, по определенной технологии

фирму отличает экономическая  обособленность и хозяйственная  самостоятельность   

Основной стратегической целью фирмы является получение  максимальной прибыли. В отдельные  периоды времени у неё могут  быть кратковременные цели хозяйствования, например техническое перевооружение, эти краткосрочные, локальные, цели подчинены главной стратегической цели. К основным функциям фирмы можно отнести производство благ удовлетворяющих потребности общества и максимализация прибыли. Участниками деятельности фирмы являются собственники, управляющие, работники. Общий стратегический интерес всех участников - повышение эффективности деятельности фирмы, предприятия. Вместе с тем, каждый из субъектов имеет свои интересы, которые могут не совпадать с интересами других. По конечной цели хозяйствования фирмы делятся на:

коммерческие

некоммерческие.

Цель коммерческих фирм - максимальная прибыль. Некоммерческие фирмы создаются для оказания социальных услуг. По форме собственности  на средства производства, фирмы делятся  на:

  1. частные
  2. коллективные
  3. государственные
  4. смешанные

По принадлежности капитала выделяют:

  1. национальные
  2. иностранные
  3. совместные

Различают фирмы и по отраслевой принадлежности:

  1. промышленные
  2. торговые
  3. сельскохозяйственные
  4. кредитно-финансовые и другие

Законодательство РФ определяет организационно-правовые формы предприятий:

  1. единоличное владение
  2. товарищества
  3. корпорации и другие.

 

 

Поведение фирмы в  условиях совершенной и несовершенной  конкуренции.   

Стремление к получению максимальной прибыли есть тот критерий, который  определяет поведение фирмы, как  в течение короткого периода, так и в течение длительного  периода.

Короткий период - это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размены своих зданий, ни количество машин и оборудования, они остаются постоянными и не зависят от объема производства.


Другие факторы производства могут  изменяться и являются переменными. Продолжительность короткого периода  зависит от отрасли, технологии и  ряда других причин.

Длительный период - это такой отрезок времени, в который фирма может изменить свою мощность в зависимости от постоянно меняющихся уровней производства.


В длительном периоде фирма может  изменить объемы всех факторов производства, все они становятся переменными. Фирма комбинирует факторы производства с целью минимизировать затраты  на данный объем выпуска продукции.  
   Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции на рынке. При совершенной конкуренции не одна из фирм не может влиять на цену своей продукции, если она поднимет цену, то потеряет покупателей и уменьшит прибыль. Поэтому, что бы увеличить доходы, фирма вынуждена наращивать объемы производства. Для определения оптимального объема производства, необходимо сравнивать рыночные цены и предельные издержки на одну-две (и так далее) единицы своей продукции, каждая следующая единица будет добавлять определенную сумму, как к общим издержкам, так и к общим доходам. Эта определенная сумма и будет предельным доходом и предельными издержками. Если предельный доход больше предельных издержек, то прибыль увеличивается, прибыль сокращается, когда предельные издержки выше предельного дохода. Максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками. Если цена выше предельных издержек, то производство необходимо расширять. В случае если цена меньше предельных издержек, то производство нужно сокращать. 
   На рынке несовершенной конкуренции фирма влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продаж единичной продукции не изменен и равен рыночной цене, то на рынке с несовершенной конкуренцией увеличение продаж снижает цену, а значит и предельный доход. Чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции объемы производства и реализации продукции следует увеличить до тех пор пока предельные издержки будут меньше чем предельный доход, если предельный доход больше предельных издержек производство следует расширять, если меньше, то сокращать, если же они равны, значит фирма получает максимальную прибыль.

Информация о работе Рыночная экономика. Ее особенности и главные черты