Рыночная экономика. Ее особенности и главные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика является наиболее распространенным типом экономических систем в мире. Она представляет собой организацию экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные (служащие интересам государственной казны) рычаги.

Работа содержит 1 файл

введение в экономику инвестиций.docx

— 40.19 Кб (Скачать)

           Московский Авиационный  Институт( Национальный исследовательский университет).

                                                               Кафедра экономики инвестиций

                                                                   Курсовая работа на тему:

                                      «Рыночная экономика.  Ее особенности и главные черты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

                                             

 

                                                                                       2012 г.

Введение

Современная рыночная экономика является наиболее распространенным типом экономических систем в мире. Она представляет собой организацию экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные (служащие интересам государственной казны) рычаги. Основными чертами современной рыночной экономики являются многообразие форм собственности (государственная, муниципальная, частная, смешанная и др.), широкое распространение маркетинговой системы управления (выявление потребностей до начала производства), активное воздействие государства на развитие экономики (особенно социальной сферы).

Рынок предполагает непрерывную «борьбу  за выживание» всех участников рыночных отношений.  
Эффективность функционирования зависит не только от сбалансированности всех производственно-хозяйственных процессов внутри предприятия. Важнейшее, а во многом определяющее, влияние на деятельность предприятия оказывает внешняя среда, т. е. рынок. Следовательно, для того чтобы предприятие могло стабильно существовать, развиваться, решать многообразные стратегические и тактические задачи, необходимо учесть это значимое влияние рынка. 

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения. 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

                                                          Сущность рынка.

 
Понятийный аппарат рынка. Проблема изучения современной теории рынка  исключительно важна для всех стран, экономика которых  
функционирует на основе рынка.  
Как известно, экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю. При этом происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями - с другой.  
Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, во-первых, разъединяет производителей и разобщает их по видам трудовой деятельности; во-вторых, порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. При этом первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется, а производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

      В чем заключается  их содержание? При раскрытии  сущности рыночных отношений  надо иметь в виду, что в  экономической литературе приводятся  разные определения. Рынок –  одна из самых распространенных  в экономической теории категорий,  одно из основных понятий хозяйственной  практики. Зачастую понятие рынок  применяется как всем известное  не требующее каких-либо пояснений.  В действительности, и у нас,  и за рубежом имеются самые  различные толкования понятия  «рынок». Это послужило основанием  для утверждения отдельными авторами, будто бы до сих пор никому  не известно, что же такое рынок. В связи с этим целесообразно рассмотреть данное понятие несколько подробнее.

      Понятие «рынок»  многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения, оно неоднократно менялось.

      Как известно, рынок  формировался, развивался и развивается  сегодня в ходе функционирования  товарного хозяйства. Он прошел  путь от древних базаров, до  организованных современных рынков, оснащенных компьютерными технологиями  и техникой.

      При изучении сущности  рыночных отношений следует исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. 

        Кроме обращения как такового, рыночные отношения включают:  
1) отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;  
2) обменные процессы совместных предприятий с зарубежными  
фирмами;  
3) процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;  
4) кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;  
5) процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления,  
включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

       Лившиц А.Я.  рынок определял как взаимодействие  продавцов и покупателей. Каждый  из них самостоятелен в своих  действиях. При этом не обязательно быть собственником  покупаемого и продаваемого товара, можно действовать и по поручению. Покупателями могут быть отдельные граждане;  семьи;  фирмы;  посредники, приобретающие товары для последующей продажи (фирмы оптовой и розничной торговли); государственные учреждения.

      Поскольку за продавцами  стоят товаропроизводители, то  конкуренция заставляет их снижать  издержки производства, увеличивать  разнообразие продуктов, повышать  их качество. Для расширения рынка сбыта как традиционных, так и новых товаров, фирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Особенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями товара: цена; качество; преимущества перед существующими образцами; соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские свойства, которыми она отличалась бы от сходной продукции других конкурентов. На рынке побеждает тот товаропроизводитель, конкурентоспособность продукции которого выше.

        Современный  рынок все больше превращается  в рынок новинок, ибо новизна  стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность и долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетической; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологий, информации, рабочей силы, капиталов и валют.

         Опыт показал,  что современная рыночная система  лучше, чем другие, приспособлена  для использования достижений  научно-технического прогресса,  интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов и высокоэффективной хозяйственной деятельности.

         В чем  же состоит сущность рынка?  Можно дать несколько определений,  раскрывающих его сущность.

         Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.  
         Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.  
         Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей товара.  
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.  
Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности: 

1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление. 

Хотя, конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы - ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформирования обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.  
Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т. е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником производственной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения  
различных слоев общества.

         Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.  
         Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

 

                   

Условия возникновения и определения  рынка

      Часто говорят,  что рынок – одно из величайших  достижений цивилизации. Это –  правильно. Однако следует помнить,  что возникновение и становление  рынка – это не результат  достижения разума, а следствие  очень длительного исторического  процесса развития.

       Каковы же исторические  условия, сделавшие рынок объективно  необходимым?

       Первое условие  – общественное разделение труда,  возникшее в глубокой древности.  История знает ряд крупных  ступеней общественного развития  труда. Первая из них – отделение  скотоводства от земледелия, вторая  – выделение ремесла как самостоятельной  отрасли, углубление специализации отдельных производств. Это процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

      Разделение труда  неизбежно требует обмена. Уже  древние скотоводы нуждались  в продуктах земледелия, а земледельцы  отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

       По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, чтобы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если последние хотели приобрести предложенные им предметы , они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

        Здесь мы  имеем перед собой зародыш  бартера – одной из простейших  форм обмена. Конечно, ему еще  далеко до подлинного рынка.  Ведь интересы «покупателя» и  «продавца» могли не совпасть. Тогда приходилось совершать  не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

         Развитие  обмена привело к появлению  денег, которое расширило стимулы  к производству тех или иных  товаров специально для продажи.  Только тогда и смогло появиться  товарное производство в подлинном  смысле слова, т.е. производство  таких изделий, которые нужны  их производителю не для собственного  потребления, а в качестве носителя  стоимости, позволяющего получать  взамен десятки других нужных  для него предметов. 

         Второе  условие складывания рыночных  отношений – это экономическая  обособленность производителей. Товарный  обмен обязательно предполагает  стремление к эквивалентности.  Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникло на основе экономической ограниченности, обособленности интересов.  Эта обособленность исторически возникла на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные – с государственным участием и т.д.)

Информация о работе Рыночная экономика. Ее особенности и главные черты